Найти в Дзене
Urbanity

Вспоминая Мисс Фьюри - первую в мире великую супергероиню.

До Чудо-женщины ещё более революционная женщина-борец с преступностью обеспечивала безопасность человечества. Когда ей исполняется 80 лет, Николас Барбер отдает дань уважения ей - и её несправедливо забытому создателю.
(Изображение предоставлено: Мария Лаура Санапо)
(Изображение предоставлено: Мария Лаура Санапо)

До Чудо-женщины ещё более революционная женщина-борец с преступностью обеспечивала безопасность человечества. Когда ей исполняется 80 лет, Николас Барбер отдает дань уважения ей - и её несправедливо забытому создателю.

Этой осенью исполняется 80 лет Чудо-Женщине, дебютировавшей в комиксах в октябре 1941 года, через два года после Бэтмена и через три года после Супермена. Но прежде чем начать праздновать, мы должны поднять бокал за другую, ещё более революционную супергероиню, которая замахнулась в бой за шесть месяцев до этого, в апреле 1941 года. Её звали Мисс Фьюри. Написанная и нарисованная Джун Тарпе Миллс, она была первой супергероиней, созданной женщиной, что является одной из многих причин, почему она до сих пор так вдохновляет, спустя восемь десятилетий. Среди её поклонников - Мария Лаура Санапо, итальянская художница-комиксистка. "Я думаю, что рождение Мисс Фьюри можно считать началом новой эры", – рассказывает Санапо на BBC Culture.

Миллс родилась в Бруклине, штат Нью-Йорк, либо в 1912, либо в 1918 году, согласно разным источникам. Воспитанная овдовевшей матерью и их родственниками, она работала моделью и модным иллюстратором, прежде чем в конце 1930-х продала свои первые комиксы, в которых рассказывалось о выходках таких двуручных головорезов, как «Пурпурный зомби», «Манн из Индии» и «Сорвиголова Барри Финн» (не говоря уже о его приятеле-амфибии, Фрогге). Но когда Миллс подписала эти ленты, она отказалась от "Джун" в пользу своего андрогинного среднего имени (девичьего имени её матери), чтобы её стали называть Тарпе Миллс. "Это было бы большим разочарованием для детей, если бы они узнали, что автор таких мужественных и потрясающих персонажей - девчонка", – сказала она в интервью газете "New York Post", и это чувство перекликалось бы с Джоанной Роулинг почти 60 лет спустя, когда она выбрала псевдоним Джей Кей.

Мисс Фьюри надела обтягивающий комбинезон с маской с кошачьими ушками, чтобы бороться с преступностью за четверть века до появления Женщины-кошки (Источник: Джун Тарпе Миллс)
Мисс Фьюри надела обтягивающий комбинезон с маской с кошачьими ушками, чтобы бороться с преступностью за четверть века до появления Женщины-кошки (Источник: Джун Тарпе Миллс)

Однако истинная личность Миллс недолго оставалась скрытой. Её большим прорывом стала еженедельная воскресная газетная лента о ком-то, кто был не менее крут, чем Сорвиголова Барри Финн, но который, как подчеркивалось в рекламных материалах, позаимствовал у Миллс её неукротимую личность и её гламурную черноволосую внешность. Первые ленты «Мисс Фьюри» (или, скорее, ленты «Черная ярость», пока Миллс не изменила название вскоре после этого) - это своего рода стилизация прялки Бэтмена. Они представляют Марлу Дрейк, светскую львицу из Нью-Йорка, которая собирается пойти на маскарадную вечеринку в обжигающе-красном платье Scarlett O’Hara, когда её подруга звонит и сообщает, что кто-то другой выбрал такой же наряд. Слегка чрезмерно отреагировав, Марла рвёт платье голыми руками, давая читателям возможность взглянуть на её чулки и подтяжки, но её взволнованная французская горничная Франсин предлагает: «Почему бы не надеть шкуру чёрного леопарда, которую оставил Вам ваш дядя?». Предположительно, Миллс перепутала пантер и леопардов. Она также прибегает к экзотическим клише того времени и утверждает, что эта кожа была церемониальным халатом, который носил африканский знахарь. Но так получилось, что это был стройный комбинезон с маской с кошачьими ушами, когтями и хвостом. Не забывайте, что это было за четверть века до того, как Женщина-кошка и Чёрная пантера начали носить почти одинаковые костюмы – а по-французски, кстати, персонажа звали La Panthère Noire.

