Найти в Дзене
Владимир Добрицкий

Главный в цирке - зритель.

Несколько минут пообщался со старейшим российским клоуном, легендарным цирковым артистом Евгением Майхровским. С удовольствием делюсь его прямой речью.
Клоун Май (Евгений Майхровский)
Настоящий клоун должен быть с интеллектом
"Как правило, коверные не загружали себя никогда чрезмерным гримом. Енгибаров, Дуров, Николаев, да и Никулин с Шуйдиным - минимальный грим всегда на манеже. Им нечего было

Несколько минут пообщался со старейшим российским клоуном, легендарным цирковым артистом Евгением Майхровским. С удовольствием делюсь его прямой речью.

Клоун Май (Евгений Майхровский)
Клоун Май (Евгений Майхровский)

Настоящий клоун должен быть с интеллектом

"Как правило, коверные не загружали себя никогда чрезмерным гримом. Енгибаров, Дуров, Николаев, да и Никулин с Шуйдиным - минимальный грим всегда на манеже. Им нечего было за гримом прятать, понимаете? Во - первых, русская школа клоунады предполагала, прежде всего, характер у клоуна. Харизму, если хотите. Нужно с чем-то таким родиться, чтобы потом эти качества развить и это помогло бы тебе в работе. Во -вторых, нужна хорошая актерская школа. Склонность к импровизации, правильная речь. Ну и в - третьих, советский клоун всегда славился трюковым содержанием. Поэтому наши отечественные клоуны, как правило, и жонглируют, и сальто могут крутить, да и на музыкальных инструментах играют. Владеют, так сказать, жанрами. Главный в цирке - зритель. И, если зритель откликается на то, что на манеже происходит, значит всё правильно мы делаем. Вот очень хороший клоун Полунин. Замечательный. Он, правда, исповедует буффонаду, а она всегда была ближе западному цирку, чем отечественному. Но у него есть свой зритель. И это прекрасно. От клоуна вообще в цирке зависит очень многое на самом деле, и если это клоун с интеллектом, а не только с набором каких-то гэгов, программе обеспечен успех."

Клоун Май и ваш покорный слуга в ростовском цирке. Фото Дмитрий Добрицкий.
Клоун Май и ваш покорный слуга в ростовском цирке. Фото Дмитрий Добрицкий.

О пользе импровизации

"В цирке может всё, что угодно произойти. А коверный клоун, который работает между номерами должен уметь не только рассмешить зрителя, но и отвлечь его внимание, немного потянуть время, когда, например, затягивается смена ковра или расстановка реквизита для следующего номера. Импровизация часто помогает не потерять контакт со зрителем. Вот у меня была реприза "Часы". Я брал у любого зрителя наручные часы, ронял их, а потом "ремонтировал". И молотком бил по ним, в том числе. Потом мы возвращали зрителю его часы невредимыми. И вот однажды в Ленинграде, обращаюсь к одному из зрителей с просьбой дать мне часы, и вдруг откуда-то сверху мужчина кричит:"Это подсадка! Это ваш человек! Вы здесь, у нас часы возьмите". Я буквально взлетаю наверх, говорю: "Давайте ваши часы! А тот, кто кричал, отвечает: "А у меня часов нет, вот у соседа моего возьмите. И тут я понимаю, что необходима какая-то фраза, что-то, что должно зал "включить" в этот наш диалог. И я громко спрашиваю: "А вы точно уверены, что ваш сосед, который сейчас дал мне часы не наш человек!?" Зал, конечно, раскололся, все засмеялись и я с победой спустился на манеж."

Вспоминая Юрия Никулина

"Юрий Владимирович был замечательный человек и шутник большой. Общаться с ним было в удовольствие. Он прекрасно импровизировал. И заряжал меня своей энергетикой.

Юрий Никулин. Фото Яндекс-Картинки.
Юрий Никулин. Фото Яндекс-Картинки.

Вспомню три случая, связанных с ним. Никулин рассказывал однажды, что когда он был на гастролях в Америке, местные зоозащитники возмутились, что у медведей маленькие клетки. Никулин был руководителем поездки, помимо того, что в программе клоуном работал и возмущения защитников животных американские журналисты адресовали, разумеется, ему. Юрий Владимирович говорит: "Господа журналисты, на самом деле, эта клетка необычная. Это точная копия сибирской берлоги. Если хотите проверить - поезжайте к нам в Сибирь. Милости просим!" Или вот еще история. Работали в одной программе с Никулиным силовые акробаты. Уходят на свой номер и говорят ему: "Юра, у нас тут на сковородке котлеты, ты попереворачивай, пока мы отработаем, чтоб не пригорели, ладно?" Идет номер. Один акробат лежит, второй у него на руках стоит, зрители в зале напряженно наблюдают за этим и тут Юрий Владимирович со сковородкой выбегает, подходит к артистам и громко так говорит: "Ребят, что-то не пойму переворачивать или нет?". Ну, и наш с ним диалог вспомню. Это была одна из первых встреч с ним, в 1970 году, у меня тогда только дочка родилась. Я еду в Баку на гастроли. Встречаемся с Никулиным, он спрашивает: куда едешь? В Баку. Он: а я только, что оттуда. Я, конечно, давай его расспрашивать: как там с проживанием, какие условия в цирковой гостинице? Никулин говорит: внизу ресторан. День и ночь азербайджане гуляют! Крик, шум, драки - всё, что хочешь. Не соскучишься. Воды горячей нет. Холодная бывает редко. Мышки бегают, тараканчики тоже случаются. Я за голову хватаюсь! Юрий Владимирович посмотрел на меня и говорит: но дочку, Женя, бери обязательно! Наши цирковые всюду выживают!"

Евгений Майхровский (клоун Май). Народный артист РСФСР. Родился 12 ноября 1938 года в цирковой семье. В 1972 году стал выступать под псевдонимом Май. В репертуаре Евгения Бернардовича наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли. Создал собственный цирк «Май», в котором выступала вся его семья: жена Наталья Ивановна — клоунесса по прозвищу Куку, сын Борис — сценический псевдоним Бобо, дочь Елена — Лулу, внучка Наташа — Нюся и др. В Ростовском цирке в 2021 году выступал с программой "Ласта Рика".