После напряженной работы над альбомом «The Wall» группа Pink Floyd скорее чувствовала усталость, чем эйфорию. Учитывая, что коллектив отыграл более тридцати грандиозных шоу за два года, трудно списать это на просто усталость. Скорее складывалось ощущение, что этот проект длится вечность.
К концу тура «The Wall» той группы Pink Floyd из четырех человек, которой она являлась в 1968 году, уже не оставалось в помине. Рик Райт, наслаждался своим изгнанием в Греции, а про Сида Барретта не было ничего известно со времен его спонтанного появления на студии «Эбби-Роуд». Оставшиеся трое музыкантов порознь ездили в разные уголки света, представляя фильм «Стена». Но вскоре начала чувствоваться потребность в новом материале, пора было записывать очередной альбом.
Рабочим названием пластинки было «Запасные кирпичи» - из названия понятно, что Роджер Уотерс хотел включить в него песни, оставшиеся после работы над «Стеной». Эта идея была отброшена после того, как альбом вызрел в нечто иное. По-прежнему связанный с «The Wall», этот альбом имел прямое отношение к чувствам Роджера по поводу гибели его отца под Анцио во время Второй мировой войны. Тот факт, что в первые годы войны отец Роджера являлся сознательным ее противником, добавлял лишнюю остроту. Недооценка этих чувств привела к неспособности Британии создать лучший мир, за который погибло так много людей.
Другой малопривлекательной кандидаткой на роль музы стала Маргарет Тэтчер. В 1982 году Британия, находясь под ее премьерством, объявила войну Аргентине по поводу суверенитета Фолклендских островов. Этот конфликт был наиболее удачно описан Хорхе Луисом Борхесом в его сакраментальной фразе «двое лысых дерутся за расческу». Атмосфера в Британии в то время была откровенно шовинистической. Таким образом, «The Final Cut» стал реальным инструментом для выражения ужаса Роджера перед этими событиями.
Тем не менее, не все члены группы разделяли взгляды Роджера. Дэвид считал эти идеи неподходящими для альбома. Кроме того, Дэвиду хотелось производить свой материал. Однако Роджер, увлеченный своими замыслами, не собирался ждать. Он отчаянно хотел работать. Когда концепция у него сложилась, он не оставлял времени на чьи-то колебания. В результате альбом был целиком составлен из композиций Роджера. Вклад Дэвида был самым что ни на есть минимальным – не считая его гитарных соло, на которые Роджер даже и не думал покушаться. Что более существенно, большую часть вокальной ответственности Роджер тоже решил взять на себя, оставляя Дэвиду петь всего одну песню под названием «Not Now John». Утрата Дэвида как вокалиста и потеря органного звука Рика означали исчезновение ключевых элементов того, что считалось фирменным звучанием Pink Floyd .
Еще до начала работы над альбомом Роджер объявил Нику Мейсону, что он всего лишь «барабанит» на записи, и поэтому не может рассчитывать ни на дополнительное вознаграждение, ни на какой-либо почет. Такое его поведение уже начинало граничить с манией величия, ведь Ник не представлял никакой угрозы для Роджера, никогда не вступал с ним в конфронтацию, в отличие от Дэвида. Но зато у Ника появилась возможность убегать из студии и больше времени уделять своему увлечению – автогонкам.
«The Final Cut » стоило выпустить как сольный альбом Роджера, но принимать такое решение было поздно. Звукозаписывающая компания ожидала нового альбома Pink Floyd, и вряд ли бы положительно отнеслась к сольной работе Уотерса. Кроме того, выпуск альбома Роджера силами всего коллектива мог означать распад Pink Floyd, чего все еще не хотели музыканты. Ник Мейсон вспоминает:
Хотя мы обладали замечательной способностью бесить и расстраивать друг друга, сохраняя бесстрастные физиономии, мы так никогда и не овладели навыком разговаривать друг с другом по некоторым важным вопросам. После «The Dark Side of the Moon» во всех нас стала проявляться выраженная тенденция высказывать скверную критику – и еще хуже к ней относиться. Роджера порой обвиняют в склонности наслаждаться конфронтацией. Я просто думаю, что Роджер порой не сознает, как он может пугать людей. Как только ему кажется, что конфронтация необходима, он становится так мрачно сосредоточен на победе, что бросает в стычку все, что есть, - и его арсенал может быть мощным.
Период записи «The Final Cut» с уверенностью можно назвать самым напряженным в истории группы. Возникает чувство, что все участники пытались удержать все воедино. А к марту 1983 оказалась обрублена еще одна связь группы. Из-за тяжелых трат была расформирована студия « Hipgnosis ». Сторм Торгерсон, оформлявший прежние обложки дисков группы, мог помочь лично, однако Роджер решил самостоятельно сделать дизайн конверта «The Final Cut».
Сам Уотерс не был доволен альбомом. Однажды он даже отозвался о нем как о «дефектном». С другой стороны, он мог им вполне гордиться. Тот факт, что альбом полностью посвящался его отцу, показывает, насколько личным все это было для Роджера, и насколько отчуждённым « The Final Cut » стал для остальных членов группы.
После завершения альбома у Pink Floyd не было решительно никаких планов на будущее. У новой пластинки не было никакого промоушена. Предложений о «живых» выступлениях в поддержку альбома не поступало. Хотя так или иначе сложно было бы представить себе шоу, которое могло бы превзойти « The Wall ».
Существовало очень мало шансов на то, чтобы в тот период группа выступила вживую, хотя в 1985 году появилась смутная возможность выступления на « Live Aid ». Однако в конечном итоге Дэвид оказался единственным, кто туда попал, играя на гитаре вместе с Брайаном Ферри.