Найти тему

Красиво или чудовищно? А за что так с Гастоном?

Оглавление

"Красавица и Чудовище" - иконическая сказка студии "Дисней", образец, так называемого, "диснеевского ренессанса", любимая многими, в том числе и мной, история. Пересматривая этот замечательный мультфильм в очередной раз, я ожидал освежить в памяти теплые детские чувства, которые возникали при первых просмотрах, но обнаружил многое, чего раньше не замечал.

Основой этого эссе является моя убежденность в том, что мультфильм обходится несправедливо с антагонистом истории. Гастон оказывается наказан несоразмерно своим поступкам. Его гибель становится не эпизодом торжества справедливости, а тем, что превращает Чудовище и Белль в таких же, как сам Гастон, слепых и безжалостных людей.

«The most beautiful love story ever told as it has never been seen before»
«The most beautiful love story ever told as it has never been seen before»

Необходимо разделить это эссе на несколько частей для более простой ориентации. Во-первых, я бы хотел рассмотреть фабулу и сюжет картины. Во-вторых, описать характеры центральных персонажей, их мотивации, как внешние, так и внутренние, а затем перейти к третьему: к конфликту и его скрытому подтексту. После всего вышеперечисленного, в выводе, я подведу итог и отвечу на вопрос, открытый во вступлении.

Структура

Сюжет мультфильма до умопомрачения прост. Молодая девушка бросается в проклятый замок спасать отца от Чудовища, но сама попадает в заточение. Через время, разглядев в монстре прекрасную душу, влюбляется в него и тем самым снимает с него проклятие.

Отметить бы хотелось, что вопреки ощущениям зрителя, главный герой этой истории - Чудовище. А Белль становится персонажем-наблюдателем, который, безусловно, влияет на исправление принца, но в кульминации активного участия не принимает.

Кульминацией всей истории становится сражение Чудовища и Гастона, когда Чудовище решает отпустить соперника.
Кульминацией всей истории становится сражение Чудовища и Гастона, когда Чудовище решает отпустить соперника.

В остальном, вся история сделана образцово и весьма просто. Три акта. Первый - экспозиция мира, где мы узнаем, что Белль не такая, как все и хочет найти свое место в мире. В неё влюблен Гастон, который глуп и себялюбив, что отталкивает Белль. Завязкой становится решение Белль остаться в плену у Чудовища вместо отца.

По статистике, каждая третья женщина подвергается домашнему насилию, но это, если считать каждую восьмую.
По статистике, каждая третья женщина подвергается домашнему насилию, но это, если считать каждую восьмую.

Второй акт концентрируется на развитие отношений Белль со своим пленителем. Центральной точкой сюжета и важным событием в отношениях девушки с Чудовищем является эпизод спасения Белль от стаи волков. Так бывший принц продолжает меняться до решения отпустить Белль.

После свидания ваша роза все ещё вянет?  Звоните по номеру +7(891)011 12 13, мы поможем!
После свидания ваша роза все ещё вянет? Звоните по номеру +7(891)011 12 13, мы поможем!

В третьем акте героиня сталкивается с Гастоном, который желает всеми силами принудить девушку к браку, и узнав о чудовище, бросается его убивать. Финал. Титры.

+7(891)011 12 13 мы делаем ещё и витражи!
+7(891)011 12 13 мы делаем ещё и витражи!

Даже песни в мультфильме имеют четкую позицию и функцию, которая кочует у "Дисней" из мультфильма в мультфильм. Все песни становятся моментами сильного напряжения и либо двигают сюжет, либо отвечают за экспозицию.

Персонажи

Итак, Белль, центральный персонаж истории, но, что важнее, главная цель Чудовища и Гастона. Таким образом девушка становится эпицентром внимания как для зрителя, так и для персонажей.

Ваше лицо, когда вы читаете моё эссе... Хотя кого я обманываю?
Ваше лицо, когда вы читаете моё эссе... Хотя кого я обманываю?

В самом начале мультфильма мы узнаем, что девушка отстранена от общества, её не особо интересуют ни первый парень на деревне, ни, в целом, общение с кем-то, кроме коня и отца. Рассматривая персонажа девушки, не только в рамках сказочного сеттинга, но и в рамках эпохи, в которой разворачиваются события, понять реакцию местных жителей становится не трудно. Ведь действительно странновато, что молодая девушка не идет замуж, не работает, а занимается каким-то странным чтением книг, которые для общества того времени и непозволительная роскошь, и бессмысленный атрибут одновременно.

Здесь необходимо пояснить. Я прекрасно понимаю, что в кино существует известная мера условности, что мир, в котором развернулись события мультика, совершенно другой и все там иначе. Однако всё вышеперечисленное не выходит за рамки наблюдений за персонажами и банальной логики. Я не пытаюсь утверждать, что одежда персонажей не соответствует времени, а лишь подчеркиваю основные характеристики персонажей и их взаимоотношения с показанным обществом.

Белль являлась по своей роли в обществе "принцессой" ещё до встречи с принцем. Она уже в самом начале демонстрирует своё стремление к высокому и, в том числе поэтому, игнорирует приземленного Гастона.

Отец Белль крайне важный персонаж для понимания характера Белль. Он предстает перед зрителем отчужденным от общества человеком, который тем не менее трудится на благо общества. Изобретение и ярмарка становятся его способом найти новую жизнь и социализироваться. Мне кажется, что наличие в истории только отца, без матери Белль, лишь сильнее подталкивает к психоанализу выбора Белль по Фрейду.

