Найти в Дзене
История и культура Евразии

Амазонки - какие, они были в античных легендах

Оглавление

Амазонками считаются воинственные женщины, жившие в Скифии - дочери бога войны Ареса с богиней красоты и любви Афродиты.

  • По гречески амазонок звали αντίανείραι, что значит «равные мужам», «противные мужам» или «мужененавистницы». По другому «амазонка» переводится как лишенная груди с целью стрельбы из лука, «безгрудая». В Объяснении к «Илиаде» Гомера – несколько иная трактовка этого термина: «амазонки – значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса» - монография А.В.Тюхтиной Амазонки в античной традиции: этимологический, территориально-географический, религиозный аспекты

Профессор кафедры истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета Элеонора Борисовна Петрова в своей книге "Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах" приводит другое объяснение - Они назывались так потому, что не употребляли в пищу хлеба, предпочитая черепах, змей, ящериц, скорпионов.

В чем сходятся ученые, так в том, что перевод Амазонка как "безгрудая" означал не физический дефект, а просто был объяснением того, что они были кочевницами, лишенными грудного вскармливания. Соответственно их выкармливали коровьим или кобыльим молоком.

Воинственная амазонка
Воинственная амазонка

Об этом говорят и многочисленные сохранившиеся статуи амазонок, где они изображены во всем своем физическом великолепии, и без каких-либо изъянов.

Основным их занятием была война в конном строю. Вооружены они были луком, боевым топором, копьем, имели щиты и котурны (сандалии). Их шлемы, плащи и пояса были из шкур диких животных. В мифах упоминаются царицы амазонок Ипполита, Антиона, Фалестра, Пенфесилия, которые руководили походами амазонок.

По отношению к мужчинам амазонки вели себя высокомерно и независимо.

  • По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок (Strabo IV, 4, 6, 3, 21- 24; Just. II, 1; Plut. Pomp. XXXV). По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей (Diod. Sic. II, 44-46, III, 52-55). Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам (Strabo XII, 3, 21-24, XII, 6, 8). Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола (Hypp. De aer. 24; Steph. Byz. Ethnicon, s.v. Amazon.; Diod. Sic. II, 44-46) или убивали их тотчас по рождении (Just. II, 1), чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти - Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского обл. музея краеведения. 1988. Вып. 5. с.35-36
Прекрасная лучница-амазонка
Прекрасная лучница-амазонка

Античные авторы обычно локализовали амазонок на северо-востоке Малой Азии, в Каппадокии. Связано это было с тем, что в этой местности, у населявших ее народностей – карийцев, мидийцев, лидийцев и фракийцев существовали сильные матриархальные отношения.

Также местом обитания амазонок назывался Кавказ:

На Кавказе можно выделить два основных района обитания амазонок. Первым являлся восточный берег Меотиды (Азовского моря) (Herod. IV, 110; Nic. Damas. III, 47; Eurip. Hercul. 408–410) от Кубани, которая некоторыми исследователями отождествляется с Термодонтом, до Танаиса (Дона). Это была территория расселения савроматов - Мирошина Т.В. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 5

Где бы не обитали амазонки, но античные авторы, как например Плутарх упоминали, что амазонки нападали на Грецию.

Грозная амазонка-воительница
Грозная амазонка-воительница

Одной из частей истории об амазонках, на которых редко останавливает взор читатель это упоминание о культе Великой Матери, которой поклонялись амазонки.

Великой Матерью античные авторы считали Артемиду - богиню природы и защитницу государства (полиса). Такой же культ Девы был и у кочевых племен северного Причерноморья - тавров, скифов, сармат.

  • По преданию, амазонская царица Лисиппа установила кровожадный культ Артемиды Таврополы. Это одна из ипостасей Артемиды-Девы. В мифологической традиции данный культ характеризуется следующими эпитетами: Артемида Таврическая, Артемида Тавропола, Артемида Диктинна, Артемида Ортия, Фоантея, Геката и др. (Diod. Sic. IV, 44, 7). 35 Созвучие прозвища Тавропола, связанного, по-видимому, с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык) с древним названием Крыма (Таврида) и породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма - О «Владыке зверей» в мужской ипостаси у местного населения см.: Шауб И.Ю. Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии // Боспорский феномен. Сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. СПб., 2007. С. 27–29
-4

Таким образом, описание амазонок у античных авторов, несмотря на мифологизированность образа были предельно четкими и описывающими все стороны жизни якобы легендарных амазонок. Это свидетельствует о том, что возможно амазонки не были так уж и мифическими персонажами.

Вам может быть интересно: Амазонки Кавказа

Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.