Найти тему
Беспорядочные путешествия

Бангладеш. Что из себя представляет самая перенаселенная страна мира?

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

За последнее время мы обсудили немало интересных мест в России: от Москвы до Магадана и от Питера до Абакана. Сегодня же предлагаю немного разбавить российские реалии азиатской экзотикой и отправиться в одну из самых загадочных и малопосещаемых стран мира ‒ Бангладеш. Здесь, на территории размером с три Московских области (или одну Вологодскую) проживает больше людей, чем во всей России. Формально Бангладеш занимает лишь седьмое место в списке стран по плотности населения, но уступает в нем исключительно карликовым странам, включая Монако, Мальту и Ватикан, где в виду малых размеров территории плотность довольно трудно оценить. Здесь же, в Бангладеш, а особенно в его столице Дакке, огромное количество людей это первое и, пожалуй, главное, что бросается в глаза.

Оцените сами. Так выглядят обычные улицы в центре Дакки в будний день в районе обеда:

Дакка, Бангладеш
Дакка, Бангладеш
Небольшой стихийный рынок в центре города
Небольшой стихийный рынок в центре города

Народу действительно очень и очень много. Продолжая сравнение Бангладеш с Россией, стоит отметить, что плотность населения в Дакке почти в 10 раз выше, чем в Москве: 46 997 чел./км² и 4940,48 чел./км² соответственно. А ведь довольно часто от гостей российской столицы приходится слышать про то, как здесь шумно и людно, все куда-то спешат, повсюду толпы, в метро особенно. Очевидно, те, кто так говорят, просто никогда не были в Дакке:) Там к тому же нет метро, да и общественный транспорт, похоже, просто физически не выдерживает необходимых городу объемов перевозки граждан.

Периодически на узких улицах Дакки возникают пробки...из людей
Периодически на узких улицах Дакки возникают пробки...из людей

Но выход есть! Это же Азия. Здесь, как и во многих других странах континента, важной частью общественного транспорта являются вело- и моторикши (тук-туки). В одной только Дакке работают около 400 тысяч рикш. Прикиньте сами, много это или мало. Для наглядности: это как, если бы все население Брянска или Белгорода, включая стариков и младенцев, в какой-то из дней полностью пересело бы на вело- и мототранспорт. В Дакке же это происходит ежедневно. Естественно, дороги не выдерживают. Даже несмотря на то, что движение по многим улицам для велорикш запрещено (тук-туки, насколько я понял, могут ездить везде), там, где они есть, практически неминуемо образуются пробки. Так выглядит Дакка в часы пик:

Встает абсолютно все. Ехать и идти в Дакке получается примерно с одной скоростью, но одно дело, когда пройти надо километр-полтора, а другое, когда 5 ‒ тут уже выгоднее прокатиться. Благо, стоимость услуг велорикш абсолютно копеечная, тук-туки стоят подороже, но все равно не сопоставимо с тем, сколько мы привыкли платить за небольшую поездку на такси. Тук-туки тут, кстати, практически все ярко разрисованы. Один из главных мотивов, как я понял, это персонажи местного кинематографа. Смотрится очень забавно:

Бангладешская живопись
Бангладешская живопись

А еще все тук-туки в Бангладеш защищены металлической рамой и решетчатыми стенками. Сделано это то ли для безопасности в случае дорожной аварии, то ли в виду не самой благоприятной криминогенной ситуации. Хотя, честно говоря, во второе верится с трудом. Бангладеш лично на меня произвел впечатление вполне безопасного места. Местные настроены весьма благожелательно и каждый раз откликаются на просьбу помочь.

Внутри бангладешского тук-тука
Внутри бангладешского тук-тука

К тому же Бангладеш ‒ страна, совершенно не избалованная массовым [да впрочем и индивидуальным тоже] туризмом. Никто не будет гнаться за вами, чтобы втридорога впарить какую-то ненужную вещь или предложить экскурсию по городу. Будучи белым, конечно, обращаешь на себя внимание в толпе, но не более того. В крайнем случае спросят, как дела и откуда ты, ну или попросят сфотографировать. Это вообще объединяет жителей многих бедных стран: просят тебя сфотографировать их на твою же камеру. Зачем? На удачу, может:) Но я в таких случаях никогда не отказываю.

Бангладеш ‒ мусульманская, но при этом вполне себе светская страна. Никакого религиозного фанатизма здесь и близко нет, по крайней мере в зоне «туристической» видимости. Мечетей относительно немного, а те, в которых мне довелось побывать, отнюдь не ломятся от количества посетителей. Куда больше народу здесь на рынках и наполненных магазинчиками центральных улицах города. Кажется, что больше, чем рикш в Дакке, разве что всевозможных торговцев. Оно и понятно, страна бедная, так что приходится активно искать возможности заработать, чтобы прокормить семью.

