Когда-то в журнале «Крокодил» появилась карикатура тогда еще знаменитых художников под псевдонимом Кукрыниксы на министра-капиталиста из США мистера Твистера, героя стихотворения Самуила Маршака, с большим брюшком, в цилиндре и вместо глаз у него были доллары.
Если бы сегодня можно было бы у них заказать карикатуру на российского министра, то вышел бы в общем-то симпатичный мужчина, подтянутый, не старый и не очень молодой, в куртке и кроссовках фирмы «найке» вместо глаз у которого читатели увидели бы трубы, несущие нефть и газ.
Эта картинка представилась мне, когда я увидел, как в московском аэропорту встречали под гимн страны наших спортсменок, завоевавших все медали почетного постамента.
Выглядело это унизительно и прискорбно, потому что когда им вручали медали, гимн нашей страны не исполнялся и флаг ее не поднимался.
Ни один министр нашего правительства не возмутился и не озаботился этим фактом.
Почему?
Не потому ли, что между государством и торговым предприятием есть некоторые различия?
Торговое предприятие всегда оценивает риски с точки зрения моментальной выгоды.
Например, с точки зрения «пикейных жилетов» политических ток-шоу, Украина совершенно непривлекательна для России, поскольку представляет сегодня рискованный «актив». Впрочем, то же самое происходит и в отношении других частей когда-то единой страны.
Для любой корпорации, в отличие от государства, нет смысла работать с плохими активами.
Другое дело, если это касается нефти и газа.
Ради их бесперебойной поставки любое торговое предприятие перестает думать о таких второсортных признаках государства, как гимн, флаг, честь, достоинство и суверенитет.
Все внутренние правоохранительные органы превращаются в охранное предприятие, которое тоже имеет свои бонусы от торговли природными богатствами.
Иначе у нас не появлялись бы полковники МВД Захарченки и полковники ФСБ Черкалины с миллиардными состояниями.
Транснациональную корпорацию могут волновать только вопросы спокойного течения по трубам нефти и газа или любого другого продукта будь то вакцина, какое-нибудь изобретение равное по доходу от природных богатств.
Вот когда торговое предприятие ощущает, что проложенные вовне трубы, перестают перекачивать природные ресурсы в «зеленую» бумагу, оно способно превратиться в загнанную в угол крысу, размахивающую и флагом, и честью, и патриотизмом и всем, чем угодно, только бы спасти себя от недостатка прибыли.
Транснациональная корпорация простит все: высылку дипломатов, оскорбление гендиректора, нападение на суверенный долг, отключение от свифта, признает права третьих стран на военные базы по своему периметру, короче на все, что не касается труб, перекачивающих сырье в золотые слитки.
Государство давно бы уже принудило Киев давать воду в Крым, а торговому предприятию наоборот важно поставлять на Украину все, что та покупает и может оплатить.
Государство никогда бы не признало хунту, совершившую государственный переворот и превративших русскоязычных людей в положение евреев в нацистской Германии.
Торговому предприятию на все эти «мелочи» глубоко наплевать.
Торговое предприятие с удовлетворением отмечает, что санкции США в отношении нее не затрагивают «Северный поток-2».
Торговая корпорация с удвоенной энергией будет давать кредиты Турции, продавать ей батареи С-400, строить атомную электростанцию в Турции, которая ведет против страны открытую враждебную деятельность, не признавая ее территориальную целостность, не дает возможности установить мир в Сирии.
Хорошо или плохо быть транснациональной корпорацией?
Для сотрудников корпорации- очень хорошо.
Поэтому они вкладывают свои барыши туда, куда хотят: во дворец в Геленджике, в огромные яхты, в комфортабельные самолеты и виллы за рубежом.
Беда однако в том, что для транснациональной корпорации 150 миллионов жителей в стране- это очень много., это просто нахлебники, то и дело выражающие свое возмущение неравномерной выплатой вознаграждения за реализацию природных богатств.
Это Петру Аркадьевичу Столыпину нужна была великая Россия.
Торговому предприятию нужны только рынки сбыта, торговые бренды и деньги на дворцы и забавы.
Транснациональная корпорация всегда опасна тем, что свои интересы выдает за государственные и спасая себя, она готова предать и народ, и страну.