По данным ЕФРСБ, в 2020 году арбитражными судами в делах о банкротстве рассмотрено 9 532 заявления о признании сделок недействительными. Статистка по другим годам в таблице ниже. Примерно половина указанных заявлений удовлетворена.
Проблема в том, что лица, сделки с которыми признаются недействительными, зачастую становятся банкротом. Кроме того, признание сделки недействительной является основанием для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника либо взыскания с них убытков на сумму сделки.
Всё это усугубляется тем, что законодатель к контролирующим должника лицам относит выгодоприобретателей от совершения сделки, признанной недействительной (например, бенефициаров и руководителей юридического лица, с которым совершена сделка, признанная недействительной).
Следует отметить, что в деле о банкротстве могут быть оспорены не только сделки, но и иные действия (например, исполнение сделки). Подробный перечень сделок и действий, которые могут быть оспорены в деле о банкротстве, можно посмотреть в п. 3 статьи 61.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Удобства ради судебно-правоприменительная практика использует понятие «сделка» также к иным, не являющимися сделками, действиям, которые могут быть оспорены в деле о банкротстве. Например, понятие «сделка» используется для обозначения платежа, в то время как платёж по смыслу ст. 153 Гражданского кодекса РФ сделкой не является.
Оспариванию в деле о банкротстве подлежат не только сделки, совершенные самим должником, но и сделки, совершенные другими лицами за счёт должника (п. 1 ст. 61.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В деле о банкротстве сделки могут быть оспорены как по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, так и по специальным основаниям, предусмотренным главой III.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Специальные основания влекут оспоримость соответствующих сделок.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 наличие в Законе о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок, предусмотренных статьями 61.2 и 61.3, само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статьи 10 и 168 ГК РФ).
Данную правовую позицию уточнила Судебная коллегия по экономическом спорам Верховного Суда РФ в Определении от 31 августа 2017 г. N 305-ЭС17-4886, указав, что сделку можно признавать недействительной на основании статей 10 и 168 Гражданского кодекса РФ только в том случае, если пороки этой сделки не охватываются дефектами, предусмотренными п. 2 ст. 61.2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Есть одно исключение, когда сделка с дефектами, охватываемыми п. 2 ст. 61.2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", может быть оспорена исключительно на основании ст. 10 Гражданского кодекса РФ. Данное исключение содержится в п. 13 ст. 14 ФЗ от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где сказано, что сделки граждан, совершенные до 01.10.2015 года с целью причинить вред кредиторам, могут быть признаны недействительными на основании ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
Нормы главы III.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" содержат не только основания недействительности сделок, но и стандарты доказывания этих оснований (эти стандарты также называются презумпциями). Так, п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве одним из оснований недействительности сделок указывает осведомлённость контрагента по сделке о цели должника причинить вред имущественным правам своих кредиторов. Далее эта норма содержит критерии доказанности (презумпции) указанного основания: 1) если другая сторона сделки признана заинтересованным лицом по отношению к должнику; 2) или если другая сторона сделки должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатёжеспособности или недостаточности имущества должника.
Анализируя нормы главы III.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" можно заключить, что чем ближе расположена дата совершения сделки к дате принятия заявления о признании должника банкротом, тем ниже стандарт доказывания для признания такой сделки недействительной, и наоборот. Например, для признания сделки недействительной на основании п. 1 ст. 61.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", по которой подлежат оспариванию сделки, совершенные меньше чем за месяц до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления, законодатель не требует доказывания недобросовестности контрагента по сделке.