Центр Дакки
Центр Дакки
Все спешат по своим делам
Все спешат по своим делам
Рынок
Рынок

Что касается бангладешской экономики, то в последние годы страна прочно заняла место одного из главных мировых центров текстильной промышленности. Просто взгляните на бирки своих вещей, почти наверняка примерно на 2/3 будет красоваться надпись Made in Bangladesh.

Река Буриганга
Река Буриганга

Еще одним интересным направлением бангладешской экономики является ремонт и утилизация кораблей. Утилизация судов ‒ одна из самых опасных, грязных и трудоемких отраслей в мире, поэтому главные предприятия, специализирующиеся на разборке судов, располагаются в самых бедных странах без строгого природоохранного законодательства, к числу которых относится и Бангладеш. Здесь переработанная корабельная сталь покрывает до 20% потребностей страны.

Во втором городе страны Читтагонге, расположенном на берегу Бенгальского залива, находится крупнейшее в мире предприятие по утилизации судов, где проходит переработку почти половина мирового объема списанных судов. Дакка стоит на реке, а следовательно и объемы утилизации кораблей в городе намного меньше, но и здесь есть на что посмотреть.

Старые корабли в порту Дакки
Старые корабли в порту Дакки
Ремонт судов
Ремонт судов

Местная река Буриганга стабильно входит в десятку самых загрязненных водных артерий планеты, ежедневно в нее попадает около 1,5 миллионов кубометров вредных веществ. Река признана биологически мертвой, но местных, похоже, это не сильно смущает: жители Дакки купаются в ней и стирают белье.

Маленькие бангладешцы
Маленькие бангладешцы

Ну, чем не Венеция?)

Являясь одним из рукавов, соединяющих Ганг с Брахмапутрой, Буриганга играет роль важной транспортной артерии страны с весьма интенсивным судоходным движением. С отдельных ракурсов может показаться, что судов здесь не меньше, чем тук-туков.

Пассажирские суда на реке Буриганга
Пассажирские суда на реке Буриганга

А еще, возвращаясь к транспортной теме, стоит заметить, что один из самых знаменитых сюжетов, свойственных Южной Азии, это битком набитые поезда, причем набитые настолько, что часть (а порой и весьма значительная) пассажиров вынуждена ехать на крыше. Такое мне тоже мельком удалось увидеть, правда уже в последний день по пути в аэропорт. Тут правда всего несколько человек едут на крыше, никаких толп и близко нет, но смотрится все равно интересно:

Бангладешцы едут на крыше поезда
Бангладешцы едут на крыше поезда

Еще пара фотографий многолюдной Дакки:

Да, и кстати, справедливости ради надо сказать, что шумного, грязно и многолюдно в Дакке далеко не везде. Как, например, в Индии на территории окруженного трущобами и помойками Тадж-Махала не увидеть ни одного фантика, так и тут есть пара достопримечательностей содержащихся в образцово-показательном порядке и чистоте. Первая из них ‒ Розовый дворец, бывшая резиденция бенгальских правителей. Дворец является настоящим островком тишины и спокойствия посреди хаоса старой Дакки. Просто оцените контраст, пролистав фотографии в карусели ниже:

Вторым таким местом в Дакке является крепость Лалбагх XVII века. Территория крепости окружена плотной городской застройкой и шумными улицами. Но зато здесь раскинулись ровно подстриженные газончики и поддерживаемые в отличном состоянии сады.

Крепость Лалбагх, Дакка
Крепость Лалбагх, Дакка

Да, и кстати, свой Тадж-Махал в Бангладеш тоже есть! Один богатый местный житель так впечатлился, увидев этот памятник архитектуры во время своей поездки в Индию в 2008 году, что распорядился построить его точную копию в нескольких километрах от Дакки. Ну, как точную... Итоговый результат получился скорее забавным, лишь отдаленно напоминающим оригинал, хотя и обошелся создателю в 56 миллионов долларов. Однако, не столь состоятельные бангладешцы, которые не в состоянии позволить себе поездку в другу страну, теперь могут полюбоваться собственной версией Тадж-Махала.

-22

Ну, и на этом о Бангладеш на сегодня все. [Тут, кстати, надо оговориться, что слово Бангладеш по какой-то неизвестной причине не склоняется, что очень режет слух.] Уж не знаю, проснулось ли в вас желание посетить эту страну или наоборот держаться от нее подальше, но от себя могу добавить, что страна крайне самобытная и аутентичная, не испорченная массовым туризмом в лучшем смысле этих слов. Ехать сюда нужно в первую очередь за атмосферой, тем более что всемирно известных достопримечательностей или морских курортов all inclusive тут толком-то и нет. Так что, если грязь, шум и бесконечные толпы людей вас не пугают, велкам!)

Бангладеш
Бангладеш

И на этом о Бангладеш на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!