Найти тему
ВТБ Страна

Секреты портрета Генриетты Гиршман. История создания одного из главных шедевров Валентина Серова

Портрет Генриетты Гиршман у туалетного столика полон интересных деталей, имеющих отношение не только к живописи, но и к истории. Об удивительных фактах, связанных с созданием одной из лучших работ Валентина Серова, — в новом материале VTBRussia.ru.

«Портрет Генриетты Гиршман», Валентин Серов, 1907 год
«Портрет Генриетты Гиршман», Валентин Серов, 1907 год

О картине

«Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и боялись его всевидящего глаза», — вспоминала дочь художника Ольга. Неудивительно, ведь кисть Cерова называли острой и даже насмешливой. Жена известного финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, Генриетта Гиршман, «всевидящего глаза» не боялась и с 1904 по 1911 год заказала Серову пять собственных портретов, жемчужиной среди которых по праву считается портрет у туалетного столика. Работа над картиной продолжалась в течение года, и в 1907-м родился шедевр, который, по мнению художника Мартироса Сарьяна, можно поставить в один ряд с «Девочкой с персиками» и «Девушкой, освещенной солнцем».

-2

Поза

Портрет написан с низкой точки, что придает фигуре дополнительную значимость. Генриетта стоит спиной к зеркалу, но при этом кажется, будто она разглядывает свое отражение. Серов великолепно умел выбирать позы и жесты для своих моделей: здесь Гиршман вроде бы поправляет рукой меховое боа, но истинная цель — продемонстрировать богатые украшения на своих пальцах.

-3

Отражение

В зеркале можно разглядеть отражение художника — это единственная работа Серова, где воссоздан диалог мастера и модели. Серов сосредоточен, и это не поза: даже будучи признанным мастером, он всякий раз очень волновался и не всегда был доволен своей работой. Мог запросто уничтожить почти законченный портрет и начать по новой.

-4

Стол

Генриетта Гиршман изображена стоящей спиной к будуарному столику карельской березы. Стол в стиле русский ампир — часть гарнитура начала XIX века, приобретенного Владимиром Осиповичем Гиршманом незадолго до начала работы над портретом. Именно появление этой детали интерьера помогло Валентину Серову понять, каким должен быть портрет.

-5

Стекло

Стекло на столе — примета времени, ведь лет за двадцать до этого на стол стекла еще не клали. Но с бурным развитием парфюмерии в конце XIX века столешницы пришлось защищать, поскольку даже маленькая капелька духов или одеколона, имевших спиртовую основу, моментально портила полированную поверхность, покрытую дорогим шеллаком, тоже имевшим в своей основе спирт.

-6

Интерьер

Обилие небольших вещей в комнате — примета главенствующего в начале XX века стиля модерн с его стремлением к уюту. На стене, в рамке красного дерева, — плакетка, посвященная войне 1812 года. Учитывая, что портрет был написан в 1907 году, плакетке уже недалеко до столетнего юбилея. Вспомним страсть супруга модели, Владимира Осиповича Гиршмана, к собирательству древностей.

-7

Эскизы

Интересно, что портрет Гиршман удался не сразу. Несколько раз Валентин Серов делал наброски и каждый раз сетовал: вместо светской львицы получается провинциальная барышня. Решение нашлось неожиданно. Однажды, увидев модель в будуаре, обставленном недавно приобретенной мебелью, Серов нашел подходящую натуру.

Увидеть вживую «Портрет Генриетты Гиршман» (как и многие другие работы Валентина Серова) вы можете в основной экспозиции Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой является банк ВТБ.