Найти тему

ЧЕТВЕРО НА ЛЬДИНЕ,НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ!Как попанинцев Спасали всем Союзом

Оглавление

22 марта 1937 года группа советских ученых вылетела из < Москвы. Их целью был Северный полюс, где они планировали основать дрейфующую станцию. А 15 марта следующего года участников экспедиции ждала торжественная встреча в Ленинграде, а потом и в Москве.

И все же, несмотря на важность их миссии и существенные научные достижения, в массовом сознании папанинцы запомнились главным образом благодаря героической операции по их спасению.

Чекист, заболевший Севером

Будущий глава знаменитой экс­педиции родился в Севастопо­ле в семье моряка и сам всю юность провел рядом с морем - сна­чала Иван Папанин работал на судо­ремонтных работах, потом был при­зван на военную службу и, естествен­но, попал во флот.

Резко в гору его карьера пошла в конце Гражданской войны, когда он отличился в боях с Врангелем. После этого Папанин был комендантом крымской ЧК, потом Украинского ЦИК, а потом... ввиду «полного нерв­ного истощения», как указали врачи, покинул ряды ЧК.

Какое-то время Папанин работал в Москве, потом отучился на Выс­ших курсах связи, а после их оконча­ния его направили в Якутию в каче­стве заместителя начальника экспе­диции по строительству радиостан­ции в Томмоте. «За год работы в Яку­тии я и не заметил, как из жителя юга превратился в убежденного на. Север — совершенно особая стра­на, забирает человека без остатка.

Север завораживает», - говорил по­том Папанин.

И в самом деле, после якутской ко­мандировки он без остановок уча­ствует в северных экспедициях(на Земле Франца-Иосифа, на мысе Че­люскина), а потом начинает продви­гать идею экспедиции на Северный полюс.

Начальник станции «СП-1» Иван Папанин (с киноаппаратом) и летчик Геннадий Власов (1938 год)
Начальник станции «СП-1» Иван Папанин (с киноаппаратом) и летчик Геннадий Власов (1938 год)
Радист дрейфующей станции «СП-1» Эрнст Кренкель (1937 год)
Радист дрейфующей станции «СП-1» Эрнст Кренкель (1937 год)

Всем миром

В 1936 году все согласования до­быты, и начинается подготовка всего необходимого, чтобы до­стичь этой амбициозной цели - осно­вать на Северном полюсе полярную станцию.

Подбирается целая эскадрилья, ко­торая будет заниматься перевозками полярников и их грузов. Завод «Кау­чук» из Москвы строит для жилого ла­геря специальную палатку(каркас из алюминиевых труб, брезентовые сте­ны с прослойкой из гагажьего пуха, надувной резиновый пол). Централь­ная радиолаборатория из Ленингра­да собирает две радиостанции, кото­рые могли бы заряжаться от ветряка и динамо-машин. Ленинградский же судостроительный завод им. Карако­зова конструирует специальные на­рты из ясеня. А Институт инженеров общественного питания подбирает для зимовщиков 5 тонн продуктов питания на полтора года зимовки. 22 марта с Московского аэродро­ма эскадра из 4 четырёхмоторных са­молетов АНТ-6-4 М-34 Р «Авиаарктика» и двухмоторного разведчика АНТ-7 поднялась в воздух. И лишь че­рез полтора месяца эскадрилья при­близилась к конечной точке своей экспедиции.

Тридцать три несчастья

4 мая самолет под командовани­ем летчика Головина вылетел с острова Рудольфа (самый се­верный из островов Земли Франца- Иосифа) по направлению к полюсу.

Полет вышел относительно удачным - цели он достиг, хотя полюс и был за­крыт низкими облаками. Дальше было решено отправить к цели один из транспортных самолетов, а потом по его радиомаяку ориентировать все остальные. 12 мая к полюсу полетел самолет- разведчик под управлением Леонар­да Крузе. Этот вылет едва не закон­чился катастрофой - из-за сильной облачности самолет потерял ориенти­ры и почти полностью выработал то­пливо (его оставалось лишь на 20 ми­нут полета). Пришлось садиться всле­пую на лед. Но летчикам это удалось.

Чуть позже другой самолет под­вез им горючее, еду и теплые вещи.

Но пока не наладилась погода, ледчикам первого самолета пришлось пять дней «куковать» на льду, лишь 17 мая они успешно вернулись в лагерь. 21 мая флагманская машина под управлением Водопьянова со все­ми участниками на борту отправи­лась к полюсу. И вновь не обошлось без приключений - во время поле­та у одного из моторов потек радиа­тор и стала испаряться охлаждающая жидкость. В итоге двум членам экипа­жа пришлось резать обшивку крыла и промакивать вытекающую жидкость тряпкой. После чего выжимать ее в ведро, а оттуда насосом вновь зака­чивать в бачок мотора. И все это при температуре -20 °C и сильном поры­вистом ветре. А когда через 6 часов полета самолет достиг полюса, внезапно возникли проблемы со связью, В итоге лишь через шесть дней все полярники оказались на одной льди­не и приступили к монтажу лагеря

Полярники готовятся к отбытию (1938 год)
Полярники готовятся к отбытию (1938 год)
Начальник станции «СП-1» Иван Папанин выступает на митинге (1938 год)
Начальник станции «СП-1» Иван Папанин выступает на митинге (1938 год)

Четыре полярника и собака

Когда самолеты группы сопрово­ждения и летчики все же улетели в обратный путь, на льдине воз­ле Северного полюса остались: ра­дист Эрнст Кренкель, метеоролог и геофизик Евгений Федоров, гидробиолог и заодно врач Петр Ширшов, а также начальник экспедиции и по совместительству повар Иван Папанин.

Впрочем, был и пятый член экспеди­ции - пес по кличке Веселый, на ко­торого заодно возложили обязанности «психолога», снимавшего стресс у полярников. Это и был весь контин­гент дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Экспедиция изначально задумывалась как дрейфующая («папанин-цы» сидели на огромной льдине пло­щадью 15 квадратных километров (.3x5 км) и толщиной около 3 метров.

Прорабатывался и вопрос штатной эвакуации полярников-экстремалов.

Однако в начале февраля 1938 года произошло ЧП, и в Мо- сквуушла срочная радиограмма: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от пол­километра до пяти. Находимся на об­ломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, так­же технический склад... Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Коор­динаты сообщу дополнительно сегод­ня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

С этого момента стартовала зна­менитая спасательная операция. На спасение отважных полярников от­правили гидрографические суда ле­докольного типа «Мурман» и «Тай­мыр»