Чем шире становится Интернет-пространство, тем больше появляется новых онлайн-площадок, где люди заводят обсуждения по различным поводам. Часото такие обсуждения перерастают из аргументированных споров во взаимные оскорбления с переходом на личности. В современном мире опасно иметь мнение, отличающееся от мнения толпы. За счёт анонимности любой желающий может писать гневные комментарии, оскорблять людей, их семьи, ведь за этот поступок он понесёт единственное наказание – блокировку своего аккаунта. Но последствия для жертвы травли бывают гораздо более серьёзными: от банально испорченного настроения до суицида. На основании этого весной 2020 года было проведено разовое пилотажное исследование на тему «Отношение молодёжи к кибербуллингу». Методом интервьюирования была опрошена молодёжь в количестве 15 человек. В опросе участвовало 8 юношей и 7 девушек.
Из 15 человек 11 указало, что чаще всего наблюдали проявление кибербуллинга в социальных сетях, в основном в комментариях под постами, где люди чаще всего выражают своё мнение и спорят с другими, выражающими своё мнение, людьми. Основными пользователями онлайн-игр являются юноши, именно поэтому 5 молодых людей указали онлайн игры одной из самых распространённых площадок для развития кибербуллинга. Двое респондентов считают, что кибербуллинг особо явно выражен на таких медиа площадках как YouTube, Twitch, TikTok, так как именно на перечисленных площадках огромное количество популярных личностей, блогеров, которые имеют не только фанатов, но и хейтеров, не
согласных с их мнением. Так же один респондент отметил, что часто встречаются проявления кибербуллинга на сайтах знакомств.
Респондентам было предложено ответить на вопрос связанный с частотой встречаемости с проявлением кибербуллинга. Ответы на данный вопрос зависели в основном от частоты использования самого Интернет-пространства и от ресурсов, которым респонденты отдавали предпочтения. 8 человек отметили, что встречаются с травлей в Интернете практически ежедневно, среди них в основном заядлые пользователи социальных сетей, люди, часто посещающие медиа ресурсы и онлайн-игроки. Остальные 7 респондентов встречаются с кибербуллингом гораздо реже – до нескольких раз в месяц. Это связано с тем, что данные респонденты проявляют более низкую активность в социальных сетях, практически не оставляют и не читают комментарии, а также редко обращают внимание на посты, провокационного характера.
Самой распространённой реакцией жертвы кибербуллинга респонденты, в количестве 13 человек, отметили ответную неаргументированную агрессию, так как в такие моменты люди перестают мыслить объективно и ставят для себя цель так же сильно оскорбить оппонента, перейти на личность и утвердиться за его счёт. Двое респондентов считают, что самая распространённая реакция — это игнорирование провокаций в их сторону. Так же были отмечены такие реакции как оправдание, самозащита, попытки аргументированно отстоять мнение. Один респондент отметил, что если жертвой кибербуллинга становится человек аддиктивного типа поведения, то его реакцией будут попытки оправдать свои «негативные» поступки «добрыми» поступками.
Возможностями административной поддержки Интернет-ресурсов пользуется 6 респондентов, в основном это люди, неравнодушные к оскорблениям своей личности и других людей, а также онлайн-игроки желающие избавиться от провокаторов в своей команде или других игроков, использующих «читы». В онлайн-играх феномен жалоб на игроков называют «репортом», благодаря данной функции администраторы
возможность блокировать игроков, использующих моральное давление и ненормативную лексику для подрыва командного духа, а также блокировать игроков, использующих нечестные методы игры. Большая же часть респондентов (9 человек) не используют возможности административной поддержки. Все респонденты отмечают, что по большей части администрации Интернет-ресурсов проводят периодическую чистку постов, комментариев, а также блокируют аккаунты пользователей, нарушающих порядок на Интернет-ресурсе. Но к сожалению, большая часть агрессивных пользователей, оскорбительных постов и комментариев остаются на ресурсе, так как администрация не может бороться со всеми многочисленными и растущими проявлениями кибербуллинга.
