Поскольку публикация третьей части статьи "Военное планирование Австрии в 1955-1990 гг." несколько задерживается по причинам околотехнического характера (внезапно всплыла пара не известных мне ранее источников на немецком, притом весьма объёмных, и их надо проштудировать и, при необходимости, перевести), ненадолго отвлекусь от милой австрийской темы.
Если бы потребовалось определить танки разных стран мира всего двумя эпитетами для каждой страны, пожалуй, этого бы хватило для концептуальной характеристики. Советские танки? Простые, эффективные. Американские? Технологичные, большие. Английские? Тяжёлые, несбалансированные. Итальянские? Слабовооружённые, лёгкие. Немецкие танки?..
А немецкие танки ярче всего описываются по-немецки же. Panzerkampfwagen и Sonderkraftfahrzeug...
...Когда я был ещё ребёнком, мой отец, достаточно известный стендовый моделист, ещё занимался не кораблями, а моделями бронетехники. Поэтому дома у нас лежали журналы "Танкомастер", и я их, естественно, тоже читал. И вот в одном из старых, ещё чёрно-белых номеров мне попалась на глаза заметка про этот агрегат.
15 cm sIG 33 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf). В переводе - скромно звучащее "15-сантиметровое тяжёлое пехотное орудие образца 33 г. на шасси танка Pz II". Также известно как более удобопроизносимый Sturmpanzer II Bison. Естественно, я тогда буквально фанател от любой бронетехники, а уж тут не мог не зацепиться ни за то, какая это редкость - всего 20 штук (на самом деле, нет), - ни за странности с размерами.
На этой странице даны чертежи из японского журнала «Модел Графикс», а вот на следующей — из английского журнала «Танкетте». Японская машина шире, хотя этого, по идее, быть не должно! Если учесть, что масштаб на всех чертежах один и тот же, то это вдвойне непонятно — неужели немцы для 20 машин «расставляли» шасси Т-11?
"Конечно, не стали бы", согласился я с автором, и закрыл для себя вопрос. И, как оказалось, был неправ. Если бы немцы шли простыми путями, их бронеединицы не назывались бы Sonderkraftfahrzeug-ами.
В состав вооружения пехотных полков вермахта к началу Второй Мировой войны входили, среди прочего, 150-миллиметровые (фактический калибр 149,1 мм) орудия sIG 33 (2 на полк). Точная классификация этого вида вооружения затруднительна; оно имело черты как мортиры, так и гаубицы. Для орудия был разработан ряд боеприпасов (2 фугасных, дымовой, зажигательный снаряды; позже были разработаны также кумулятивный снаряд и надкалиберная мина с зарядом ВВ весом 54 кг, предназначенная для разрушения полевых фортификационных сооружений), что, вкупе с высокими углами возвышения (до 75 градусов), разнообразием зарядов (шесть) и вполне удовлетворительной дальностью стрельбы (до 4700 метров фугасным снарядом с зарядом №6) делали его достаточно эффективным средством огневой поддержки пехоты. Однако орудие имело и недостатки, одним из которых была недостаточная мобильность. sIG 33 имело деревянные колёса с металлической оковкой, которые позволяли буксировать его со скоростью не более 15-20 километров в час. Это было вполне достаточно для сопровождения пехотных полков, когда орудие буксировалось конной тягой, но никак не подходило для моторизованных частей. Поэтому для вооружения мотопехоты была разработана модификация sIG 33 (Kfz), с подрессориванием и цельнолитыми резиновыми шинами, позволявшими буксировку орудия мехтягой со скоростью 35-40 км/ч. Но это могло создать трудности с обеспечением живучести орудия на поле боя. Поэтому в конце 1939 года, по итогам Польской кампании, немецкие конструкторы разработали самоходное орудие 15 cm sIG 33 (Sf) auf Panzerkampfwagen I Ausf B, или Sturmpanzer I „Bison“, установив тяжёлое орудие sIG 33 на шасси танка Pz IB. При этом убивались сразу два зайца - повышалась мобильность и защищённость орудия и эффективно использовались ходовые части откровенно устаревших сверхлёгких танков.
Всего было выпущено 38 Sturmpanzer I, которые поступили на вооружение 6 рот самоходных тяжёлых пехотных орудий (по 6 штук в роте), приданных танковым дивизиям. Эти самоходки пользовались определённой популярностью в войсках во время Французской кампании вермахта (прежде всего, отмечалась высокая огневая мощь), но всё же отличались массой неустранимых недостатков. Масса выросла с 6 до 8,5 тонн*, что привело к заметному снижению проходимости и надёжности. Большая высота (около 3 м) привела к тому, что САУ порой опрокидывалась. Открытая сверху и сзади броневая рубка имела толщину листов всего 4 мм, что давало только противоосколочную защиту. Из-за острой нехватки места возимый боекомплект составлял всего 3 (!) снаряда, поэтому САУ должен был сопровождать транспортёр боеприпасов. Наконец, сама конструкция Sturmpanzer I была откровенным эрзацем - с крыши боевого отделения демонтировалась пулемётная башня, поверх устанавливалась съёмная рубка и тяжёлое пехотное орудие, непосредственно на штатном лафете; не снималось даже щитовое прикрытие.
