«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Мф. 26: 26-28).
Таинство Евхаристии (Причащения Святых Христовых Тайн) установлено Самим Господом на тайной вечери с Его учениками, перед Его взятием первосвященниками. Приготовленные для таинства хлеб и вино, Господь Иисус Христос через священника претворяет в Тело и Кровь Христа. В этом Таинстве верующий причащается Тела и Крови Самого Господа и соединяется с Ним, потому что в каждой частице содержится весь Христос. Насколько важно это таинство для христианина говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.» (Ин. 5: 56-58). То есть Причастие Тела и Крови Христовой необходимо верующему для оставления грехов и для того, чтобы иметь жизнь вечную. Господь Иисус Христос принёс в жертву Себя за нас, за наши грехи, и только благодаря этой жертве мы спасаемся. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин. 6: 51-54). Причастие очищает нас от грехов, помогает нам бороться с грехом, со страстями, отгоняет тёмную силу, исцеляет душу, укрепляет в добродетелях, даёт силы исполнять заповеди Божии. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.» (1-е Ин. 1: 7). Благодаря Причастию в нас течёт Кровь Христа, постепенно мы уподобляемся Самому Господу, приобретаем Его образ, а потом и жизнь вечную: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 48). Это ещё раз подтверждает, что не своими силами мы спасаемся и боремся с грехом, а Силой Божией. Приобщение Христовых Тайн необходимо для христианина. Приобщающийся Христовых Тайн показывает свою веру в то, что за Него умер Христос и благодаря Его жертве он спасается. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.» (Ин. 6: 32-35).
Почему же нужно совершение видимого таинства? Прообразы Евхаристии существуют ещё в Ветхом Завете. Израиль приносил Господу жертвоприношения за грехи. В Ветхом Завете, в книге Исход, перед тем, как Господь вывел народ Свой, Он сказал им заколоть агнца и помазать его кровью косяки дверей, чтобы Господь не поразил их, когда производил суд над народом Египетским. «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня.» (Исх. 12: 5-11). Это прообраз Христа и таинства Евхаристии. Господь Иисус Христос – это Агнец Непорочный, и как раз Его распятие состоялось на Пасху иудейскую. «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.» (Откр. 5: 11-12). Праздник Пасхи является днём нашего искупления для вечной жизни, как выход Израиля из Египта был образом этого искупления. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.» (Евр. 10: 1). Как древние иудеи помазывали косяки дверей кровью агнца, что является прообразом, также и мы Телом и Кровью Христовой ограждаемся от зла, от греха, и получаем оставление грехов, чтобы были прощены грехи наши, и не подлежали мы осуждению от Бога за них. Христос принёс Свою жизнь в жертву умилостивления, чтобы оправдать нас и принять на Себя нашу вину. «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9: 11-14).
Таинство Евхаристии, как и другие таинства Церковные, установлено Самим Господом, и совершается Им через священников. Через священника Господь совершает Евхаристию, этому есть тоже подтверждение в Библии, когда Он говорит: «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. (Исх. 7: 1-2). То, что таинство Евхаристии совершается именно в Храме Божием, также установлено Самим Господом в Библии, где говорится: «Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор. 16: 5-6). И именно через совершение таинств Господь посылает Свою Благодать и совершает дела. Также и в Ветхом Завете Господь дал Израилю через Моисея определённые правила и постановления, как должны совершаться Богослужения. Через таинства Церкви видимые и Богослужения Господь сообщает невидимо верующим Свою Благодать. Все таинства совершаются Силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого. «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым.» (Исх. 25: 21-22).
Насколько важна Евхаристия для верующего мы выяснили. А как же нужно готовиться к ней? Во-первых, нужно понимать, что мы приобщаемся Тела и Крови Самого Господа Иисуса Христа, и поэтому должны серьёзно подходить к таинству, готовится к нему, рассуждать о Теле и Крови Христовом, как говорит Апостол Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.» (1-е Кор. 11: 26-29). Перед Причастием Церковь рекомендует 2-3 дня держать пост, читать специальные каноны и последование ко Святому Причащению. А также перед Причастием необходима Исповедь, потому что перед Причастием священник произносит слова «Святая –Святым». Естественно возможно, далеко не все святые, кто причащается, но Исповедь помогает избавиться от грехов, очищает душу. И поэтому Исповедь необходима перед Причастием. Ещё важно осознавать своё недостоинство, и иметь благоговение перед таинством, потому что «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалом 50: 19). Если же чувствовать своё достоинство, и не иметь благоговения то можно стать как Иуда, который вёл себя дерзко: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26: 23). Но лучше, как благоразумный разбойник говорить: «Помяни мя, Господи во Царствии Твоём.» И конечно нужно понимая своё недостоинство, уповать на великую милость Божию. Потому что причастие как-раз-таки и даёт нам силы бороться с грехом, живущим в нас и не нужно лишать себя Причастия. Первые христиане вообще приступали к таинству каждодневно. Сейчас, конечно в наше время, каждый сам решает для себя, когда ему причащаться. После Причащения Церковь рекомендует читать благодарственные молитвы и стараться посвятить время Господу, почитать Библию, например, святых отцов, чтобы пребывать в общении с Господом. После Причащения Святых Христовых Тайн нужно стараться не предаваться грехам и страстям, чтобы не быть подобными Иуде, в которого вошёл сатана после Причастия, и он предал Христа: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» (Ин. 13: 26-27). Сбылось пророчество царя Давида, который говорит: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.» (Псалом 40: 10).
«Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна. И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.» (Псалом 22: 5-6).