Найти тему
Все книги мира

Апокалипсис - это не конец Света! И речь не о катастрофе

О настоящем значении слова Армагеддон, какие идеи католики украли у язычников, о чем на самом деле картины Босха, как их понять и как правильно смотреть и есть ли в Аду выходные?

Бумажная версия книги
Бумажная версия книги

Это одна из тех научпоп книг, которые я читала с большим удовольствием. Спасибо высшему гуманитарному образованию за понимание слов “нарратив”, “парадигма” и прочие сложности. Без этого я бы гуглила каждое слово и ни черта не понимала бы. Но теперь я могу рассказать вам все самое интересное о конце Света.

Какие идеи составители Библии украли у язычников, чтобы было красиво?

Апокалипсис Средневековья — научный труд Валерии Косяковой из серии “История и наука Рунета” от издательства АСТ. Автор ссылается на миллиард источников и научных трудов, требует от вас бекграунда из серии “а вот вы помните в такой-то книге Евангелия в таком-то стихе”. Да, Лер, конечно, помню. Что ты! Каждый день перечитываю житие Христа, это ж моя настолка!

Но, если отбросить низкую самооценку и позволить себе без зазрения совести впитывать знания, то можно узнать кучу интересного.

Цветные иллюстрации во второй главе “Апокалипсис Босха”
Цветные иллюстрации во второй главе “Апокалипсис Босха”

Косякова рассказывает не про весь Апокалипсис, но старается охватить значимую его часть — Европа Темных Веков и Русь при Иване Грозном. Все начинается с введения в дискурс и архаичных мифов и легенд. Скандинавские боги сюда же. Правда тут оказывается, что идею всемирного потопа составители Библии, мягко выражаясь, спионерили.

Древнейший миф об уничтожении человечества потопом письменно зафиксирован в шумеро-акадской культуре задолго до возникновения Библии. К 3 тыс. до н.э. относится частично уцелевшая глиняная табличка из города Ниппура. (с) Валерия Косякова “Апокалипсис Средневековья”

То есть, просто ребята взяли из древней никому широко неизвестной религии сюжет и поставили себе в мировую книгу о Боге, а потом продали этот контент миллиардам людей? Научите так же, а?!

Цветные иллюстрации во второй главе “Апокалипсис Босха”
Цветные иллюстрации во второй главе “Апокалипсис Босха”

Почему Апокалипсис — это не конец Света?

Потому что значение слова Апокалипсис с греческого переводится как “откровение, раскрытие тайн”. Иоанн Богослов первый использовал его, чтобы открыть тайну о Страшном Суде и окончании времен, точнее изменении привычного порядка вещей, потери космоса (у греков космос — это порядок). Если придираться к значению, то мир вообще-то не умирает в глобальном смысле. Умирает привычный порядок вещей, а на смену приходит новый. А если совсем-совсем придираться, то это значит, что конца Света не может произойти в принципе. Может произойти конец Света в контексте эпохи. Например, свержение династии Романовых и Октябрьская революция, падение СССР, выборы президента РФ (нет, тут какое-то затянувшее чистилище).

Со словом Армагеддон тоже интересная ситуация — в богословских книгах это место последней битвы Добра со Злом. Но по факту, это топоним (имя собственное), ставший нарицательным. Слово происходит от названия древнего города Мегиддон, стратегической точки на севере Израиля, где располагался театр военных действий и баталий.

Вот как раз долина и холм Меггидон
Вот как раз долина и холм Меггидон

Иероним Босх — художник, восставший из Ада

Чтобы не ударить в грязь лицом в высшем обществе, вам важно запомнить три великих шедевра Босха. Поехали!

Его самое первое монументальное произведение “Сад земных наслаждений”. Расскажу лайфхак, которому меня научили в художке, как смотреть на эту картину.

Если присмотреться, то можно заметить, как разворачивается сюжет — слева направо, от Рая через Сад и в Ад. Теперь смотрим на персонажей. Можно заметить, что все они объединены в группы (например, на средней панели люди со смешными рыбами и на больших земляничках). Вы делите картину на фрагменты, выделяете эти группы и рассматриваете сюжет. С Питером Брейгелем та же история. В книге Косякова очень подробно и интересно разбирает эти группы персонажей: где тут блуд и разврат, богохульство и почему все вот так.

Очень забавно, что на левой части триптиха в раю, Адама окружают целебные и хорошие растения, а Еву — дьявольские и грязные животные. Это кролик (похоть), монструозные звери, пожирающие друг друга (насилие и агрессия), мутный водоем с уткой-монахиней, читающей книгу (утка ассоциируется с борделем, а ее чтение — со лжезнанием (что было у Босха в голове?).

Иероним Босх триптих “Сад земных наслаждений”
Иероним Босх триптих “Сад земных наслаждений”

“Страшный Суд” — это середина карьеры Босха. Тут его капитально накрыло от вида разлагающейся Европы и он выдал вот такое чудо. Задача: показать, как мы будем страдать, если выстроим свою жизнь так же, как в “Саду земных наслаждений”.

В этой части Косякова очень круто рассказывает про мосты, зачем они нужны на картинах Босха, каким образом черти на них ездят и почему это важно (мост - своего рода переход от одного мира в другой).

Здесь еще есть интересный разбор того, как кого пытают, какими приспособлениями, за что и почему. Если увеличить левую панель триптиха в несколько раз, то можно увидеть милипусенького ежа, который символизирует жадность. А совы у Босха точно так же как в Twin Peaks — не то, чем кажутся. А еще там про то, как Ева, будучи феминисткой, естественно, все испортила.

