С добычей краба у нас в стране особые отношения. Северных морей и океанов полно, а значит и деликатесных ракообразных должно быть в достатке на каждом прилавке каждого магазина страны. В частности, много крабов водится в прибрежных водах Камчатки и на Кольском полуострове в Баренцевом море, куда краба завезли как раз с Дальнего Востока в советское время.
Но вот парадокс: в Баренцевом море ловить краба не дают, а на Камчатке это доступно чуть ли не каждому. В итоге на востоке выбивают популяцию краба, а в европейской части России он расплодился настолько, что уже мешает промысловой рыбной ловле.
В прибрежных водах Камчатки краб чувствует себя отлично. У него там прекрасная кормовая база и все условия для жизни и размножения. Но как бы хорошо ни плодился краб на Камчатке, выбивают его тоже довольно быстро.
Полный запрет на ловлю краба действует разве что в период, когда ракообразные откладывают икру, а в остальное время ловить краба может любой желающий. Любой житель Камчатки может поймать до 30 крабов-стригунов в день, причем абсолютно легально. Для промысловиков квоты больше в сотни и тысячи раз. А вот на Кольском ситуация диаметрально противоположная...
В Мурманской области наоборот краба запрещают ловить практически всем. Каждый год ученые считают количество краба в Баренцевом море (интересно, как они это делают?), и потом дают квоту на вылов для промысловиков. Обычно разрешают ловить 5-8 тысяч тонн в год. Для сравнения, на Дальнем Востоке эта цифра в десять раз больше — 70-80 тысяч тонн.
Любительской ловли краба в Мурманской области нет до сих пор. Разумеется, только легальной ловли: про браконьерство мы пока не говорим. Планируют разрешить любительскую ловлю по путевкам в августе этого года. На Камчатке же, напомню, любой житель полуострова может за день выловить до тридцати особей.
Из-за таких неадекватных квот на Камчатке поголовье краба если не истребляется, то уж точно не растет. В Баренцевом море наоборот краб расплодился настолько, что стал пожирать икру главного промыслового объекта на Кольском – трески.
Вообще краб — эдакий морской паразит, который съедает все на своем пути, включая икру ценных рыб. Поэтому нужно жестко контролировать его численность, чтобы он не навредил другим обителям моря. А в Баренцевом море у него нет врагов: ни природных в виде морских тварей, способных его съесть, ни искусственных в лице человека.
Вот и приходится браконьерам на Баренцевом море отдуваться за весь промысловый флот и хоть как-то регулировать численность стригуна под страхом уголовного наказания. Благо, у них это неплохо получается...
А икру на Камчатке вообще "глиной" называют. Почему? Написал об этом здесь