Найти тему
неЧАЙная домоседка

Елизавета и Анна на командном первенстве в Японии. Музыка преодоления, саундтрек прощения

15 апреля, начав смотреть короткую программу у женщин, я подумала, как хорошо, что на турнире в Японии именно Лиза и Аня. Лиза как пример психологической устойчивости, стабильности и того, что жизнь в 24 года в фигурном катании не заканчивается. Аня как пример сочетания удивительной утончённости и хрупкой нежности, и...железной воли, чего в обычной жизни, по-моему и быть не может. Две девушки, как два крыла бабочки, порхающей над ледовой ареной в заокеанской Японии, подумалось мне...Не той бабочки из не получившегося прыжка, а той, которая приносит нам цветущую весну и

новые надежды)))

Следующие ассоциации не заставили себя ждать. Видимо день такой был или состоянии души особенное.

коллаж  автора
коллаж автора

На лёд вышла Анна Щербакова. Слышны первые несколько нот "Элегии" французского композитора Жюля Массне (1842-1912 гг), а у меня откуда-то полное ощущение того, что сейчас прозвучит музыка Л. Афанасьева к тексту песни "Гляжу в озера синие". Наваждение какое-то...Тут же спохватилась, что это совсем другое произведение. И всё же всю программу меня не оставляла мысль, что Анна в синем платье напоминает изгибистую реку, протекающую у Марьиного утёса. А Анины глаза схожи с этими самыми озёрами, в которые я гляжу...Анна повзрослела физически и в психологическом плане за короткий промежуток времени. Она очень похорошела, у неё по-взрослому глубокий взгляд. Это очень сильное выступление и с технической стороны и со стороны духовной...Ей вполне под силу создать на льду любой сложный женский образ.

коллаж   автора  из скриншотов  программы
коллаж автора из скриншотов программы

Недавно на моём канале обсуждалась тема необходимости усложнения женских программ. Зашёл разговор о травматизме. Внимательная читательница напомнила о том, что в 13 лет у Ани был сложный передом ноги, полтора месяца нога была в гипсе, что тогда Аня только начала учить квады и делала это лучше Саши. И как Аня смогла преодолеть сложный период.

Действительно, какими должны быть воля и желание, чтобы вернуться на лёд. Обратите внимание на фото вверху. Это в студии Первого канала Аня Щербакова в 2019 году давала интервью и на мониторе, расположенном на полу студии выводились фото тех моментов. У Ани гипс от кончиков пальцев до самой верхней части бедра. Она рассказала ведущему, что сначала сломала руку на сборах, потом случилось это. Она снова училась всему заново. Надев коньки, подумала, что сразу же заскользит, как прежде. Но этого не случилось. Её водили за руки, прыжки только в два оборота и только с удочкой. Вот почему плакали тренеры после победы Ани на чемпионате СССР в Челябинске. Она делает квады в официальных соревнованиях после всего,что было. Вы представляете, какую ответственность за девочек чувствуют тренеры "Хрустального"? Как переживает все эти драмы Этери Георгиевна? И прилагательное "хрустальный" имеет смысл и того, что хрустальный не только лёд, а порой и человеческие жизни и судьбы.

И тут я решила побольше узнать о музыке произвольной программы А. Щербаковой. Во второй части программы использована музыка современного финского композитора Пану Аалито. Саунтрек "Прощение" к фильму "Дом тёмных бабочек". Снова бабочки. Фильм о психологической драме подростка -сироты. В фильме нет спорта, но есть душевные терзания, сложные судьбы, тернистый путь и та же тема преодоления, прощения... Случайно или нет использовалась эта музыка в произвольной программе, я не знаю. Но возможно кто-то же из членов штаба "Хрустального" смотрел этот фильм, иначе, как узнать о музыке. И скорее всего выбор был продуманным, со смыслом. Не буду гадать,в любом случае, сопоставление, слияние и музыки, и сюжета фильма, и личной драмы юной фигуристки получилось феноменальным, глубоким.

коллаж автора
коллаж автора

В комментариях под статьями о сложности программ многие пишут : "Пусть прыгают, это спорт, это деньги. По Вашему так и парное катание надо запретить, там ещё сложнее". Но я пишу лишь о непомерном усложнении женского катания, о нагромождении бесчисленного количества сложнейших прыжков и каскадов. Глядя на парников, я всё-таки испытываю в какой-то мере спокойствие от того, что партнёрша находится в надёжных мужских руках, и, что при высоких поддержках мужчина будет до последнего спасать партнёршу в случае чего. Да, во время выбросов у партнёрши нет страховки в виде мужских рук. Но ведь и выбросы эти в программе не по десять - пятнадцать раз происходят. Девочек нужно беречь. Всего должно быть в меру разумного. Пять квадов, которые упрямо заявляет и пытается сделать Саша, мне лично и неинтересны, и не заводят, и не предвосхищают.

Вернёмся к Японии. Аня первая, Елизавета на втором месте с шикарным прокатом и отличными баллами. Женственная, привлекающая взгляды аудитории, капитанша с доброй улыбкой и сияющими глазами. Лиза вдохновилась, поверила и в себя, и в судей, и в окружающий мир. Как долго на фоне подростков она как бы

сдерживала себя, свои движения. У неё второе дыхание. Она отбросила все сомнения, предрассудки и отправилась в кругосветное плавание. Она же теперь капитан, ей должны покорится океаны и открыться новые земли или хотя бы острова. Один из таких островов мы бы обязательно назвали островом императрицы Елизаветы.

коллаж автора.  Теннелл Б.
коллаж автора. Теннелл Б.

Итак, команда России после первого дня соревнований впереди. Фигуристки из Японии в каком-то творческом кризисе или в растерянности. Не хватает, на мой взгляд, одухотворённости. Брэди Теннелл смотрится гораздо лучше их. Живое, настоящее, возрастное катание опытной спортсменки, живой взгляд, контакт со зрителями.

Да, и мы со своим флагом! И даже у зрителей на трибунах есть наши флаги. Это радует...И всё же, вам не кажется, что нашим девочкам очень бы подошла программа на музыку Афанасьева "Зову тебя Россиею, единственной зову. Не знаю счастья большего..." Такие бы строки, да над иностранными аренами. Но всё впереди, ещё не вечер.