В 90-е годы прошлого века люди в нашей стране жили в мире какого-то хаоса, в мире картин Иеронима Босха. Тотальная нищета населения, безработица, криминал, задержка зарплат, разруха, уходящий в запой президент, война на Северном Кавказе, кризисы, откровенное ограбление страны олигархами.
В таких условиях население выживало, как могло. Оно было предоставлено самому себе, а государство было само по себе. Одни спивались, другие уходили в бандиты, третьи приспосабливались.
В этих условиях очень важным фактором выживания оказалась музыка, как это ни парадоксально. Так получилось, что в 80-е годы в СССР стремительное развитие получила рок-музыка. Практически в каждом крупном городе открывались рок клубы со своими самобытными коллективами. На 90-е годы приходится расцвет творчества самых знаковых отечественных рок групп.
В период, о котором я рассказываю, телевидение было более разнообразным. На экране появлялось много новых имен в рок музыке, как нашей, так и зарубежной. Например, выходили отличные передачи: "До 16 и старше", "Джем», "Рок-урок", где часто показывали интересных музыкантов.
Тем не менее, стоит заметить, было засилье всевозможных поп-див, поп-королей, пустышек-однодневок. Они буквально не сходили с экранов телевизора и радиостанций. "Что характерно", как говорил персонаж фильма "Любовь и голуби", эти доморощенные звезды простому человеку ничем помочь не могли, кроме помощи в моральном разложении. А вот с рок музыкантами той эпохи дела обстояли иначе.
Помните, в Брате 2 между Данилой Багровым и Ириной Салтыковой состоялся такой диалог:
- Просто там такую музыку не слушают. Она ненастоящая, – сказал Данила.
- Где там? - спросила Салтыкова
- На войне.
- На какой войне, дружок, здесь мир, здесь другие законы! – недовольно воскликнула Салтыкова.
Простые люди той эпохи жили, по сути, в условиях войны, которая велась против них собственным государством. Своеобразным голосом народа стали рок исполнители, певшие на остросоциальные темы. Они пели искренне, без фальши, возможно, музыка их местами была примитивна, но она была живой, в отличие от современных хипстерских рокенрольщиков-конъюнктурщиков.
Рассмотрю творчество самых знаковых групп 90-х (на мой скромный взгляд), помогавших выживать населению.
СЕКТОР ГАЗА
Группа родом из Воронежа стала настоящим кумиром многих людей в провинции, которой выживать было сложнее. Кассеты Сектор Газа расходились миллионными тиражами по всей стране, от Смоленска до Владивостока. По мнению лидера группы Юрия Клинских (псевдоним Хой) популярности группы поспособствовали пираты.
Сектор Газа пели о понятных и простых каждому человеку вещах: об алкоголизме, безработице, жизни в селе, драках, болезнях, наркомании и т.д. Столичную публику и интеллигентного слушателя группа отталкивала чрезмерным использованием ненормативной лексики в текстах песен.
За год Сектор Газа давали до 150 концертов.
Но с середины 90-х Юрий Хой кардинально меняет характер текстов, они становятся более серьезными и зрелыми. Музыка так же претерпела изменения в сторону улучшения качества звука и стала более мелодичной.
В 1996 г. группа выпускает свой самый успешный в коммерческом плане альбом "Газовая атака". Песня с этого альбома "Туман" - это кульминация в творчестве группы, пожалуй, их самая сильная композиция. Жизнь – это жутко сложная штука, тебя окутывает туман (в песне символ беспросветности, тупика, отсутствия перспектив, обреченности), но выбраться из все-таки него можно.
Данная композиция подходит по тексту и к войне, и к гражданскому обществу, пребывающему в состоянии латентной войны со своим государством.
На данный момент Сектор Газа является самой популярной отечественной рок-группой по запросам в поисковых системах.
ДДТ
Группа образовалась в Уфе, но ее творческая активность началась в Ленинграде. Вначале 90-х ДДТ выпускает знаковый для себя альбом "Актриса весна", куда входят настоящие шедевры, композиции "Дождь", "В последнюю осень", "Родина", "Что такое осень".