В 1940-х годах комиксы обычно предназначались либо для мальчиков, либо для девочек, но Джун Тарпе Миллс смешала жанры, чтобы создать уникальный гибрид – Майка Мадрида.

Марла узнаёт, что обтягивающее церемониальное одеяние «наделено странными силами, которые позволяют его владельцу выполнить любую миссию, которую он или она ставит перед собой». Внезапно она перехитрила и одолела крутых парней в костюмах и трильби, а её подвиги по борьбе с преступностью попадают в колонки сплетен: «Эта одетая в чёрное Венера, должно быть, настоящая кошачья ярость!» Но лента, обещающая стать крутым нью-йоркским гангстерским сериалом, становится всё более диковинной и возмутительной с захватывающей дух скоростью. В течение нескольких недель Марла оказывается вовлечённой в схемы шантажа золотоискательной баронессы Эрики фон Кампф, чья треугольная бахрома скрывает свастику, нанесенную клеймом на её лбу. Через несколько минут Марла объединяется с бразильским соплеменником-альбиносом и побеждает армию генерала Бруно, нациста в монокле, который потерял руку в результате взрыва после того, как прикрепил бомбу к домашнему коту Марлы. «Было ощущение, что может случиться что угодно», - говорит Майк Мадрид, автор "Супердевочек: Мода, феминизм, фантазия и история героинь комиксов." «В 1940-х годах комиксы обычно предназначались либо для мальчиков, либо для девочек, но Миллс смешала жанры, чтобы создать уникальный гибрид супергероя, романа, приключений, вестерна и военного комикса».

Очень современная боевая женщина

Сама мисс Фьюри тоже была уникальной. "У неё не так много физической силы, поэтому она использует свой интеллект, чтобы найти способы дать отпор", - говорит Челси Стоун, режиссер нового документального фильма о Миллс. "Она думает на ногах. Она также безнадёжный романтик, который любит моду. Я думаю, что многие женские персонажи были и остаются одномерными, но Тарпе Миллс знала, что настоящие женщины не такие, и создавала своих персонажей соответственно."

Марла была гордой современной прото-феминистской героиней. У нее были разные красивые женихи, которые тосковали по ней, а не наоборот; она работала дизайнером одежды; и она даже усыновила малыша своего заклятого врага и стала незамужней матерью-одиночкой - статус, о котором в то время не слышали в комиксах. «Она представляла всех женщин того периода, - говорит Санапо, - которые сыграли роль в восстановлении своей страны, пока мужчины воевали».

Мне нравится, насколько практична Марла Дрейк, даже когда на ней самое ослепительное платье - Коринна Бечко.

Одним из признаков современности персонажа является то, что могли пройти месяцы, чтобы она вообще не надела черный костюм, но это не помешало ей путешествовать по миру и сражаться с нацистскими шпионами. «В ряде комиксов 1940-х годов, - говорит Мадрид, - были женские персонажи, которые не могли выражать себя в повседневной жизни. Они должны были соответствовать стандартам общества, поэтому они должны были быть секретаршами, к которым относились как к "простым Джейнс", или они были дебютантками, которые вели себя как пустые и скучающие. Их освобождали только тогда, когда они одевались в костюмы и выходили на борьбу со злодеями. И это были персонажи, написанные мужчинами. Отличие Марлы Дрейк в том, что она уже живет своей жизнью с определенной степенью свободы, поэтому костюм - это не то, на что она полагается. Это похоже на уникальную практичную и женскую интерпретацию персонажа с тайной идентичностью".

