Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
За последнее время мы обсудили немало интересных мест в России: от Москвы до Магадана и от Питера до Абакана. Сегодня же предлагаю немного разбавить российские реалии азиатской экзотикой и отправиться в одну из самых загадочных и малопосещаемых стран мира ‒ Бангладеш. Здесь, на территории размером с три Московских области (или одну Вологодскую) проживает больше людей, чем во всей России. Формально Бангладеш занимает лишь седьмое место в списке стран по плотности населения, но уступает в нем исключительно карликовым странам, включая Монако, Мальту и Ватикан, где в виду малых размеров территории плотность довольно трудно оценить. Здесь же, в Бангладеш, а особенно в его столице Дакке, огромное количество людей это первое и, пожалуй, главное, что бросается в глаза.
Оцените сами. Так выглядят обычные улицы в центре Дакки в будний день в районе обеда:
Народу действительно очень и очень много. Продолжая сравнение Бангладеш с Россией, стоит отметить, что плотность населения в Дакке почти в 10 раз выше, чем в Москве: 46 997 чел./км² и 4940,48 чел./км² соответственно. А ведь довольно часто от гостей российской столицы приходится слышать про то, как здесь шумно и людно, все куда-то спешат, повсюду толпы, в метро особенно. Очевидно, те, кто так говорят, просто никогда не были в Дакке:) Там к тому же нет метро, да и общественный транспорт, похоже, просто физически не выдерживает необходимых городу объемов перевозки граждан.
Но выход есть! Это же Азия. Здесь, как и во многих других странах континента, важной частью общественного транспорта являются вело- и моторикши (тук-туки). В одной только Дакке работают около 400 тысяч рикш. Прикиньте сами, много это или мало. Для наглядности: это как, если бы все население Брянска или Белгорода, включая стариков и младенцев, в какой-то из дней полностью пересело бы на вело- и мототранспорт. В Дакке же это происходит ежедневно. Естественно, дороги не выдерживают. Даже несмотря на то, что движение по многим улицам для велорикш запрещено (тук-туки, насколько я понял, могут ездить везде), там, где они есть, практически неминуемо образуются пробки. Так выглядит Дакка в часы пик:
Встает абсолютно все. Ехать и идти в Дакке получается примерно с одной скоростью, но одно дело, когда пройти надо километр-полтора, а другое, когда 5 ‒ тут уже выгоднее прокатиться. Благо, стоимость услуг велорикш абсолютно копеечная, тук-туки стоят подороже, но все равно не сопоставимо с тем, сколько мы привыкли платить за небольшую поездку на такси. Тук-туки тут, кстати, практически все ярко разрисованы. Один из главных мотивов, как я понял, это персонажи местного кинематографа. Смотрится очень забавно:
А еще все тук-туки в Бангладеш защищены металлической рамой и решетчатыми стенками. Сделано это то ли для безопасности в случае дорожной аварии, то ли в виду не самой благоприятной криминогенной ситуации. Хотя, честно говоря, во второе верится с трудом. Бангладеш лично на меня произвел впечатление вполне безопасного места. Местные настроены весьма благожелательно и каждый раз откликаются на просьбу помочь.
К тому же Бангладеш ‒ страна, совершенно не избалованная массовым [да впрочем и индивидуальным тоже] туризмом. Никто не будет гнаться за вами, чтобы втридорога впарить какую-то ненужную вещь или предложить экскурсию по городу. Будучи белым, конечно, обращаешь на себя внимание в толпе, но не более того. В крайнем случае спросят, как дела и откуда ты, ну или попросят сфотографировать. Это вообще объединяет жителей многих бедных стран: просят тебя сфотографировать их на твою же камеру. Зачем? На удачу, может:) Но я в таких случаях никогда не отказываю.
Бангладеш ‒ мусульманская, но при этом вполне себе светская страна. Никакого религиозного фанатизма здесь и близко нет, по крайней мере в зоне «туристической» видимости. Мечетей относительно немного, а те, в которых мне довелось побывать, отнюдь не ломятся от количества посетителей. Куда больше народу здесь на рынках и наполненных магазинчиками центральных улицах города. Кажется, что больше, чем рикш в Дакке, разве что всевозможных торговцев. Оно и понятно, страна бедная, так что приходится активно искать возможности заработать, чтобы прокормить семью.
