Найти тему
Ловчий

Колымский промысел. Третий сезон.

Заезд на участок.

В сентябре 2015 года я приехал в Магадан в третий раз. Встречал меня в аэропорту как обычно Дима, и мы приехали на его новую ипотечную квартиру. Мне надо было дождаться посылки с капканами, которые я отправил с материка, ну и прикупить кое-чего ещё для долгой зимовки. Промышлять я собирался автономно, готовился серьёзно, соответственно поторапливался, и через несколько дней уехал наконец в Сеймчан. Восемь часов на микроавтобусе, пятьсот с лишним километров - и таксист, тоже Дима, подвёз меня к дому Гоги и Герты - друзей моего закадычного однокурсничка Буськи (назовём его так).

"Закадычным" Буську в то время можно было считать в прямом практически смысле - поскольку "за кадык" он закидывал постоянно и мелкими дозами, так как больших ему уже не требовалось. У ворот меня встречал восторженный пьяный Буська, и я понял, что всё будет непросто. Впрочем, как и обычно в этих широтах.

Выгрузили из автобуса и затащили в ограду мой довольно объёмный бутор. Зашли в дом, хозяева меня очень радушно встретили. Надо сказать, что до того они меня практически не знали. Герта училась с Буськой в одном классе в посёлке на прииске, километрах в трёхстах вниз по Колыме, Гога из того же посёлка, несколькими годами старше. За неимением своего жилья Буська останавливался всегда у них, когда выезжал ненадолго в Сеймчан, поскольку почти круглый год жил (да и сейчас живёт) в тайге, на участке.

Выезжая в посёлок и город по необходимости - сдать пушнину, продать мясо, закупиться необходимым провиантом, горючим и продуктами - Буська всегда жёстко забухивал. Причём забухивал ещё дорогой, и в жилуху выезжал уже "готовый", теряя зачастую всё что можно, вплоть до карабина. Была с ним и такая история.

Есть на Колыме, да и не только на ней одной, обычай такой: всякому встречному налей водки, если у тебя она есть. Ты ли к кому заехал, или к тебе заехал кто, или просто мимо проезжал - ставят, достают, наливают. Хорош ли такой обычай, плох ли - не берусь судить. Сколько людей погибли пьяные в дороге - что зимой на снегоходах, что летом на воде - кто их считал? Так, расскажут мимоходом очередную историю под водочку. Вот по причине этого обычая Буська никогда и не доезжал до посёлка в человеческом виде.

В посёлке с ним нянчились Герта и Гога, в городе Дима, у которого он тоже постоянно останавливался. Если бы не эти люди, давно бы околел Буська где-нибудь под забором, да и промыслом вряд ли смог бы заниматься - ни собраться, ни закупиться, ни отправить ничего - потому как кроме водки , когда была она в пределах досягаемости, думать он ни о чём уже не мог.

Пишу об этом так сейчас потому, что завязал Буська. Нашёл в себе силы, смысл какой-то нашёл в бросовой уж было совсем жизни своей - и та осень была его крайней пьяной осенью. Закодировался он следующей весной, да жёстко закодировался, с инъекцией. Кодировался на год, но видимо "почувствовал разницу", и вот уж несколько лет по моим сведениям не пьёт.

Тешу себя тщеславием, что сыграл не последнюю скрипку в этом ансамбле, потому как всю ту зиму "капал ему на темечко" на тему естественного для человека трезвого состояния, находил всякие аргументы и видимо зацепил его чем-то. Потому как в трезвом виде он весьма неглуп, на курсе у нас был почти круглым отличником. Вообще-то тут надо отдельное повествование о нём, может и соберусь когда. Как докатился он до жизни такой.

А пока продолжу повествовать дальше на заданную тему. Надо было ещё прикупить чего по мелочи и трогать уже на участок, подходил к концу сентябрь, по здешним местам зима на носу, а надо было ещё много всего успеть, чтобы хоть как-то подготовиться к сезону. Буська должен был забросить меня на промысел, однако он не спешил, тянул резину, с раннего утра начинал сосать пойло, часам к восьми - девяти был уже никакой. Многим наверное не надо рассказывать, что такое конченый алкаш, доводилось видеть и не дай бог иметь дело. Причём ему самому ведь надо было тоже готовиться, но от соски оторваться он ну никак не мог.

Ну всё-таки худо - бедно общими усилиями сподвигли Буську на действия. Он меня уверял, что у него там всё в шоколаде, что продуктов припасено на два года вперёд и полное изобилие, как в Греции. Я вполне понимал цену всем этим речам по прошлому опыту, но денег у меня оставалось уже немного, да и в лодку много не погрузишь.

Кое-каких продуктов я ещё прикупил, фантазии же Буськи хватило лишь на ящик водки и две коробки халвы, по пять кило каждая. С трудом заставил я его купить батареек, правда вместо мизинчиковых, под которые были его фонарики, он купил пальчиковые. Ну да ладно.

Только день на пятый или шестой наступил момент отъезда.

Наконец тронулись. Тут надо отметить, что я вырос не на большой реке. Я вырос в горах, и все речки на моей родине можно перебрести вброд, по крайней мере на коне. К большим рекам и езде на лодке я был непривычен, и первые три сезона ездил исключительно пассажиром. Поэтому ехать с пьяным Буськой, который к тому же становился всё пьянее и пьянее, потому что регулярно присасывался к пузырю, было как-то не особенно уютно, однако выбирать не приходилось. Дорогой снимал колымские виды, правда на кнопочный тогда ещё телефон, но всё равно кое-что разглядеть можно...

