Найти в Дзене
РусьКукусь

Это должен знать каждый предприниматель. Менеджмент — что это такое? Виды, задачи, функции, цели, специалисты.

Менеджмент – комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации. Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов и сферы, желает увеличить доход и повысить уровень конкурентоспособности. Успех фирмы будет напрямую зависеть от того, насколько руководитель разбирается в менеджменте и координирует работу
Оглавление

Менеджмент – комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации. Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов и сферы, желает увеличить доход и повысить уровень конкурентоспособности. Успех фирмы будет напрямую зависеть от того, насколько руководитель разбирается в менеджменте и координирует работу подчинённых.

Что это такое?

Понятие «Менеджмент» пришло к нам из английского языка, и если переводить дословно, оно означает «умение руководить». Любопытно, что слово знакомо практически каждому россиянину, однако, далеко не каждый способен объяснить, в чём заключается суть менеджмента.

Согласитесь, что ни одно предприятие не способно функционировать без управления, иначе рабочий процесс носил бы хаотичный характер. Искусство управления выделилось в обособленную науку не так давно, но характер деятельности знаком человеку буквально с первобытных времён.

Необходимость управления неразрывно связана с разделением труда, и человек это осознал ещё в тот момент, когда его речь не была членораздельной. Почему социум не может жить без управления? Так жить проще и это единственный путь к порядку и цивилизации. Со временем каждый человек стал выполнять отведённую ему роль. Охотиться на мамонта, вести хозяйство, строить дома проще вместе, но с тем учётом, что каждый член коллектива будет заниматься своим делом.

Человек развивался, менялось его восприятие, и строгие социальные рамки становились неотъемлемой нормой общества. Так постепенно возникло осознание того, что управление – это не набор команд и установок, это полноценная отрасль науки, имеющая свою специфику и разновидности.

Если привязывать появление менеджмента к конкретной дате, то стоит упомянуть 1911 год, когда на свет появилось творение Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Более ста лет назад менеджмент был выделен в обособленную науку, сложную, но постижимую для тех, кто желает познать психологию управления.

Менеджментом принято называть совокупность действий и мер относительно управления подчинёнными на предприятии для достижения поставленных целей.

В данном случае, говоря о целях, мы имеем в виду увеличение дохода компании, повышение уровня престижа, увеличение объёмов производства. Грамотный управленец обязан «от» и «до» знать основные принципы управления персоналом, именно поэтому менеджмент является той базой, которая соединяет руководителя и подчинённых.

«Менеджмент» достаточно многоуровневое понятие, и оно включает в себя несколько аспектов:

  1. Талант управления. Руководитель обязан понимать, в каком ключе двигается компания, на что она ориентирована, какие цели желает достичь. На основании этих данных, формируется план по управлению персоналом, разрабатываются основные подходы для достижения поставленных задач;
  2. Контролирующая функция. Мало раздать указания, необходимо координировать процесс выполнения задач. Кроме того, необходимо применять методы поощрения работников, стимулировать их деятельность. Можно делегировать свои полномочия менеджеру с опытом работы;
  3. Умение создавать благоприятный климат в коллективе, где каждый работник ценен и незаменим;
  4. Умения грамотно распределять человеческие ресурсы;
  5. Анализ рынка и актуальности работы предприятия. Умение переориентировать работников, дать новые вводные.

Руководитель 21 века обязан ознакомиться со всеми принципами менеджмента, и умело применять их на практике. Менеджмент часто ещё называют искусством управления людьми, где управленец должен уметь направить работника в любой, даже самой стрессовой ситуации. Кроме того, менеджмент является отраслью науки, позволяющей в ВУЗах выпускать отменных менеджеров, в которых страна нуждается, особенно в кризисный период.

Как может помочь менеджмент

Новички, желающие, открыть собственное дело с нуля , ошибочно считают, что менеджменту не стоит учиться, и уж тем более тратить на это много времени. На самом же деле, неважно, сколько людей у вас находится в подчинении – два или двести, базовые навыки управления персоналом необходимы везде.

С первого взгляда может показаться, что давать указания и следить за рабочим процессом проще простого, но это заблуждение. Хороший руководитель становится «универсальным солдатом», который разбирается в любом вопросе, связанным с отраслью его деятельности. Чтобы давать указания, необходимо уметь показать на собственном примере, как именно нужно выполнить работу.

Опытный управленец всегда просчитывает ситуацию наперёд, он предвидит возможные ошибки и постарается оптимизировать расход сил, средств и времени. Представьте себе, что организация меняет своё место расположения. Чтобы переезд прошёл максимально безболезненно, необходимо выделить основные этапы переезда, отсортировать документы, вещи и инвентарь. Менеджер без должного опыта не придаст значения процессу переезда с одного помещения в другое, чем лишь усложнит работу коллектива.