Самоходные орудия Sturmpanzer I в результате служили, как минимум, до конца 1943 года на Восточном фронте. Однако немецкие конструкторы фирмы Alkett начали в конце 1940 года разработку новой самоходной установки с той же артиллерийской системой на более габаритном шасси лёгкого танка Pz IIB.
Главным отличием нового "Бизона" от предыдущего стало изменение размещения артиллерийской установки. С орудия sIG 33 снимался щит, качающаяся часть снималась с лафета и устанавливалось в открытой сверху рубке, при этом увеличился угол максимального возвышения и, в отличие от Sturmpanzer I, появилась возможность горизонтальной наводки в секторе 20 градусов.
Однако попытка обойтись "малой кровью" и использовать штатное шасси Pz IIB провалилась. В ходе испытаний прототипа выяснилось, что размер боевого отделения не позволяет разместить в нём орудие, боезапас и расчёт (на Sturmpanzer I проблема стояла, как ни странно, менее остро - заряжающие находились в бою вне рубки), и, вдобавок, при установке орудия в корпусе тот не может эффективно погасить отдачу.
Немецкие конструкторы - это, как я не устаю повторять, немецкие конструкторы. Возможно, для двадцати машин они не стали бы "расставлять" шасси базового танка. Они сделали это для 12 самоходок. Фактически та часть названия, которая auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II, оказалась ложной. 18 февраля 1941 года было решено разработать для новой САУ новый корпус на основе Pz II- на шестьдесят сантиметров длиннее и на 32 см шире, - и добавить шестой каток! К августу 1941 г. первый образец поступил на испытания, а к январю 1942 года производство Sturmpanzer II завершилось. Всего было изготовлено 12 САУ - 7 опытных и 5 серийных (да, именно в таком соотношении).
Удивительно, что при всём немецком орднунге точные характеристики Sturmpanzer II доподлинно неизвестны. Поэтому дам их с имеющимися расхождениями, которые порой очень велики.
Размеры:
- Длина: 5410...5480 мм
- Ширина: 2600...2610 мм
- Высота: 1900...1980 мм
- Клиренс: 345 мм
Боевая масса: 9500...16000 кг (вероятнее всего, между 12 и 16 тоннами)
Бронирование: 30 мм (лоб корпуса, лоб рубки), 14,5...15 мм (борта корпуса и рубки, корма), 5 мм (днище, крыша корпуса). Сверху рубка открыта.
Вооружение: 1 150-мм орудие sIG 33 (боекомплект 10...30 снарядов**), 1 7,92-мм пулемёт MG-34.
Двигатель: карбюраторный, жидкостного охлаждения, расположенный поперёк корпуса - либо 6-цилиндровый рядный Maybach HL 62 TRM (140 л. с.), либо 8-цилиндровый V-образный Buessing-NAG L8V (150-155 л. с.).
Максимальная скорость: 40...45 км/ч (по дороге) / 15...20 км/ч (по пересечённой местности).
Запас хода: 100...160 км/ч.
Экипаж: 4 человека.
Объяснить такие расхождения в характеристиках сложно, но гипотеза по этому поводу есть. Доступные фотографии Sturmpanzer II создают впечатление, что при одинаковой ходовой части они имели определённые различия в форме рубки и кормовой части корпуса.
Предположу, что предсерийные и серийные самоходные установки могли незначительно различаться как по геометрии корпуса, так и по используемым двигателем (в этом случае серийные образцы получили, в отличие от предсерийных, более мощные 8-цилиндровые двигатели, но сократился их запас хода). Более того, при столь малом объёме производства САУ Bison фактически были продуктами индивидуальной сборки, и, судя по фотографиям, могли различаться между собой даже в отдельных деталях.
Как бы то ни было, все 12 произведённых САУ отправились на фронт. Из них были сформированы ещё 2 "schwere Infanteriegeschütz-Kompanien (mot.S.)" (роты самоходных тяжёлых пехотных орудий) - №№ 707 и 708, которые в феврале-апреле 1942 года были направлены в Северную Африку.
Обе роты были приданы 90-й лёгкой дивизии (90. leichte Afrika-Division), 707-я поддерживала 155-й стрелковый (моторизованный) полк, 708-я - 200-й полк. При этом Sturmpanzer II сразу зарекомендовали себя как непригодные для Североафриканского ТВД боевые машины. Они доставлялись в Северную Африку через Триполи, и должны были совершить марш в направлении фронта на расстояние около 1200 км. В результате около половины самоходок после прибытия в район линии Газала требовали серьёзного ремонта. Узлы перетяжелённого шасси часто выходили из строя, двигатель серьёзно перегревался, а малый запас хода был для Африки критическим недостатком.