Кстати ещё одна общая черта у Отца и Чудовища, которой лишен Гастон - растительность на лице.
Кстати ещё одна общая черта у Отца и Чудовища, которой лишен Гастон - растительность на лице.

Гастон - суперзвезда в деревне, красавец, себялюбивец и подлец. В отличие от других персонажей первого и второго плана, Гастон действительно социализирован. Он является самым популярным человеком в обществе, девушки, кроме Белль, от него без ума, мужчины подавно, да и сам Гастон в порядке с самооценкой. Его интерес к Белль, очевидно, просыпается из-за её холодности к нему. Он видит, что эта девушка - единственная "крепость", которую он не в силах завоевать, что задевает его самолюбие.

Нет клыков? Ну ты и лох (с) Белль
Нет клыков? Ну ты и лох (с) Белль

Однако, мне кажется очень важно понимать, что самоопределение Гастона берется не столько изнутри героя, сколько извне, из общества. Становясь все более популярным, он, не имея достойного образования, ориентируется на общественное мнение. Гастон - лишь наиболее удачное отражение общества, его идеалов и пороков. Этот герой сформирован общественным мнением.

Чудовище увлекает тем, что практически не отличается от Гастона. В самом начале мультфильма зритель узнает причину по которой главный герой оказывается проклят.

В прекрасном замке жил молодой принц. Он имел всё, чего только могло пожелать его сердце, но был избалован, себялюбив и недобр.

Все те же черты, что и у Гастона. Оба - высокомерные люди на вершине общественных отношений. Однако Чудовище имеет главное отличие, порождающее всю несправедливость этой истории, а именно испытание розой.

Чудовище получил наказание, которое позволило ему понять, что избранная им модель поведения не этична. Он был "кастрирован" по Фрейду: лишен собственной внешности и практически всех отношений с внешним миром. Однако благодаря этому принц получил возможность поразмышлять над своим поведением.

Злой чел
Злой чел

Таким образом Чудовище становится асоциальным человеком, который стремится вернуть свой статус. Социализироваться. Также как и отец Белль. Гастон же не мог понравиться девушке по чисто психологическим установкам, которые образовались в ней из-за обыкновенного "комплекса Электры". Сходность чудовища с отцом побудила Белль заглянуть глубже в душу героя, а затем она, конечно, отыскала в нем и доброту, и отзывчивость. Корень её любовного интереса заключен в уже знакомом социальном паттерне, как у персонажа отца.

Конфликт

Главный конфликт этой истории - внутренний конфликт. Чудовище должен понять, что такое любовь и избавиться от внутреннего гнева. Этот конфликт имеет выражение в виде сначала независимого соперничества, а затем прямого столкновения в дуэли между протагонистом (Принцем/Чудовищем) и антагонистом (Гастоном), в которой антагонист проигрывает, после чего кидается на чудовище со спины и погибает из-за своей подлости.

Даже волосы распустил, чтобы понравиться Белль
Даже волосы распустил, чтобы понравиться Белль

Что же все-таки не так с идеей фильма?

Важно понимать то, как для Гастона выглядит вся ситуация. Узнав о том, что чудовище реально, Гастон понимает, что угроза чудовища так же реальна, ведь этот монстр схватил отца Белль ни за что, ни про что. Собрав бравых солдат, он бросается на то, что принимает за подвиг. Похожий подвиг для Белль совершил Чудовище, когда отбил её от волков. Разница только в отношении девушки. Волки страшные, а Чудовище - друг, но для Гастона это немыслимо, он не может понять это, не увидев, для него это абсолютная фантастика.
Да, одна из двух целей Гастона в убийстве Чудовища, это мысль об этом подвиге во имя Белль, а другая - защита того общества, главой которого он по сути является. Общества вне которого он не смыслит себя. Защитить своих - дело чести.
Так и выходит, что Гастон не идиот, не законченный подонок, а просто костный себялюбец, каким был Чудовище. Вот только Чудовище получил шанс исправиться, а Гастон нет.
Чудовище и Белль, как образованные люди, могли понять образ мысли Гастона, и если не предвосхитить, то остановить и объяснить ему, что тот совершает ошибку. Знания - не только полезный навык, но и ответственность, с которой оба не справились.
Так и выходит, что Гастон погибает, потому что пытался убить монстра любыми средствами, погибает, потому что боролся за то, во что верил, не понимая (и не имея возможности понять) своего противника.

Сатисфакция заменяет справедливость. Гастон получает месть за свои поступки, а не справедливое воздаяние. Именно это "ты мне - я тебе" становится в основе его гибели. Как Белль, так и Чудовище оказываются равными Гастону, сельскому охотнику, по уровню понимания и сострадания.

Окажись Гастон таким же сеньором, как Чудовище, образованным или имеющим возможность получить это образование история была бы совершенно другой. Приведи его в замок не забота об обществе и желание совершить подвиг, а личный алчный мотив, к примеру, мести или желание устранения любовного конкурента, отношение к гибели Гастона было бы другим.

Вывод

Почти закончил, честно!
Почти закончил, честно!

История в мультфильме "Красавица и Чудовище" все ещё остается доброй и светлой. Она вовсе не про убийство или смерть. Разумеется, главное, на что смотрит зритель, - основной конфликт, который разворачивается внутри Чудовища. И финал истории привлекает гораздо больше зрительского внимания, чем какой-то Гастон. Однако искусство многослойно и многогранно, поэтому недооценка хотя бы одной из возможных трактовок была бы несправедливой, пускай даже она так занудна, как моя.