Найти тему

Люди, которые строят ваш дом в Петербурге. Как питерский интеллигент на стройке работал. Часть 3.

Мигранты и полиция
Мигранты и полиция

Раньше я был уверен, что на стройках работают только гастарбайтеры без образования и навыков или всякий опустившийся сброд, у кого не хватило мозгов поступить в ВУЗ. Поэтому наши новостройки такого плохого качества. В Части 2 я объяснил, что плохое качество не из-за этого. А сейчас я расскажу, что не только гастарбайтеры и бывшие двоечники работают на стройках. И не они там самые плохие.

-2

После трудового дня я приходил переодеваться в бытовку. Бытовки на той стройке стояли огромным лагерем рядом со стройплощадкой. На входе в этот лагерь висел большой плакат: «Находиться в бытовках после 23:30 и до 6:00 строго запрещено». На самом деле почти в каждой бытовке жили мигранты-нелегалы.

Я встречал таджиков и узбеков . Они боятся выходить за пределы стройплощадки и бегают от облав миграционной службы (правда, куда они прячутся, я не интересовался). Им часто не платят, и они переходят из одной «фирмы» в другую внутри одной стройки.

Был там паренек Фарход. Совсем молодой парень, двадцать два года. Не от хорошей жизни приехал в Россию. В Таджикистане осталась семья: жена, родители. Рассказал, как работал легально в Москве, потом перебрался в Питер, просрочил документы, стал работать здесь. Шесть месяцев не выходил за периметр стройки. Пахал без выходных. Повидал, как люди здесь становились инвалидами и даже уходили на тот свет.

-3

Таджики и узбеки составляют большинство на стройке. Друг друга недолюбливают. Разгильдяев и неумех среди них я не увидел. Любой, кто долго работает рабочим, в конце концов, научится. А лентяй скорее сбежит. Некоторые из них были мастерами своего дела. И уж чего-чего, а в гостеприимстве и вежливости им не откажешь. Многие даже матом не ругаются и алкоголь не употребляют.

Другим крупным «контингентом» на моей стройке были клиенты «работных домов» . Вот эти граждане выглядели жалко и отвратительно. По лицам было видно, что все заработанное уходило на алкоголь. Люди эти были озлобленными и неприятными. В отличие от таджиков и узбеков я их избегал. Потом я узнал, что «работные дома» - это часто форма рабства, сейчас жалею, мог бы, наверное, им помочь. Но вид у них был отталкивающий.

Ну и, наконец, наименее распространены среди рабочих на стройке - вольнонаемные . Чаще всего они отделывают квартиры внутри по индивидуальным заказам, делают особо опасный или требующий квалификации труд: промышленные альпинисты, сварщики, электрики, лифтеры. Монтажник-высотник к таким специальностям не относится, но я с другом оказался в их числе. Большинство из них люди простые, в хорошем смысле. Многие с высшим образованием. На стройку пошли потому, что здесь все понятно и просто. Если у тебя сложная специальность, требующая навыков, то работу ты найдешь. Конечно, чище и безопаснее заниматься тем же не на стройках, но там придется хитрить и изворачиваться.

«Пойдешь на стройку работать или дворы мести» , - теперь эту фразу неумных мамаш я воспринимаю с усмешкой. Плохие люди среди работяг тоже, наверняка есть, но я их не встречал. А вот тот, кто работает спекулянтом-«прокладкой», тому хорошим человеком сложно остаться.

-4

Через двадцать дней я со стройки ушел – работа (сложно назвать ее «халтурой») закончилась, я нашел себе другую, более близкую моей специальности. Маловато, чтобы написать по мотивам этого жизненного опыта роман или журналистское расследование. А для статей на Дзене – в самый раз.

Все изображения в статье взяты из открытых источников в Интернете по лицензии Commons Creative