Мисс Фьюри возродилась в новой серии комиксов для Dynamite Entertainment (Источник: Мария Лаура Санапо)
Мисс Фьюри возродилась в новой серии комиксов для Dynamite Entertainment (Источник: Мария Лаура Санапо)

Кроме того, нельзя винить Марлу в том, что она оставила свой чёрный костюм в шкафу, когда у нее был, казалось бы, бесконечный запас сказочной одежды 1940-х на выбор. Наряду с непредсказуемым сюжетом и независимой главной героиней, привлекательность ленты во многом была связана с замысловатыми рисунками Миллс самых модных костюмов, туфель, шляп и платьев. Спрыгивает ли она с парашютом с горящего самолета или борется с баронессой на балконе пентхауса, Марла может похвастаться только лучшими фигурами от кутюр. "Мне нравится, насколько Марла Дрейк практична, даже когда на ней самое ослепительное платье", - говорит Коринна Бечко, автор многочисленных комиксов «Звездные войны», «Чужой» и «Чудо-женщина». "Миллс доказала, что женщина может писать и рисовать комиксы, включать в них вещи, которые традиционно считаются женственными, такие как мода и материнство, и при этом героиня по-прежнему остаётся крутой задирой».

Естественно, ношение всех этих разных платьев означало, что Марле приходилось регулярно переодеваться: Миллс часто изображает её и баронессу, кружащихся по своим квартирам в нижнем белье и нежащихся в своих ваннах, поэтому лента предлагала гораздо больше захватывающих красот, чем Бэтмен или Чудо-женщина когда-либо делали. Цензоры не всегда были довольны. Когда один из статных соратников Марлы втиснулся в бикини с узором из листьев для выступления в ночном клубе, несколько газет решили либо покрыть её туловище каплей красных чернил, либо вообще убрать на полку ленту той недели. Но читатели были в восторге от этих кропотливо прорисованных женщин с карикатурными пропорциями: Миллс послала фотографии мисс Фьюри военнослужащим Второй мировой войны, и персонаж был нарисован на носах трёх американских бомбардировщиков.

Это были трудные времена для женщины, которая хотела быть художником-карикатуристом, и Миллс нуждалась в большей поддержке, чем она получила - Мария Лаура Санапо

Однако сколь бы популярной ни была полоса - в какой-то момент она была издана в 100 газетах - её отменили в 1951 году, ровно через 10 лет после первого выхода в свет. Отчасти это произошло из-за того, что Миллс не успела уложиться в сроки: она была заядлой курильщицей и страдала проблемами лёгких, и её преданность своему тщательному рисованию сказалась на ней. Но отчасти, утверждают некоторые комментаторы, это произошло потому, что подвиги энергичной, самостоятельной женщины больше не соответствовали чувствам консервативной послевоенной Америки. Миллс выжила как коммерческий художник, но она так и не вернулась в комиксы. «Это были трудные времена для женщины, которая хотела стать художником-карикатуристом, - говорит Санапо, - и Миллс нуждалась в большей поддержке, чем она получала. Она так далеко опережала своё время, но её так недооценивали». Последние годы она прожила затворницей в обшарпанной бруклинской квартире, работая над незавершенной графической новеллой. А когда она умерла в 1988 году, мисс Фьюри была почти забыта - жестокая судьба для такой культовой супергероини. "Честно говоря, я думаю, это потому, что она не является частью большой, хорошо известной вселенной [как супергерои Marvel и DC]", - говорит Бечко. "А также потому, что она вроде как была поглощена Женщиной-кошкой, которая является совсем другим персонажем, хотя иногда и выглядит похожим».

Тем не менее, Мисс Фьюри доказала, что она леопард / пантера с девятью жизнями. Её оживили другие писатели и художники: Бечко написала серию комиксов «Мисс Фьюри» для Dynamite Entertainment, а Санапо проиллюстрировал один из них. Собственные работы Миллс недавно были переизданы в роскошных коллекциях в твёрдом переплёте с вводными текстами Трины Роббинс, другой родившейся в Бруклине новатора в области комиксов. А в 2019 году сама Миллс была занесена в Зал славы американской индустрии комиксов Эйснера - всего через 13 лет после Уильяма Моултона Марсона, создателя «Чудо-женщины», и через 23 года после Боба Кейна, соавтора Бэтмена. Честно говоря, вряд ли мисс Фьюри когда-либо станет такой же известной, как они, но в некотором смысле она столь же значима. «За последние пару десятилетий было так много дискуссий о новых интерпретациях женских персонажей в комиксах, - говорит Мадрид, - и о том, как женщины-создатели получают своё видение мира. Тарпе Миллс уже делала всё это в 1940-х годах».

Если Вам понравилась данная статья – подпишитесь на нас. Так Вы будете в курсе новых ежедневных статей. Так же можете прочесть другие наши статьи, которые уже находятся на нашем канале.