Юрий Шевчук поет о России такой, какой ее видит настоящий поэт. Его тексты сильны, наполнены энергетикой сопереживания, сочувствия людям (песня "Дождь").
Шевчук поет о любви к России в лучшей манере Есенина (песня "Родина"). Это запутавшаяся, заблудившаяся, забитая страна, которая всегда верит каким-то проходимцам, а ее народ под черной рубахой прячет красного петуха. Но это любимая страна.
В 1995 г. лидер ДДТ отправляется в Чечню, где дает около 50 концертов для русских солдат и офицеров.
Если не видели, посмотрите большое интервью Шевчука о поездке в Чечню. Много жутких вещей о войне рассказывает.
Песни ДДТ поистине стали народными и любимыми, помогали в трудное время.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Музыкальный коллектив из Омска, бессменным участником которого был Егор Летов. Это фигура знаковая для рок-музыки. Чем интересен Летов, так это тем, что он всегда оставался в оппозиции любому режиму, абсолютно внесистемный человек.
Творчество Гражданской обороны разнообразно. Здесь остросоциальная тематика, и антивоенные песни (песня "Любо, братцы, любо").
В одном из интервью "Нашему Радио" Егор Летов так сказал о России:
"В нашей стране единственно возможное состояние — это чемоданное. Здесь нельзя жить. Здесь можно только воевать, болеть, выживать, куда-то пробиваться с боями и потерями. Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, ограбить, выкинуть в окно электрички инструменты... Издать какой-нибудь новый закон — и лишить тебя всего. В любой момент могут посадить, да и вообще убить без суда и следствия".
Песня Летова "Русское поле экспериментов" - это вся история России за 14 минут.
АРИЯ
Группа, которая не нуждается в особом представлении. Образована была в Москве в 1985 году. Отличительными особенностями Арии являются прекрасная поэзия Маргариты Пушкиной и необычайна музыкальность.
Ария достигла наивысшего рассвета в 90-е годы. Ее пик популярности приходится именно на этот период.
Творчество группы многопланово, а музыка разнообразна. Ария пела о сложности мира, его иллюзорности ("Рабство иллюзий"), об одиночестве ("Отшельник"), предательстве на войне ("Дезертир"), безысходности бытия ("Ночь короче дня"), страхе человека быть не таким, как все ("Раб страха"), о войне ("Дух войны"), патриотизме ("Баллада о древнерусском войне").
Валерий Кипелов пел фактически о простых вещах, но с глубоким контекстом.
Музыка Арии призывала слушателей действовать, бороться, идти, проявлять волю, не терять разум.
КОРОЛЬ И ШУТ
Во второй половине 90-х к массовому слушателю пробилась группа из Санкт-Петербурга - Король и Шут. Это было как камнем по голове. Все эти шуты, короли, карлики, гоблины, скоморохи, лешие – очень необычно и завораживающе.
Песни КиШ уводили слушателей в неизведанный сказочный мир со своими законами и порядками. За каждой композицией стояла интересная история, герои и злодеи. Коварный лесник заманивал путников к себе в хижину, лучшие друзья попадали в лапы разбойникам, смельчак боролся с ветром – настоящие сказки, новые и неповторимые.
Группа отправляла слушателей в сказочный мир, из которого уходить не хотелось. Оказывалось, что мир Короля и Шута не страшен, реальность тогда казалась страшнее.
Было еще огромное количество замечательных групп, которые не давали унывать в 90-е: Чиж, Чайф, Наутилус, Браво, Алиса, Крематорий, Агата Кристи, Калинов мост и много–много других.
В 2000-е ситуация в стране изменилась, рок музыка пришла другая. Но это уже совсем другая история.
А какие группы помогали Вам в 90-е? Поделитесь в комментариях!
Автор текста В.В.Д.
Подписывайтесь на канал, ставьте большой палец вверх и не скучайте, впереди будет много интересного, острого и взрывного материала.