Менеджмент преследует основную цель – наладить рабочий процесс, добиться максимальной работоспособности коллектива. Нередки случаи, когда компанию, погрязшую в долгах и рутине, спасал грамотный менеджер, который полностью проанализировал рабочий процесс, нашёл в нём недостатки и устранил их. С лучших менеджеров берут пример, их заработная плата существенно выше, чем у рядового сотрудника, так как они способны вести за собой толпу, мотивировать и обучать.

Виды

Предлагаем рассмотреть основные виды менеджмента, каждый из которых применим к конкретной ситуации, возникшей в ходе производственного процесса.

Знакомство с каждым из них обеспечивает управленцу доступ к базовым методам управления персоналом в той или иной ситуации.

Стратегический менеджмент

Стратегическое планирование деятельности компании позволяет обозначить дальнейшие ориентиры и способы развития. Разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия, прописывается детальный план действий, который должен быть реализован в определённые сроки.

Суть стратегического менеджмента заключается в том, чтобы различными путями принести дополнительный доход компании. Это может произойти за счёт увеличения числа продаж, привлечения новых технологий, увеличения объёма реализуемой продукции, ребрендинга и прочее. Управленец, желающий вывести компанию на новый уровень дохода, должен проанализировать все имеющиеся возможности и выбрать оптимальный вариант для увеличения прибыли.

Это сложная задача, требующая много времени и сил, однако, она способна существенно повлиять на дальнейшую деятельность компании и её положение на рынке. Как только план будет разработан и утверждён, необходимо донести до каждого из сотрудников, какой спектр полномочий он имеет, какие задачи ему необходимо выполнить.

Финансовый менеджмент

Этот вид подразумевает работу с материальным потенциалом компании, а так же его эффективным распределением. Финансовый менеджмент обычно касается деятельности финансового директора, он координирует все процессы, связанные с выделением средств и поступлением новых денег в общую казну предприятия.

Финансовый директор должен объективно оценивать финансовые возможности компании, а так же разрабатывать детальный план по распределению бюджета. Эксперт в области финансов должен постоянно проводить антикризисную политику, независимо от положения дел в компании. В его обязанности входит поддержание финансовой стабильности организации и предупреждение опасных ситуаций.

Информационный менеджмент

Мы живём в эпоху новейших технологий, позволяющих бесперебойно получать доступ к информации, соответственно, не удивительно, что информационный менеджмент выделился в отдельный вид. Если руководство желает иметь прогрессивную компанию, оставляющую конкурентов позади, то необходимо обеспечить работников фирмы всем необходимым программным обеспечением.

За счёт ПО работа сотрудников становится более эффективной, они имеют возможность получать доступ к новой информации, анализировать и выполнять оперативно поставленные перед ними задачи. Менеджеры, ориентированные на работу в данной сфере, обладают набором специфических навыков, которые существенно влияют на продвижение бизнеса.

В круг обязанностей менеджера входят следующие пункты:

  • Совершенствование и упорядочивание делопроизводства на предприятии;
  • Анализ положения компании на рынке;
  • Анализ запросов потребителей;
  • Работа, направленная на взаимодействие с сотрудниками, обработка информации о каждом из них, финансовых вопросах и прочее.

Производственный менеджмент

Пожалуй, одно из самых востребованных сегодня направлений в менеджменте, ориентированное на производственный потенциал компании. Знание основных принципов производственного менеджмента позволяет увеличить количество продаж, объём производимой продукции, укрепление позиций компании по отношению к конкурентам.

Любой коммерческой организации крайне важно иметь грамотного руководителя, способного правильно организовать работу предприятия, распределить обязательства среди работников, а так же задать вектор деятельности. Крайне важно иметь представления о всех нововведениях в сфере менеджмента, применять инновации в процессе построения рабочего процесса, так как эффективное распределение труда напрямую влияет на уровень продаж и доход.

Какие задачи способен решить производственный менеджмент?

  1. Осуществление постоянного контроля над рабочим процессом. Умение предотвратить ошибки, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на работе компании;
  2. Контролировать рабочий персонал в процессе выполнения поставленных задач. Применять систему поощрения и стимулирования для улучшения эффективности работы компании;
  3. Создать все благоприятные условия для бесперебойного производственного процесса;
  4. Контроль за эксплуатацией рабочей техники и оборудования.