Вместе с 90-й дивизией самоходные установки приняли некоторое участие в битве при Газале в мае-июне 1942 года, причём часть 707-й роты поддерживала огнём свой полк во время знаменитых боёв за Бир-Хакейм. Но в целом "Бизоны", несмотря на хорошую огневую мощь, проявили себя слабо. В частности, их боевое применение показало, что боекомплект продолжает оставаться неудовлетворительным, а даже увеличенные размеры боевого отделения недостаточны для орудия такого калибра. К техническим проблемам добавились и потери от огня англичан. К началу второго сражения при Эль-Аламейне (наступление британской 8-й армии началось 23 октября 1942 года) в строю оставалось всего 8 "Бизонов", ещё 4 из них были потеряны в ходе немецкого отступления ко 2 декабря.
Точная судьба остальных самоходок неизвестна. К концу 1942 года все они вышли из строя - либо безвозвратно, либо требуя капитального ремонта. По одним данным, последнее их боевое применение относится к 20-м числам декабря, по другим - последние 1 или 2 САУ воевали в Северной Африке до апреля 1943 года (впрочем, без особых успехов). Известно, что какое-то количество Sturmpanzer II попало в руки англичан в разукомплектованном виде (не более 6 единиц). Как минимум одна САУ затем была восстановлена, передана египетской армии, применялась ей в ходе первой арабо-израильской войны и была уничтожена израильтянами.
В целом, немецкие самоходные установки с тяжёлыми пехотными орудиями оказались достаточно "нишевыми" образцами бронетехники. Относительно многообещающее применение Sturmpanzer I во многом было смазано множеством проблем с явно неудачным применением Sturmpanzer II, не стоившим таких усилий и затрат. Новая самоходная гаубица Wespe, также разработанная на базе Pz II фирмой Alkett и выпускавшаяся с февраля 1943 года, была уже машиной другого класса, и не предназначалась для непосредственной поддержки пехоты.
Однако стоит отметить, что, вопреки иным утверждениям, немцы вовсе не отказались от концепции самоходного тяжёлого пехотного орудия! Эстафету в производстве таких САУ приняла фирма ВММ (так в годы войны называлась пражская компания ČKD), использовавшая шасси своего устаревшего лёгкого танка Pz 38(t) для создания к февралю 1943 года Sturmpanzer 38(t) Grille, вооружённой тем же орудием sIG 33. Хотя "Грилле" и имела часть тех же недостатков (сильная для лёгкого танка отдача, высокий центр тяжести, слабая бронезащита, недостаточный боекомплект...), по всем своим характеристикам она превосходила "Бизоны". В результате Sturmpanzer 38(t) выпускался большой серией (от 389 до 403 штук) до 1945 года, применяясь до конца войны.
В качестве интересного курьёза стоит отметить едва ли не самый удачный вариант тяжёлого самоходного пехотного орудия.
В 1942 году немецкие ремонтники, видимо, измученные постоянными проблемами с Sturmpanzer II, выполнили интересную полевую переделку бронетехники. Рубка одного из "Бизонов", не подлежавших восстановлению, вместе с орудием была переставлена на корпус тяжело повреждённого и лишившегося башни танка Pz IIIH. Получившийся гибрид должен был весить порядка 20 тонн, и автоматически лишался массы недостатков "Бизонов" - возрастала надёжность, тяговооружённость, устойчивость, защита, удобство работы экипажа и боекомплект. Увы, дальнейшая судьба этой установки мне неизвестна. Понятно, что, к сожалению для вермахта, её серийный выпуск был бы нереален (танки Pz III и использующие то же шасси штурмовые орудия StuG III были немцам явно нужнее), но сам факт подобной переделки ещё раз показывает: немецкие инженеры - это всегда немецкие инженеры. Абыр! Абыр! Абырвалг! Зондеркрафтфарцойг!
Примечания
* Отечественная "Википедия", в отличие от немецкой и английской, даёт всего 7 тонн, что, в свете конструкции САУ, выглядит откровенной фантастикой. Я позволил себе назвать цифры согласно известному каталогу В. Освальда. Впрочем, данные по размерам этой САУ тоже "гуляют" - например, высота оценивается от 2700 до 3350 мм.
** Такой диапазон рационально объяснить невозможно. 30 снарядов такого калибра просто не уместились бы даже в увеличенном корпусе Pz II. Лично я предполагаю, что боекомплект составлял 10 снарядов и до 20 зарядов №1 (соответственно, более мощных - меньше), чего не могу доказать, но что хотя бы выглядит логично.
__________________________________________________
Если Вам понравилась статья, Вы можете поставить лайк или поделиться ей. Если Вы хотели бы задать вопрос автору или заинтересованы в освещении какой-либо иной темы, буду рад видеть Вас в комментариях.
Ваш Виталий Константинович Р.