Иероним Босх “Страшный Суд”
Иероним Босх “Страшный Суд”

Ну и заключительный триптих. Здесь печальная повозка с сеном везет всех в места не столь отдаленные. Автор подробно объяснила, как сено связано с золотом и рассказала, каких персонажей изобразил Босх. Тут и скупердяи и цыгане, торгующие детьми и похотливые монашки. Фактически сено - это то самое стяжательство, меркантильность, в которой люди утопают и подвергаются порокам.

Иероним Босх “Стог сена”
Иероним Босх “Стог сена”

Есть ли в Аду выходные?

Оказалось, что да. То есть в этом смысле фрилансеры почти в аду.

И Сын Божий спустился с небес, говоря следующее: “Что вы (грешники), сделали, чтобы просить у меня помилования. Моя кровь излилась ради вас, и даже более того, но вы не покаялись, ради вас я носил терновый венец на голове, за вас я получал удары по моим щекам и даже более того, но разве вы покаялись? Я попросил воды, когда висел на кресте, но дали мне уксус, смешанный с желчью, копьем они пронзили мой правый бок, ради имени моего, они убили моих пророков и праведников, и я дал вам место покаяния, но вы не захотели его. Теперь, однако ради Михаила Архангела, моего завета и ангелов, и из-за Павла, мною любимого, ради братьев ваших, которые находятся в мире и совершают поминовение, и ради ваших сыновей, ибо мои заповеди в них, и ради моей собственной доброты, в тот день, на который я воскрес из мертвых, я даю вам всем день помилования”. (с) Vision of Paul//Ante-Nicene Fathers, Vol.9.NY.,1896 .

Так грешники получили один день отдыха в аду — воскресенье. Обведите красным фломастером, дети мои.

Главная причина, почему настанет конец Света

И имя ей — Прогресс. Любая смена эпох — это потери и стресс. Божественная кара за вавилонскую башню, кара Прометея за огонь, изобретение Интернета.

По мнению Валерии Косяковой культура интерпретирует смену эпох в Апокалипсисе, это своего рода быстроменяющийся быт, новая репрезентация действительности. Поэтому, чем интенсивнее развиваются технологии, тем быстрее сменится эпоха и мы умрем.

Как на Руси тоже все украли?

По канону князь Владимир призвал разных богословов на проект “Выберем веру для государства”. Тендер выиграли византийцы и типа все равно княгиня Ольга была православная и вроде как звезды сошлись. Так как о пропаганде России/Руси до сих пор ходят легенды и Трампу до нас далеко, тут прослеживается некая связь: в 1492 году митрополит Зосим написал “Изложение Пасхалии”, где вместе с религией заодно сформулировал взгляд на природу власти царя.

Сам Бог поставил Ивана III на правление Москве, всей Русской земле и иным государствам, он подобен новому царю Константину Великому, а Москва — подобна Константинополю. (с) Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет от сотворения мира//Православный собеседник. Казань, 1860.

Из этой истории поехала мифологема про возникновение веры на Руси, шапка Мономаха, которую якобы подарил Владимиру Мономаху его дед, император Византии Константин еще в XII веке. Но на самом деле, венец слепили в XIII-XIV вв. на Востоке, следуя восточной моде.

Тоже так себе рекламная кампания
Тоже так себе рекламная кампания

Если Иван III сумел справиться с психологическим давлением со стороны своих богословов-пиарщиков, то вот Иван Грозный уже не смог.

Валерия Косякова в третьей части книги подробно описывает идеологические и архитектурные стороны храма Василия Блаженного, построенного Грозным и его политическое значение в жизни страны в то время. Здесь же рассказывает про взятие Казани и все пиаровские манипуляции и штуки, которые позволили сделать эту военную кампанию — священным крестовым походом против мусульман, а Ивана Грозного возвести на алтарь подобно Сыну Божьему.

Когда Иван Грозный, воспетый богословами и глубоко убежденный, что Страшный Суд будет уже завтра, понял свое истинное предназначение, пошла жара. Царь решил, что его задача — подготовить людей к Апокалипсису. Его предчувствия отразились в Опричнине. Это своего рода очищение казнью — резать, колоть, варить в котлах. Иван Грозный просто воплотил в жизнь все, о чем читал в Библии. Он полагал себя представителем Бога на Земле и исполнителем его воли. Поэтому самолично инициировал Страшный Суд и сделал свое царствование кошмаром. Косякова подробно описала мотивацию царя, его деяния и признаться, это какая-то История Ужасов на Руси.

В чем мораль?

Вы когда-нибудь задумывались, как Бог создавал добро и зло? Ведь Апокалипсис — это кара за то, что люди были злы и жилы не по добру. Как оказалось, обе этих материи были созданы с помощью акта воли — Бог решил разделить свет от тьмы, он принял решение. А зло стало результатом личного выбора Люцифера, который захотел жить не как Отец (да, почти так же как в фильме “Константин”).

В итоге важно понять, что каждое решение в жизни может быть оспорено вашим личным выбором, за который, возможно, вы понесете наказание. Но этого вы точно никогда не узнаете, пока не совершите этот личный выбор.

Кому подойдет: пиарщикам и копирайтерам, политтехнологам, любителям умной литературы и тем, кто не устанет гуглить сложные слова. Еще людям свободным от религиозных предрассудков и тем, кто верует, но не оскорбляется, потому что истинную веру ничто не может оскорбить.

Кому не подойдет: религиозным фанатикам и сумасшедшим, которые ждали конца Света и тем, чьи чувства верующих могут быть оскорблены.

Спасибо, что дочитали до конца! Вы классные! Оставайтесь на канале, пишите комментарии, вопросы, рассказывайте, какие у вас самые любимые книги и фильмы! Больше о литературе в моем Инстаграм! https://www.instagram.com/mostovaya.me/