Производственный менеджмент представляет собой всеобъемлющий контроль за основными направлениями деятельности компании, от работы каждого из сотрудников по отдельности, до комплексного производственного процесса.

Риск менеджмент

Каждый предприниматель отдаёт себе отчёт в том, что ни одна компания в мире не функционировала бесперебойно. В любом случае может возникнуть «острый» момент, связанный как с внутренними, так и внешними процессами. В таких ситуациях крайне важно иметь заранее выстроенный план выхода из кризисной ситуации, который можно применить для улучшения всех показателей компании. Кроме того, в условиях мирового кризиса и нестабильной ситуации на рынке, крупным фирмам не обойтись без эксперта по риск-менеджменту.

Чем отличается этот специалист от других менеджеров? Он постоянно находится на чеку, анализируя положение дел компании и просчитывая все возможные риски, с которыми она может столкнуться на пути своего функционирования. Эксперт делает прогнозы, предупреждает руководство об опасности, позволяя выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями для компании.

Как на практике работает риск-менеджер?

  1. Эксперт занимается аналитической деятельностью, в ходе которой выявляются риски. Просчитывается степень опасности и тот, урон, который может быть нанесён организации;
  2. Далее разрабатываются пути выхода из сложившейся сложной ситуации;
  3. Эксперт создаёт уникальный план по выходу из кризисной ситуации с детальными расчётами, описанием последствий и возможных убытков;
  4. Риск-менеджер находится в постоянной работе, ежедневно анализируя новые данные, что могут существенно изменить нынешнее положение дел на фирме.

Риск-менеджер – это одна из важнейших фигур в компании, поскольку он помогает избежать стрессовые для компании ситуации и даже предотвратить факт банкротства.

Экологический менеджмент

В России сфера экологического менеджмента пока развита довольно-таки слабо. Отечественные предприятия пока больше заботятся о прибыльности, построении слаженного коллектива, конкурентной способности, но не задумываются о том уроне, какой может быть нанесён окружающей среде. В Европе и США более щепетильно относятся к данному вопросу и экологическое сознание там развито сильнее.

Деятельность компании в сфере экологического менеджмента помогает проанализировать, оказывает ли негативное влияние производимая продукция, рационально ли используются природные блага. Грамотная работа эксперта позволяет выявить пути решения накопившихся проблем. К примеру, можно заключать контракты на утилизацию отходов, совершенствовать методы производства продукции, снижая количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

Экологический менеджмент позволяет найти альтернативные способы работы предприятия, тем самым регулируя его взаимоотношение с контролирующими органами, уберегая от штрафных санкций.

Примечательно, что «рождение» экологического менеджмента принято связывать с проведением в 1992 году саммита в Рио-де-Жанейро. Главы государств сошлись на мнении, что в 21 веке необходимо крайне осмотрительно относиться к вопросам экологии и антропогенной деятельности. Экологический менеджмент стал одним из основополагающих направлений дальнейшего развития цивилизованных стран .

-2

Цели

Теперь пришло время понять, какие же цели преследует менеджмент и почему ни одно успешное предприятие сегодня не обходится без базовых знаний менеджмента. Что вы лично подразумеваете под словом «цель»? Многие из нас ежедневно размышляют о целях в жизни, но какова же цель любой коммерческой организации?

Целью можно считать конкретный результат деятельности предприятия. Это отправная точка, от которой компания начинает свой долгий путь становления и продвижения. Цели менеджмента ровным счётом такие же, как и цели любой коммерческой организации, независимо от её рода деятельности и масштабов.

Основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.

Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей. Мы сейчас говорим об общих целях, присущих практически всем организациям, специализирующимся в сфере продаж, однако, каждое предприятие уникально и имеет свои внутренние цели, задачи.

Цели позволяют компании, как можно дольше продержаться на рынке, а их смена и трансформация продлевает жизнь предприятию, вносит коррективы и позволяет переходить от одного спектра работ к другому. Руководство, осознающее, какие цели поставлены перед ним, обеспечивает благоприятные пути их достижения, налаживает климат в коллективе, эффективно распределяет материальные и человеческие ресурсы.

По времени исполнения, можно выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Краткосрочные цели более детализированы и конкретизированы, в то время как долгосрочные цели более туманны и абстрактны.

-3

Задачи и функции

Цель поставлена, теперь следует разобраться с путями её достижения.

Давайте более детально разберём основные функции и задачи менеджмента.