Ехать до места нам было около 260 км. В принципе на лодке "Крым", моторе "Ямаха - 40", с нормальной загрузкой и адекватным рулевым, да ещё вниз по течению около семи часов езды. Однако с пунктами три и особенно четыре имела место неувязка.

Лодка была сильно перегружена и не выходила на глиссирование, как тут говорят "на редан". Буська там что-то "от волны" пытался изобразить, и я вылезал на нос и раскачивал - всё было безполезно. Так что мы угомонились и поехали "баржевым ходом", а это гораздо медленнее и затратнее по бензину. Только километров через сто, когда мы истратили порядочно горючки, лодка несколько облегчилась и вышла наконец "на редан".

Ехать бы как говорится быстрее до места и радоваться, но не тут то было. Ровно посредине пути, в 130 километрах от Сеймчана, находится средний кордон Магаданского заповедника. Нам надо было на него заехать и оставить часть бензина, что мы с собой везли. Это всегда так в принципе делается - чтобы не возить с собой лишний груз туда-сюда, часть его оставляют где-нибудь на пути, у надёжных людей. В частности вот этот бензин, что мы сейчас оставим, будет использован уже зимой при выезде с участка на снегоходе. Так что здесь вопросов как бы не было.

Настораживало воодушевлённое стремление Буськи "угостить мужиков". Со мной непьющим ему было скучно и стрёмно, и душа его требовала полёта. И начал я очень подозревать, что до места сегодня мы не доедем. Не доехали мы до места однако ни сегодня, ни завтра, ни даже послезавтра.

На кордоне из егерей был один Геннадий. Естественно было "поставлено и полито", и стало однозначно ясно, что мы сегодня никуда уже не поедем. Так что я как бы расслабился и начал получать сомнительное удовольствие от процесса. Кто бывал на трезвую голову в пьяных компаниях, тот меня поймёт. Хотя с точки зрения исследователя порой интересно наблюдать, как люди с каждой выпитой дозой всё больше превращаются в нечто, что даже животным нельзя назвать. Ведь не нужно оскорблять животных, они братья наши меньшие.

Наутро нас ждал неприятный сюрприз. Хотя трудно конечно это назвать сюрпризом, скорее вполне закономерное развитие пьяных событий. Генка утром пошёл на берег, но очень быстро вернулся и объявил, что наша лодка утонула. Сумрачно матерясь, полупьяный ещё Буська вдёрнул ноги в сапоги и подался на берег. Я конечно за ним. Буська стоял на берегу, держался за голову и говорил: "я же знал... я же знал". Лодка до половины была утоплена.

Тут надо пояснить, что собственно произошло. Километрах в полусотне выше Сеймчана Колыма перекрыта плотиной Среднеканской ГЭС. И энергетики имеют обыкновение сбрасывать или перекрывать воду, исходя из каких-то своих соображений. Как эти неестественные перепады уровня воды в реке влияют на весь речной биоценоз - отдельная тема. Хотя мы с Буськой и не осознавали себя в это время частью речного биоценоза, но всё равно попали.

Мы слишком коротко привязали чалку. ГЭС прикрыла сток, и за ночь вода упала на метр. Место для причала на кордоне приглубое, дно круто уходит в глубину, чалка натянулась, лодка легла килем на грунт, по мере ухода воды корма погрузилась под воду.

Лодка уже разгружена, идёт откачка воды.
Лодка уже разгружена, идёт откачка воды.

Всё, что нажито было непосильным трудом, оказалось в воде. Однако потери оказались минимальными. Буськина водка и капканы не пострадали. Моя бензопила в упаковке тоже, как выяснилось впоследствии, не пострадала. Ну шмутки - это мелочь, высохнут. Подмокла Буськина халва, а главное - курево и спички. Ну и самое неприятное - затопление мотора. В таком случае вода попадает в цилиндры и картер, и пока её оттуда не удалишь, мотор не заведёшь.

Так что мне стало чем заняться. Даже не стоит и говорить, что Буська с большого горя вскоре ушёл в аут, а я весь этот день заливал в двигатель солярку, потом двухтактное масло и дёргал, дёргал, дёргал. Периодически вкручивал свечи, подсоединял топливопровод и пробовал завести мотор, пока наконец ближе к вечеру он не заработал. Периодически моральную поддержку мне оказывал Гена.

По сути назавтра утром можно было трогать, но пошёл снег, тонкая душевная организация Буськи не выдержала, и он опять весь день был в полной недееспособности. Я уже понял, что пока не кончится пойло, всё так оно и будет. Пару бутылок из запасов я втихаря отдал Гене, ещё пару засунул в траву.

Назавтра Буську мне всё-таки удалось как-то взбодрить, мы загрузились и тронулись. Тем более погода посветлела, стало даже пробиваться солнце, и жить стало веселей.

Ну вот как-то так. Добрались до летней базы мы без особых приключений. Но! впереди у нас случилась ещё масса приключений и много всего интересного. Так что приглашаю подписаться на мой канал, ставить лайки или дизлайки и писать комментарии.

Всем здравия и быть добру!