Касаемо целей, которые преследуют абьюзеры, большинство респондентов в количестве 9 человек, считают, что их поведение связано с желанием самоутвердиться и желанием найти сторонников со стороны таких же абьюзеров. Некоторые респонденты отметили, что мотивом их действий является желание развлечься за счёт угнетения других, желание отстоять свою точку зрения в агрессивной форме, стремление понизить самооценку оппонента и вселить в него новые комплексы. Также среди перечисленных целей была названа защита от агрессии. Респондент отметивший данную цель имел в виду, что человек, стараясь защититься от агрессии в его сторону, заведомо проявляет агрессию к другим людям, становясь абьюзером.
Для данного исследования важной задачей является определение основных последствий кибербуллинга для жертвы. Именно поэтому респондентам был задан вопрос, касающийся данной проблемы. Шестеро респондентов считают самым распространённым последствием травли являются различные психические заболевания, 5 респондентов отметили, что самым страшным последствием может стать суицид. Так же одним из самых распространённых последствий четверо респондентов назвали снижение самооценки, так как человек способен изменить мнение о себе на основе постороннего влияния. Двое респондентов назвали такое последствие как
порча настроения. Одними из самых неприятных последствий были названы убийство абьюзера, которое совершила жертва в затяжном порыве ярости, и избиение абьзюера жертвой. Данные два последствия были направлены не только на жертву травли, но и на самого абьюзера.
Так же для выявления самого распространённого вида кибербуллинга респондентам было предложено описать случаи кибербуллинга, произошедшие с ними или с их знакомыми. 7 респондентов описали примерно похожие случаи травли в Интернете. Все эти ситуации были связаны с травлей из-за расхожего мнения. Многие из них указали, что данная ситуация происходила в комментариях под постами в социальных сетях, чаще всего новостного характера. Абьюзерами был использован самый примитивный приём кибербуллинга – троллинг. Так же было отмечено, что чем дальше заходила словесная перепалка, тем больше был процент использования ненормативной лексики и беспочвенных оскорблений. Двое молодых людей описали ситуации, связанные с онлайн-играми. Обе данные ситуации были связаны с оскорблениями от игроков, намеревавшихся нарушить командный дух, так же в обеих ситуациях в отношении подобных игроков были применены санкции со стороны администраций онлайн-игр. Трое респондентов описали ситуации, связанные с Интернет-мошенничеством и вымоганием денег. В первых двух ситуациях жертвы получали угрозы рассылки компрометирующих фактов и переписок, для того чтобы избежать данной ситуации им было необходимо выслать определённую сумму денег мошенникам. Последствием обеих ситуаций были заявления в полицию и нервные расстройства. В третьей же ситуации девушке были высланы угрозы рассылки её фотографий интимного характера в случае неуплаты мошеннику определённой суммы. Итогом данного происшествия стал нервный срыв для девушки. Также один респондент рассказал о происшествии, связанном с фото интимного характера – в учебном заведении, в качестве развлечения, группа подростков разослала фото во все беседы и сообщества, что привело к исключению данной группы лиц из учебного заведения и к тому, что девушка была
вынуждена обратиться к психологу. Ещё один респондент описал ситуацию, которая была связана с организацией «Синий кит»: ради интереса молодой человек вступил в одно из подобных сообществ, где он подвергся травле с целью суицида для жертвы. Данный случай не повлёк за собой никаких последствий, юноша просто покинул данное сообщество. Последний респондент описал историю, прочитанную на одном из новостных сайтов: молодой человек был убит за распространение ложной информации и травлю людей в Интернете. Данная ситуация имела самые тяжёлые последствия как для абьюзера так и для самой жертвы.
Таким образом на основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- Основным видом кибербуллинга является троллинг;
- Чаще всего акты кибербуллинга можно наблюдать в комментариях под постами в социальных сетях;
- Самой распространённой реакцией жертвы на кибербуллинг является ответная неаргументированная агрессия, с целью взаимно оскорбить оппонента;
- Пользователи Интернет-ресурсов редко используют возможности администраций Интернет-платформ. Администрация в силу невозможности блокировки всех растущих проявлений кибербуллинга блокирует лишь некоторых пользователей;
- Проявления кибербуллинга встречаются практически ежедневно, но это зависит от степени активности и частоты использования человеком Интернет-ресурсов;
- Основной целью, преследуемой абьюзерами является самоутверждение за счёт унижения других пользователей, а так же желание развлечься;
- Основными последствиями кибербуллинга для жертвы могут стать нервные расстройства, снижение самооценки и суицид.