Основные задачи менеджмента:

  1. Комплекс решений, направленных на дальнейшее развитие компании, поддержание её статуса и объёма продаж;
  2. Создать благоприятный облик предприятию, представляя его, как успешного партнёра, надёжного и стабильного;
  3. Выявление новых путей развития организации;
  4. Анализ деятельности компании на предмет обеспечения рабочего коллектива всеми необходимыми благами;
  5. Работа с сотрудниками, создание благоприятного климата в коллективе. Налаженная система поощрений и бонусов, стимулирующих деятельность сотрудников;
  6. Сохранение и приумножение капитала;
  7. Анализ возможных рисков, способных привести компанию к краху;
  8. Комплексный контроль всех сфер работы компании.

Важно понимать, что перечисленные задачи имеют обобщённый характер и каждая отельная организация добавляет к этому перечню несколько позиций, в зависимости от сферы и внутренних задач.

Полное осознание важности менеджмента невозможно без знакомства с базовыми функциями, каждая из которых дополняет наше представление о менеджменте.

Функции:

  • Планирование. Любое предприятие ставить перед собой глобальные цели и выявляет спектр основных задач, которые необходимо будет разрешить за определённый промежуток времени. Без детализации и планирования невозможно очертить круг дальнейших действий. Необходимо заблаговременно ознакомиться с теми проблемами, которые ожидают компанию на пути своего становления, а так же найти оптимальные пути их решения. Планирование дисциплинирует, помогает оптимизировать расходы, распределить ресурсы и производственные силы;
  • Нацеленность на положительный результат. Правильно выработанная стратегия, строго очерченный список задач и наличие единой глобальной цели в значительной степени стимулируют работу компании. На плечи руководства возложена задача донести до каждого члена рабочего коллектива, насколько важны поставленные цели и каким образом можно их достичь;
  • Грамотная организация работы. Хаотичность в рабочем процессе губительна. Она тормозит работу компании, обнажая её слабые места, поэтому крайне важно управленцу грамотно организовать рабочий процесс, чтобы, независимо от локальных проблем, единый результат коллектива был положительным;
  • Координация. Управленец обязан быть вовлечённым в рабочий процесс, чтобы суметь вовремя направить работника, стимулировать и подсказать. Функция не настолько важна, как предыдущие, но она позволяет пресечь возможные ошибки и недоработки ещё на начальной стадии;
  • Контроль. Мало раздать указания работникам, важно контролировать все сферы производственного процесса. Контроль помогает в процессе анализа деятельности фирмы, а так же позволяет выявить ошибочные решения, принятые ранее. Контроль должен выполняться грамотно и мягко, чтобы не возникало ситуации, когда управленец нависает над работником, будто коршун над жертвой;
  • Поощрение. Каждый работник индивидуален, он имеет свои взгляды на рабочий процесс и желает видеть отклик на собственные действия, поэтому важно не игнорировать, а поощрять и мотивировать персонал. Для этого стоит заранее продумать систему поощрений, выделить средства в бюджете для премий лучшим работникам, организовывать совместный досуг работников для улучшения их взаимоотношений.

Знание базовых задач и функций позволяет управленцу правильно расставить приоритеты и выстроить сильную конкурентоспособную компанию.

Советы

  1. Успешный менеджер должен уметь обучать коллектив и параллельно обучаться самостоятельно, только тогда он сможет быть в курсе всех последних тенденций и выведет компанию в правильное русло;
  2. В России на сегодняшний день наблюдается дефицит квалифицированных менеджеров, поэтому к процессу подбора управленца стоит относиться со всей ответственностью;
  3. На данный момент в сети функционирует несколько крупных онлайн бизнес-школ, поэтому можно даже самостоятельно познать все тонкости менеджмента;
  4. Управленец должен быть в курсе всех последних событий в сфере менеджмента, чтобы достояно представлять свою компанию на мировом рынке;
  5. Ознакомьтесь с биографиями известных ТОП-менеджеров, там вы сможете почерпнуть ценные советы, которые помогут вам в построении карьеры;
  6. Эксперты считают, что к менеджменту необходимо относиться с почтением, ведь он представляет собой цепочку взаимоотношений, в которых важно остаться человеком и найти подход к другим людям.
-4

Вывод

Менеджмент является фундаментом в построении бизнеса, поэтому каждый управленец обязан ознакомиться с базовыми знаниями и применять их на практике. Основы менеджмента были заложены ещё задолго до оформления направления в отдельную отрасль знаний и сегодня без них невозможно повысить эффективность работы предприятия, вывести его на более высокий уровень дохода. Знание основ менеджмента позволяет «выращивать» грамотных управленцев, а компании процветать и развиваться.

«Эксперты считают менеджмент одной из самых востребованных наук 21 века. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы считаете, статья помогла вам разобраться в основах менеджмента? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью!