Так звали древнего стоика, жившего в Риме во времена императора Нерона. Нам он известен в основном благодаря Эпиктету, который восхищался Паконием и приводил в пример своим ученикам. Биографию этого человека мы почти не знаем. Видимо, он принадлежал сенаторскому сословию. Знаем, что его отец был республиканцем и за это был казнён императором Тиберием. Сам Квинт Паконий Агриппин также был республиканцем и принадлежал так называемой "стоической оппозиции" императору Нерону, неформальным лидером которой был Публий Клодий Тразея Пет.
Надо сказать, что сторонники Тразеи вели себя подчеркнуто законопослушно. Высшее формой проявления их недовольства был абсентеизм — уклонение от сотрудничества с Нероном и его приспешниками. Эпиктет в своих беседах привёл пример, как это делал Квинт Паконий:
"Одни продают по одной цене, другие — по другой. Поэтому Агриппин Флору, раздумывавшему, следует ли выступить в зрелищах Нерона, чтобы и самому исполнить какую-то роль, сказал: «Выступи». А когда тот спросил: «Почему ты сам не выступаешь?», он ответил: «Я и не думаю». В самом деле, раз человек раздумывает о таких вещах, сопоставляя и рассчитывая ценности того, что относится к внешнему миру, значит, он близок к людям, забывшим о своём лице. О чём ведь ты меня спрашиваешь? «Смерть предпочтительнее или жизнь?» Я отвечаю: жизнь. «Страдание или удовольствие?» Я отвечаю: удовольствие. «Но если я не буду играть в трагедии, мне голову отрубят». Стало быть, иди и играй в трагедии, а я играть в трагедии не буду. «Почему?» Потому что ты сам считаешь себя одним каким-то утком среди утков туники. «Так что же?» Тебе было надо думать о том, как бы тебе быть подобным остальным людям, точно так же как и уток не хочет иметь ничего исключительного по сравнению с остальными утками. А я хочу быть пурпурной полосой, той небольшой и блистательной частью, благодаря которой и всё остальное представляется великолепным и прекрасным. Так что же ты мне говоришь: «Уподобься большинству»? Да как я тогда буду пурпурной полосой?"
Здесь надо пояснить, что Нерон считал себя великим актёром и по своему самодурству заставлял окружающих подыгрывать ему и восхищаться им. Отказ от участия в его театральных постановках грозил смертью. Так что позиция Пакония Агриппина была для него очень опасна, но он, как стоик, руководствовался своими принципами, а не страхами или материальными выгодами. Но при этом он не препятствовал другим людям делать то, что они считали нужным, раз уж они не разделяли принципы Квинта.
Такие выходки со стороны стоиков не могли кончиться для них добром, и терпение Нерона лопнуло в 66 году. Окружив Сенат войсками он потребовал от сенаторов осудить своих неприятных коллег. В итоге, хотя Агриппину предъявить было нечего, кроме того что он "унаследовал отцовскую ненависть к принцепсам", его приговорили к изгнанию из Италии. Пока шел суд, он спокойно ожидал решения дома, занимаясь повседневными делами. Со слов Эпиктета, он так принял приговор:
"Что ведь поэтому говорил Агриппин? «Сам я себе препятствий не создаю». Ему сообщают: «Тебя судят в сенате». — «Да будет судьба благосклонна! Однако уже пять часов (а в этот час он по своему обыкновению упражнялся и затем обмывался холодной водой), пойдем поупражняемся». Когда он кончил упражняться, пришли и сказали ему: «Ты осуждён». — «На изгнание, — спрашивает он, — или на смерть?» — «На изгнание». — «А имущество что?» — «Не изъято». — «Позавтракаем, значит, в Ариции». Вот это и есть приучить себя к тому, к чему следует приучать себя: сделать стремление и избегание неподвластным помехам и не терпящим неудач".
Последняя фраза Эпиктета относится к дихотомии контроля. Квинт Агриппин чётко различал, что находится в его власти, а что нет. Исход суда над ним был ему неподвластен, и потому был ему безразличен, так что он сосредоточился на том, что мог сделать — на упражнениях, умывании, завтраке... Такое поведение Эпиктет считал образцовым.
#древний рим #принципы #философы #стоицизм #римская империя