Найти в Дзене
Наблюдатель

Задача про свечи. ВПР. 5 класс

Коллаж на основе фото из открытых источников
Коллаж на основе фото из открытых источников

Вспомнились строки Б. Пастернака.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это как защитная реакция после шока, который я испытал при чтении задачи для 5 класса. Читательница моего канала попросила: «Прокомментируйте, пожалуйста, задачу про горящие свечи из пособия Ященко за 5 класс. "Одновременно зажгли 3 свечи одинаковой длины, но разного диаметра". Как можно её решить, не составляя уравнения? Дети в шоке от этого пособия. Это обычная сош, нет у нас такого уровня подготовки».

Поискал я в Интернете. Поскольку я не в восторге от творчества коллектива И.В. Ященко, то не слежу за их новинками. Пропустил появление нового задачного сюжета для пятиклассников. Нашёл задачу. Позже выверил текст по книге [1].

1. Одновременно зажгли три свечи одинаковой длины, но разного диаметра. Длина каждой свечи 24 см. Первая свеча была самая толстая, вторая — потоньше, третья — самая тонкая. В тот момент, когда догорела третья свеча, первую и вторую тоже потушили. Оказалось, что огарок от первой свечи в два раза длиннее, чем от второй. За какое время полностью сгорает третья свеча, если известно, что первая сгорает за 6 ч, а вторая за 4 ч? [1]

«Ничего себе!» — Сказал я себе. Но почему в 5 классе? Ведь тот же авторский коллектив поддержал использование арифметических способов решения задач до применения уравнений. Они предлагали решения текстовых задач с помощью перебора, таблиц… Уже и в ЕГЭ включили задачи, решаемые арифметически…

Приведём авторское решение из книги [1].

Первая свеча горит со скоростью 24 : 6 = 4 сантиметра в час, вторая — со скоростью 24 : 4 = 6 сантиметров в час.
Пусть третья свеча сгорела за 
х ч. Тогда длина огарка первой свечи 24 – 4х (см), длина огарка второй свечи равна 24 – 6х (см).
24 – 4
х = 2(24 – 6х ), откуда х = 3.

Это «взрослое» решение. Кажется, что «против лома нет приёма». А давайте поищем «детское» решение. Два первых действия оставим без изменения.

1) 24 : 6 = 4 (см/ч) — скорость сгорания первой свечи,
2) 24 : 4 = 6 (см/ч) — скорость сгорания второй свечи.

Давайте понаблюдаем за процессом горения свечей. Запишем в виде таблицы длину огарка каждой свечи через 1, 2…. часа. В правом столбце разделим первый результат на второй. Посмотрим, через сколько часов горения выполнится условие задачи.

-2

Как видно из таблицы, огарок первой свечи станет в 2 раза больше, чем огарок второй свечи, через 3 часа. Ещё через час вторая свеча догорит. Третья свеча горела 3 часа.

Ответ. 3 ч.

Развивая идею одного из комментаторов, покажем, что в задаче есть лишнее условие "24 см".

Через 1 час огарки свечей относятся как (1 - 1/6) : (1 - 1/4) < 2.
Через 2 часа огарки свечей относятся как (1 - 2/6) : (1 - 2/4) < 2.
Через 3 часа огарки свечей относятся как (1 - 3/6) : (1 - 3/4) = 2.
Дальнейшее увеличение времени горения (до 4 ч) делает отношение большим 2.

Для закрепления решите с детьми задачу из другого варианта. Только объясните им, что «полтора» это от старинного «пол втора», то есть «половина второго». Один с половиной.

2. Одновременно зажгли три свечи одинаковой длины, но разного диаметра. Длина каждой 16 см. Первая свеча была самая толстая, вторая потоньше, третья самая тонкая. Когда догорела третья свеча, первую и вторую потушили. Оказалось, что огарок первой свечи в полтора раза длиннее, чем от второй. За какое время сгорит третья свеча, если первая сгорает 8 ч., а вторая 4 ч? [1]

Ответ. 2 ч.

В Интернете есть разные «взрослые» способы решения задач такого типа. Есть приводящие к рациональному уравнению, которое в 5 классе, разумеется, не изучали. .

Повторяю призыв из предыдущей моей статьи, посвящённой решению текстовых задач: «Уважаемые взрослые, не навязывайте детям свои взрослые мнения по поводу решения задачи. Сначала поищите возможное «детское» решение задачи».

Литература

1. Всероссийская проверочная работа. Математика : 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Г.И. Вольфсон, Д.А. Мануйлов; под ред. И.В. Ященко. — М. : Издательство "Экзамен", 2020