Пишу и сердце плачет, душа разрывается. Почему пишу не знаю – наверное надо выговориться, дома как могу скрываю свое горе, стараюсь держаться, не хочу, чтоб мама опять плакала.
Вчера не стало моей тети, маминой сестры. Отказали почки, а без диализа долго не живут.
Жила она в деревне на Урале. Еще месяц-полтора назад звонила, рассказывала, что у них стоят очень сильные морозы, такие что даже одеяло на входную дверь навешивали тк сильно выстужалось тепло. Почками она мучилась всегда, но к врачам из деревни особо не попадешь, несколько лет назад предлагали ей убрать камни, операция платная, откуда деньги у пенсионерки? Почки работали все хуже, в своем доме ей было тяжело – печь топить надо, хозяйство содержать, в огороде работать… Постепенно перестала держать коров, бычков, курей не знаю держала ли в последние годы…
У тети было два сына. Один жил в той же деревне на другом ее конце в бабушкином доме, второй в другом поселке не особо близко и не сильно далеко, так, пара часов езды. У обоих сыновей росло по маленькому сыну, одногодки, года по три-четыре им, тетка возилась с ними. Внук, тот что жил в одной деревне с ней бабушку любил, второго внука видела не столь часто – невестка предпочитала воспитывать его «по науке», кормить по какой-то там особой системе, мальчишка рос худущим, любил бабушкину выпечку, но невестке не нравилось, что кормит ребенка мучным, ругала тетю.
С первой невесткой сложились теплые отношения, часто сидела с внуком пока старший сын строил новый дом. С младшей невесткой отношения не ладились – любые действия моей тети вызывали агрессию, невестке не нравилось, что свекрови все время требовалась какая-то помощь – то крыша течет, то крыльцо завалилось, то дрова привезли, надо бы распилить да в сарай сложить… Тетя старалась меньше к младшему сыну обращаться, выкраивала деньги, нанимала кого-нибудь дрова пилить…
В огороде тоже от сыновей помощи было не дождаться, участок тетя как могла вскапывала сама. Невестка с семьей приезжала что-то там садила, но часто скандалила если другому внуку доставалась клубника или еще какая ягода или тетка сама что-то пыталась запасти себе на зиму. По настоянию невестки огород разделили на две части «тут не тронь это наше», «а там сами ковыряйтесь как хотите». Тетя со слезами на глазах рассказывала маме об этом разделе, говорила, что тяжело ей копать свою половину, да и все равно приходилось ухаживать полностью за всем огородом – не оставишь же половину не полотой и не политой, а вручную воду с колодца попробуй то натаскай. Невестка же всегда была недовольна – что полить не могла? вечно придуряешься, ничего у тебя не болит!
А тетя она такая. Возразить, осадить не могла. Лишь украдкой плакала по телефону.
Несколько месяцев назад тете стало совсем плохо. Она была уже не в состоянии протапливать дом по несколько раз за день, не могла принести дров, топила через день, лежала в холодном доме. Старший сын часто пил, старшая невестка разрывалась между семьей и работой.
Младшая невестка приехала и закатила скандал – она боялась потерять дом, боялась что без завещания на часть свекрови сможет претендовать старший брат.
-Поехали к нотариусу! – орала она, - Хватит придуриваться! Ничего у тебя не болит! Ты просто не хочешь ехать!! Просто не хочешь!
А тетя всегда считала этот дом домом для младшего сына, старшему достался бабушкин. Переписывать на младшего свою долю не хотела – хотела дожить в своем доме, были опасения что такая невестка может убедить сына выставить дом на продажу и куда тогда ей идти? Так и говорила – останется же без жилья сынок!
Как же разрывалось сердце, когда тетя плакала по телефону. Тетю забрали в больницу. Врачи сказали, что почки мертвы, нужно удалять. От операции тетя отказалась – видимо понимала, что без ухода в деревне умрет. А жить без почек – на диализ в город не наездишься, да и не в состоянии тетя была ехать несколько часов до города в больницу.
Сыновей не особо заботило состояние матери. Несколько недель назад она позвонила и сказала, что больше не берет трубку телефона – даже заряжать телефон ей было тяжело, тетя уже практически не вставала с постели. Говорила, что лежит голодная, не ела несколько дней, не в состоянии встать и сварить что-нибудь. Говорила, что дом не топлен – занесенные дрова закончились, а принести из сарая ей не под силу, ходить не может, падает. Говорила, что не может обратиться за помощью к подругам потому что не в силах дойти до двери чтоб впустить кого-либо, а уж до калитки тем более. Сказала, что из-за того что моча не выходит сильно раздуло ноги и вся она сильно отекла.
Один раз тетя собралась с силами и запустила подругу, принесшую еды, но есть не смогла – тетка предпочитала простое обычное питание, а подруга либо не умела варить, либо добавляла что-то не особо съедобное, может с томатом готовила или еще как – тетя сказала гадость неимоверная, есть не смогла и как говорит люди такое едят…
Мама звонила ей, но тетя не брала трубку… Тетя надеялась, что на выходные приедет младший сын, тогда накормит, что-то сварит, дом протопит… Но тот ввалился в дом, кинул охапку дров и тотчас уехал. Не спросил ни о самочувствии, не посмотрел, что дом ледяной, не глянул есть ли у матери что поесть…
Вот так тетя, всю жизнь бывшая бессребреницей, доглядывавшая всю нашу многчисленную родню, ухаживавшая за всеми больными родственниками, «кормившая» семьи родни из разных городов, поднимавшая сыновей и нянчившаяся с внуками осталась совершенно одна и без помощи. Как же это страшно, когда знаешь об этом и ничем, абсолютно ничем не можешь помочь. Мама говорила, это же сыновья, а сыновья – не дочери…
Потом тетю вновь забрали в больницу. Там видимо был диализ потому что тетя сказала, что отеки немного уменьшились. Несколько дней назад ее вновь привезли домой. И она опять осталась без ухода. И без такого жизненно необходимого ей диализа. Почему выписывают таких больных? Не знаю, но понятно, что шансов выжить в таких условиях просто нет. Мама говорила с ней еще раз. Последний. Тетя вновь ждала сыновей. Наверное, интоксикация была уже полным ходом и состояние было тяжелым – речь была уже путаная и невнятная, почти ничего не понять. А может еще и инсульт догнал, кто там проверял как и что…
И вот вчера тети не стало. Дождалась невестка. Дождалась когда ненавистная свекровь перестанет ей отравлять душу своим существованием…
Никогда больше не увижу ее… Не услышу смех, ее характерный говорок… И не услышу ее «вотьтета» над которым я всегда смеялась… Мама говорила у меня ее лицо и характер…
Как же горько и тяжело на душе… Стараюсь не плакать и не могу – сердце разрывается. Как так можно поступать со своей семьей? Со своей матерью? Хочется думать что тетя отмучилась и ей сейчас хорошо и спокойно там где она сейчас, но душу коробит. Каменные души у сыновей. Или это я такая? Почему старший сын не забрал мать к себе домой? Почему? Ведь тетя не лежачая была, просто ей нужен был хоть какой-то уход, чашка супа, тепло, да слова поддержки… Неужели мысль что дом достанется младшему и водка все застило? А младший? Неужели ночная кукушка дороже матери? Ведь мать это тоже семья. Жен может быть много, а мать – одна. Или это я такая неправильная? Тяжело, очень тяжело на душе
Остается только помнить...