- Будем рыть землянку! - как ни в чем не бывало заявил Серый на следующий день, и мы снова отправились на «клопятники»
К вечеру квадратная яма, которую мы вырыли на пустыре перед нашим домом была уже по пояс. Старшие где-то раздобыли лопаты, остальные копали чем придется. Маленький пятилетний Вадян так увлеченно ковырял землю детским совочком, что даже не замечал длинной зеленой сопли, периодически выползающей из его носа.
- Мать вашу! Вы чего тут устроили?! - грозный голос разрушил нашу трудовую идиллию. Это был какой-то там Домуправ, старый мужик. - Ну-ка, зарыли всё бегом!
- Всё, пацаны, закапываем назад! - не мешкая, скомандовал Серега и начал выгонять всех из ямы. Мы побросали туда все наши стройматериалы и засыпали землей.
- Так-то! - довольно хмыкнул злой дядька, всё это время нависающий над нами. - Еще раз увижу, все уши пообрываю!
Закончив, мы отступили к подъезду и понурые уселись на лавку. Только Серега не был расстроен.
- Подождем немного, - объявил он, когда мужик ушел, - и снова будем рыть, но только в забое.
Что такое «забой» я не знал, но верил, что Серега знает, что говорит.
Отправив малышню по домам и сократив бригаду до пяти человек, чтобы не привлекать внимания, до ночи мы успели не только восстановить котлован, но и соорудить крышу из обломков «клопятниковских» деревянно-глиняных щитов. Согнувшись в три погибели, мы укрепили снизу крышу толстыми брусками, а сверху насыпали земли и замаскировали травой и сухими прошлогодними листьями. Колян, чтобы у нас в землянке был воздух, приладил кусок трубы, под наклоном выходящей наружу.
- Завтра пойдем в забой, - сказал Серега и, понизив голос, добавил таинственно, - никто, кроме нас, не должен об этом знать, ясно?
- Слово пацана! - нестройным хором отозвались мы. А было нас всего пятеро: Серый с братом Ромой, Колян, я и Пива, торчащий с нами до самой ночи пока его мамка не возвращалась со второй смены.
Первым под землю (это и называлось «пойти в забой») отправили Пиву, он был самым маленьким. Я, даже сидя, не умещался в землянке, что говорить о старших. Снабдив Пиву маленькой лопатой (ее еще называли саперной), небольшим ведерком и свечкой, Серега рассказал, где нужно рыть и через узкую нору отправил его внутрь. Лаз сверху прикрыли фанеркой, оставив Пиву под землей одного. Как только ведро наполнялось, в дырку в крыше Пива высовывал тонкую палочку, чтобы кто-нибудь забрал. Остальные в это время были на «шубе», делая вид, что играют в ножички.
- Шуба! - кричал кто-нибудь из нас, если появлялся вчерашний дядька. Он посматривал в нашу сторону, но ничего не говорил, не замечая ничего подозрительного. Серега вслед ему делал характерный жест рукой в районе ширинки.
Я с нетерпением ждал, когда же мне уже можно будет пойти в забой, но Пива возился очень долго, что с него взять, он ведь был еще дошкольником. Еще приходилось менять подпорки, как только землянка становилась глубже. Тогда в нору заползал Колян или Серый, а на это время Пиву доставали из-под земли, и он сидел на траве и щурился от яркого солнечного света.
В свой первый забой я пошел через неделю. Было страшновато. В блиндаже, как иногда землянку называли старшие, было непроглядно темно и душно. Чиркнув спичкой, я торопливо зажег свечу. Мрак суетливо разбежался по земляным стенам, подергался волосатыми тенями корневищ и затаился в углах. Я приступил к работе.
Через несколько дней в землянке можно было сидеть на брёвнышках и играть в «дурака». Игра сильно замедлила нашу стройку, а в планах - хотелось находиться здесь в полный рост и отделать стены досками…
Читайте начало КОГДА ДОМА БЫЛИ БОЛЬШИМИ (1971)
СТРОЙКА.Часть II. УБИТЬ ПОПА (1976 г.)
Продолжение СТРОЙКА.Часть IV. РАЗГРОМ И МЕСТЬ (1976 г.)
А в вашем детстве были приключения в духе Тома Сойера? Пишите в комментах, ставьте лайки, делитесь с друзьями!