Что касается бангладешской экономики, то в последние годы страна прочно заняла место одного из главных мировых центров текстильной промышленности. Просто взгляните на бирки своих вещей, почти наверняка примерно на 2/3 будет красоваться надпись Made in Bangladesh.
Еще одним интересным направлением бангладешской экономики является ремонт и утилизация кораблей. Утилизация судов ‒ одна из самых опасных, грязных и трудоемких отраслей в мире, поэтому главные предприятия, специализирующиеся на разборке судов, располагаются в самых бедных странах без строгого природоохранного законодательства, к числу которых относится и Бангладеш. Здесь переработанная корабельная сталь покрывает до 20% потребностей страны.
Во втором городе страны Читтагонге, расположенном на берегу Бенгальского залива, находится крупнейшее в мире предприятие по утилизации судов, где проходит переработку почти половина мирового объема списанных судов. Дакка стоит на реке, а следовательно и объемы утилизации кораблей в городе намного меньше, но и здесь есть на что посмотреть.
Местная река Буриганга стабильно входит в десятку самых загрязненных водных артерий планеты, ежедневно в нее попадает около 1,5 миллионов кубометров вредных веществ. Река признана биологически мертвой, но местных, похоже, это не сильно смущает: жители Дакки купаются в ней и стирают белье.
Ну, чем не Венеция?)
Являясь одним из рукавов, соединяющих Ганг с Брахмапутрой, Буриганга играет роль важной транспортной артерии страны с весьма интенсивным судоходным движением. С отдельных ракурсов может показаться, что судов здесь не меньше, чем тук-туков.
А еще, возвращаясь к транспортной теме, стоит заметить, что один из самых знаменитых сюжетов, свойственных Южной Азии, это битком набитые поезда, причем набитые настолько, что часть (а порой и весьма значительная) пассажиров вынуждена ехать на крыше. Такое мне тоже мельком удалось увидеть, правда уже в последний день по пути в аэропорт. Тут правда всего несколько человек едут на крыше, никаких толп и близко нет, но смотрится все равно интересно:
Еще пара фотографий многолюдной Дакки:
Да, и кстати, справедливости ради надо сказать, что шумного, грязно и многолюдно в Дакке далеко не везде. Как, например, в Индии на территории окруженного трущобами и помойками Тадж-Махала не увидеть ни одного фантика, так и тут есть пара достопримечательностей содержащихся в образцово-показательном порядке и чистоте. Первая из них ‒ Розовый дворец, бывшая резиденция бенгальских правителей. Дворец является настоящим островком тишины и спокойствия посреди хаоса старой Дакки. Просто оцените контраст, пролистав фотографии в карусели ниже:
Вторым таким местом в Дакке является крепость Лалбагх XVII века. Территория крепости окружена плотной городской застройкой и шумными улицами. Но зато здесь раскинулись ровно подстриженные газончики и поддерживаемые в отличном состоянии сады.
Да, и кстати, свой Тадж-Махал в Бангладеш тоже есть! Один богатый местный житель так впечатлился, увидев этот памятник архитектуры во время своей поездки в Индию в 2008 году, что распорядился построить его точную копию в нескольких километрах от Дакки. Ну, как точную... Итоговый результат получился скорее забавным, лишь отдаленно напоминающим оригинал, хотя и обошелся создателю в 56 миллионов долларов. Однако, не столь состоятельные бангладешцы, которые не в состоянии позволить себе поездку в другу страну, теперь могут полюбоваться собственной версией Тадж-Махала.
Ну, и на этом о Бангладеш на сегодня все. [Тут, кстати, надо оговориться, что слово Бангладеш по какой-то неизвестной причине не склоняется, что очень режет слух.] Уж не знаю, проснулось ли в вас желание посетить эту страну или наоборот держаться от нее подальше, но от себя могу добавить, что страна крайне самобытная и аутентичная, не испорченная массовым туризмом в лучшем смысле этих слов. Ехать сюда нужно в первую очередь за атмосферой, тем более что всемирно известных достопримечательностей или морских курортов all inclusive тут толком-то и нет. Так что, если грязь, шум и бесконечные толпы людей вас не пугают, велкам!)
И на этом о Бангладеш на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!