Амазонками считаются воинственные женщины, жившие в Скифии - дочери бога войны Ареса с богиней красоты и любви Афродиты.
- По гречески амазонок звали αντίανείραι, что значит «равные мужам», «противные мужам» или «мужененавистницы». По другому «амазонка» переводится как лишенная груди с целью стрельбы из лука, «безгрудая». В Объяснении к «Илиаде» Гомера – несколько иная трактовка этого термина: «амазонки – значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса» - монография А.В.Тюхтиной Амазонки в античной традиции: этимологический, территориально-географический, религиозный аспекты
Профессор кафедры истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета Элеонора Борисовна Петрова в своей книге "Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах" приводит другое объяснение - Они назывались так потому, что не употребляли в пищу хлеба, предпочитая черепах, змей, ящериц, скорпионов.
В чем сходятся ученые, так в том, что перевод Амазонка как "безгрудая" означал не физический дефект, а просто был объяснением того, что они были кочевницами, лишенными грудного вскармливания. Соответственно их выкармливали коровьим или кобыльим молоком.
Об этом говорят и многочисленные сохранившиеся статуи амазонок, где они изображены во всем своем физическом великолепии, и без каких-либо изъянов.
Основным их занятием была война в конном строю. Вооружены они были луком, боевым топором, копьем, имели щиты и котурны (сандалии). Их шлемы, плащи и пояса были из шкур диких животных. В мифах упоминаются царицы амазонок Ипполита, Антиона, Фалестра, Пенфесилия, которые руководили походами амазонок.
По отношению к мужчинам амазонки вели себя высокомерно и независимо.
- По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок (Strabo IV, 4, 6, 3, 21- 24; Just. II, 1; Plut. Pomp. XXXV). По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей (Diod. Sic. II, 44-46, III, 52-55). Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам (Strabo XII, 3, 21-24, XII, 6, 8). Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола (Hypp. De aer. 24; Steph. Byz. Ethnicon, s.v. Amazon.; Diod. Sic. II, 44-46) или убивали их тотчас по рождении (Just. II, 1), чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти - Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского обл. музея краеведения. 1988. Вып. 5. с.35-36
Античные авторы обычно локализовали амазонок на северо-востоке Малой Азии, в Каппадокии. Связано это было с тем, что в этой местности, у населявших ее народностей – карийцев, мидийцев, лидийцев и фракийцев существовали сильные матриархальные отношения.
Также местом обитания амазонок назывался Кавказ:
На Кавказе можно выделить два основных района обитания амазонок. Первым являлся восточный берег Меотиды (Азовского моря) (Herod. IV, 110; Nic. Damas. III, 47; Eurip. Hercul. 408–410) от Кубани, которая некоторыми исследователями отождествляется с Термодонтом, до Танаиса (Дона). Это была территория расселения савроматов - Мирошина Т.В. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 5
Где бы не обитали амазонки, но античные авторы, как например Плутарх упоминали, что амазонки нападали на Грецию.
Одной из частей истории об амазонках, на которых редко останавливает взор читатель это упоминание о культе Великой Матери, которой поклонялись амазонки.
Великой Матерью античные авторы считали Артемиду - богиню природы и защитницу государства (полиса). Такой же культ Девы был и у кочевых племен северного Причерноморья - тавров, скифов, сармат.
- По преданию, амазонская царица Лисиппа установила кровожадный культ Артемиды Таврополы. Это одна из ипостасей Артемиды-Девы. В мифологической традиции данный культ характеризуется следующими эпитетами: Артемида Таврическая, Артемида Тавропола, Артемида Диктинна, Артемида Ортия, Фоантея, Геката и др. (Diod. Sic. IV, 44, 7). 35 Созвучие прозвища Тавропола, связанного, по-видимому, с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык) с древним названием Крыма (Таврида) и породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма - О «Владыке зверей» в мужской ипостаси у местного населения см.: Шауб И.Ю. Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии // Боспорский феномен. Сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. СПб., 2007. С. 27–29
Таким образом, описание амазонок у античных авторов, несмотря на мифологизированность образа были предельно четкими и описывающими все стороны жизни якобы легендарных амазонок. Это свидетельствует о том, что возможно амазонки не были так уж и мифическими персонажами.
Вам может быть интересно: Амазонки Кавказа
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.