Найти в Дзене
ДорБлокПост

Эволюция дорожных знаков: от каменных глыб до 3D-голограмм

Оглавление

Автомобильная отрасль активно развивается и растет. Сейчас на всей планете совокупное количество машин равно миллиарду.

При этом на территории России их насчитывается около 40 миллионов . Закон Эйнштейна хорош, когда речь идет о молекулах и частицах. А вот Броуновское движение на дороге – это хаос, поэтому перемещение транспорта уже давно регулируется определенными правилами, знаками и светофором. Только в Москве на трассах установлено более 165 000 знаков .

История появления знаков

-2

Сейчас сложно вообразить, чтобы транспорт перемешался бессистемно или чтобы в качестве указателей, использовались камни. Но на самом деле, изначально все так и было. Первые аналоги современной разметки и знаков появились в Древнем Риме. Именно там вышло постановление Юлия Цезаря о том, чтобы создать больше дорог для колесниц и производить больше транспорта. Несмотря на то, что в те времена управлять повозкой могли исключительно мужчины, тем не менее, активность на дорогах стала достаточно высокой. В связи с этим правительство империи было вынуждено разработать свод правил, которые упрощали бы перемещение и регулировали движение.

Первым указателями были огромные камни, которые размещались на поворотах, указывая направление. Эти глыбы настолько прочно вошли в жизнь Древнего Рима, что их можно было обнаружить даже в полях. Позже, применение камней распространилось по всей территории Европы и Азии. А увековечил память о первом дорожном знаке художник Васнецов, который написал картину «Витязь на распутье».

Тематические знаки появились гораздо позже – в 3 веке до н.э. И снова первопроходцем был Рим. Именно тут впервые была создана система знаков. К этому моменту вдоль дорог размещались столбы. На них размещали таблички, которые указывали расстояние до «Золотого мильного столба», который указывал на нулевой километр. Только спустя 2000 лет во Франции тоже появились дорожные столбы. Изначально они размещались исключительно на перекрестках. И имели форму креста. Это означало, что здесь разрешен поворот в 4 стороны. Идейных вдохновителем был кардинал Ришелье.

Дорожные знаки в России

-3

На территории Российской империи столбы возникли в 18 веке. Но характерная и известная многим окраска черно-белыми полосами появилась при Петре I. На столбах было указано не только расстояние, но и направление движения для достижения того или иного города.

Столбовая дорога получила начало только при Екатерине II. Верстовые дороги – аналог современных скоростных и объездных магистралей. Вдоль всей протяжности маршрута размешали стандартные столбы-указатели. К сожалению, образцы 18 века из массива дерева не сохранились, но есть несколько каменных. Познакомиться с архитектурной памяткой можно на территории Донского монастыре, что в Москве, там находится каменный обелиск с 1972 года.

В начале 20 столетия оснащенность дорог становилась все лучше и лучше. Это было в первую очередь связано с тем, что увеличилось количество транспорта. К примеру, в 1901 году на всей территории России было всего 41 автомобиль. А уже в 1910 – около 5 000 единиц.

В 1909 году прошла первая международная конференция, посвященная движению транспортных средств. Мероприятие проходило в Париже, среди участников было более 15 стран. По результатам обсуждения принято несколько новых знаков:

  1. Перекресток – надпись гласила, что впереди пересечение нескольких улиц.
  2. Железнодорожный переезд – предупреждал о том, что впереди железная дорога.
  3. Резкий поворот – для участков, где поворот неожиданный и крутой.
  4. Неровная дорога – для грунтовых дорог.
-4

В отличие от современных контрастных пиктограмм, первые знаки сопровождались обычной неброской надписью. Типовые контрастные оттенки появились только в 1926 году.

На всей территории СССР сначала использовались семафоры переносного типа, это было связано с массовой миграцией жителей сел в города, так как образовывались колхозы и возникал дефицит продовольствия. Чтобы снизить наполненность дорог и аварии применялись переносные знаки. А вот стационарные варианты возникли только в начале 30хх. Именно тогда автомобильная промышленность получила максимальное развитие.

Сейчас на территории Москвы насчитывается 2100 светофоров. Но еще в начале 20 века не было ни одного. Первый светофор появился в Ленинграде. Смена цвета происходила в ручном режиме, им управлял полицейский. В 1930 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка установили второй в стране электрический светофор. Он был разработан в США и использовался для регулировки движения. Главная его особенность – автоматизация регулировки света.

Дорожные знаки, как массовое явление возникли только после Великой Отечественной войны, так как произошел очередной всплеск развития транспорта. Помимо российского автопрома, появились и трофейные модели.

С 50-хх годов и по настоящий момент дорожные знаки прошли путь ощутимой эволюции от деревянного щита с буквенной надписью, где буквы и изображение наносили при помощи обычной краски, до светоотражающих стальных пластин, которые используют с 80-хх.

Современные дорожные знаки

-5

В 2004 году сфера дорожных знаков пережила очередной виток изменений. Вместо стандартных вариантов стали применять систему оптических микропризм. Принцип действия достаточно сильно похож на действие катафотов. Это обеспечивает максимальный возврат света водителю во время маневра в темное время суток. Гарантийный срок эксплуатации – 12 лет. Но, как показывает практика, они могут прослужит гораздо дольше.

Пиктограммы отечественных знаков – это свыше 280 различных обозначений. Более 95% можно увидеть на территории Москвы. Некоторые знаки с минимальным отражающим эффектом, а есть те, где он намного выше, к примеру, знак «осторожно дети ».

Сейчас рассматривается проект, по которому знаки столицы будут оборудованы специальной подсветкой. Планируется, что она будет зажигаться в темное время суток и в период плохой видимости.

Дорожные знаки будущего

-6

Многие автоконструкторы работают над более современными и инновационными моделями разметки. Одобрена идея реализации знаков в виде лазерных голограмм (3Д макеты). Пока в тестовом варианте это будет использоваться на пешеходных переходах Москвы и Подмосковья.

После завершения всех расчетов и производства тестового образца, планируется установка их на оживленной улице Пятницкой и в городе Долгопрудном.

Развитие программы происходит в рамках проекта «Инновационная дорога». Сами знаки будут размещены гораздо выше привычного светофора, а на зебре будут установлены датчики движения. Как только человек будет приближаться к переходу, в центре дороги появится 3Д силуэт. При этом голограмма будет заметна исключительно водителю. Пешеход же сможет распознать только красные полосы на дороге. Такой подход призван обезопасить всех участников движения.

Умные дороги будущего

-7

Россия – не новатор в области технологии изготовления знаков.

  1. В Нидерландах широко применяется краситель, который обеспечивает свечение в темноте. Термочувствительные знаки также сопровождают весь периметр дороги.
  2. Полоса индукции в США и Швейцарии позволяет владельцам электромобилей заряжать транспортное средство прямо в пути.
  3. Solar Roadways – дорожная разметка и знаки, которые собирают солнечную энергию и обеспечивают свечение в течение темного времени суток.
  4. Lybra – кинетические дороги в Италии, где с помощью специального покрытия удается собирать энергию и преобразовывать ее в электричество для питания дорожных знаков, разметки и светофоров.

В современном мире собрано огромное количество различных решений и ежедневно появляются новые. Какой именно вариант станет лидером, способным полностью заменить технологии 20 века, пока не известно.