Портрет Генриетты Гиршман у туалетного столика полон интересных деталей, имеющих отношение не только к живописи, но и к истории. Об удивительных фактах, связанных с созданием одной из лучших работ Валентина Серова, — в новом материале VTBRussia.ru.
О картине
«Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и боялись его всевидящего глаза», — вспоминала дочь художника Ольга. Неудивительно, ведь кисть Cерова называли острой и даже насмешливой. Жена известного финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, Генриетта Гиршман, «всевидящего глаза» не боялась и с 1904 по 1911 год заказала Серову пять собственных портретов, жемчужиной среди которых по праву считается портрет у туалетного столика. Работа над картиной продолжалась в течение года, и в 1907-м родился шедевр, который, по мнению художника Мартироса Сарьяна, можно поставить в один ряд с «Девочкой с персиками» и «Девушкой, освещенной солнцем».
Поза
Портрет написан с низкой точки, что придает фигуре дополнительную значимость. Генриетта стоит спиной к зеркалу, но при этом кажется, будто она разглядывает свое отражение. Серов великолепно умел выбирать позы и жесты для своих моделей: здесь Гиршман вроде бы поправляет рукой меховое боа, но истинная цель — продемонстрировать богатые украшения на своих пальцах.
Отражение
В зеркале можно разглядеть отражение художника — это единственная работа Серова, где воссоздан диалог мастера и модели. Серов сосредоточен, и это не поза: даже будучи признанным мастером, он всякий раз очень волновался и не всегда был доволен своей работой. Мог запросто уничтожить почти законченный портрет и начать по новой.
Стол
Генриетта Гиршман изображена стоящей спиной к будуарному столику карельской березы. Стол в стиле русский ампир — часть гарнитура начала XIX века, приобретенного Владимиром Осиповичем Гиршманом незадолго до начала работы над портретом. Именно появление этой детали интерьера помогло Валентину Серову понять, каким должен быть портрет.
Стекло
Стекло на столе — примета времени, ведь лет за двадцать до этого на стол стекла еще не клали. Но с бурным развитием парфюмерии в конце XIX века столешницы пришлось защищать, поскольку даже маленькая капелька духов или одеколона, имевших спиртовую основу, моментально портила полированную поверхность, покрытую дорогим шеллаком, тоже имевшим в своей основе спирт.
Интерьер
Обилие небольших вещей в комнате — примета главенствующего в начале XX века стиля модерн с его стремлением к уюту. На стене, в рамке красного дерева, — плакетка, посвященная войне 1812 года. Учитывая, что портрет был написан в 1907 году, плакетке уже недалеко до столетнего юбилея. Вспомним страсть супруга модели, Владимира Осиповича Гиршмана, к собирательству древностей.
Эскизы
Интересно, что портрет Гиршман удался не сразу. Несколько раз Валентин Серов делал наброски и каждый раз сетовал: вместо светской львицы получается провинциальная барышня. Решение нашлось неожиданно. Однажды, увидев модель в будуаре, обставленном недавно приобретенной мебелью, Серов нашел подходящую натуру.
Увидеть вживую «Портрет Генриетты Гиршман» (как и многие другие работы Валентина Серова) вы можете в основной экспозиции Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой является банк ВТБ.