Найти тему
Банки Сегодня

Кондитеры голодают? Цены на вафли и конфеты могут вырасти

Оглавление

Мы уже привыкли к постоянным новостям о рестрикциях и санкциях в отношении России. США блокируют российские компании, высылают дипломатов – что поделать? Но иногда в новостной ленте проскакивают действительно обидные сообщения.

Вафли и конфеты отечественных производителей могут подорожать – на 10-15%! И это не предел.

Почему? Анонимные источники объясняют, что это связано с издержками кондитеров. Так ли это? Считать чужие деньги – крайне интересное занятие. А потому мы пройдёмся по структуре расходов, которые несут кондитеры, чтобы понять: действительно ли они голодают? Есть ли предпосылки для удорожания продукции и с чем они связаны?

Кондитерские изделия: за что платят производители?

Российский рынок сладостей поделен между крупными и средними заводами. Суммарный объём – около 3 млн. тонн продукции в год. Примерно 30% всех мощностей генерируется всего 25 заводами. Остальные фабрики, коих примерно 1000, поделили между собой оставшиеся 70% рынка. Среди самых крупных компаний – Nestle (Самара), фабрика «Красный октябрь», завод «Рот Фронт», концерн «Бабаевский».

Продукция условно делится на две группы:

  • сахарные изделия (шоколад, конфеты, ирис, мармелад, драже, халва и прочее);
  • мучные изделия (печенье, вафли, кексы, торты, рулеты, пироги и т.д.).

Деление условное, ведь кое-где разные группы перекликаются. Товары должны соответствовать требованиям Технических регламентов по составу, пищевой ценности и безопасности. Соответственно, заводы не могут просто заменить одни ингредиенты другими. Мало того, что это чревато потерей потребителя, так и ещё и Роспотребнадзор не обрадуется.

Издержки заводов можно условно разделить на пять категорий:

  1. Закупка сырья, материалов и оборудования;
  2. Наём работников и оплата их труда;
  3. Аренда и содержание помещений;
  4. Налоги, сборы, социальные платежи;
  5. Реклама и логистика.

Есть ли предпосылки для роста цен?

Сначала стоит исключить то, что в последнее время не подорожало. О росте зарплат ничего не слышно: напротив, кое-где наблюдается снижение доходов. Новых налогов не вводили, старые сборы не повышали. Цены электричества, тепловой энергии, топлива в последнее время если и росли, то незначительно (в пределах 1-2%). 3 из 5 ключевых статей расходов не повысились.

Зато есть сферы, где затраты снизились. Это касается рекламного рынка: из-за пандемии стоимость продвижения товаров сократилась. Можно снизить издержки. Что касается логистики, она усложнилась из-за COVID-2019, но кое-где стала дешевле за счёт более высокой конкуренции транспортных компаний.

Остаётся одна сфера, потенциально генерирующая рост: закупка сырья, материалов и оборудования. Цены на сахар заморожены аж до 1 июня 2021 года, на растительное масло – до 1 октября 2021 года. Но остаются другие составляющие, которых немало. Растёт цена на муку, которая необходима для выпуска целой группы изделий.

Дорожает какао (западноафриканские страны), упаковка (по большей части – импортная), пальмовое масло (завозят с азиатских рынков) – сами по себе. Изменяется и цена на оборудование, поскольку обесценивается российский рубль. Девальвация стала одним из ключевых экономических трендов в 2020 году (доллар подорожал с 61,9 до 73,87 российского рубля).

Ничего не поменялось и в нынешнем сезоне. Так, доллар уже подорожал до 76,9 руб., и нет сомнений, что рост продолжится. На рынке – высокие девальвационные ожидания. Каждый чих Байдена и его клики заставляет биржи то лихорадочно скупать российские активы, то столь же яростно избавляться от них. Всё это раскачивает и без того шаткий рынок.

Резюме. Предпосылок мало, но кондитерские изделия подорожают

Итак, аппетиты кондитерских фабрик растут, а потому рост цен на их товары неизбежен. Но дело, как выясняется, не только и не столько в компаниях. И хотя беглый анализ показывает, что предпосылок для подорожания мало, сомневаться в их неизбежности не приходится. Главное, что подстёгивает рост цен – нестабильность российского рубля.

Поскольку значительная часть сырья и материалов экспортируется из-за рубежа, расходы растут по мере девальвации отечественной валюты. Но есть в этом и позитивный момент. Ведь кондитерские изделия нельзя назвать полезными для здоровья. А уж современные «шедевры» – и подавно. В отличие от рыбы и мяса, конфеты и вафли не относятся к жизненно важным продуктам.

Хотя иногда так хочется вредной, но вкусной пищи… Что мучные, что сахарные изделия не продлевают жизнь, но делают её слаще.

А вы что скажете? Будете платить за кондитерские изделия больше или ограничите их употребление?