В мае 1897 года Париж готовился к очередному благотворительному базару. Уже двенадцать лет знатные жители города традиционно собирались, чтобы помочь бедным: аристократки вставали за прилавки, а их богатые мужья не жалели денег, щедро оплачивая всякие пустяки. Все деньги передавались в пользу бедных.
Мало кто смел отказаться, когда жертвовать предлагала сама герцогиня Алансонская.
В 1897 году La Bazar de la Charite организовали в новом помещении. На улице Жан Гужон был найден свободный участок, на котором возвели ангар из сосновых досок. Внутреннее пространство щедро украсили театральными декорациями и задрапировали просмоленными портьерами и занавесями.
Пространство базара организаторы щедро наполнили всяческими развлечениями, одним из которых был новомодный синематограф. Люди проводили на базаре достаточно длительное время, стараясь не пропустить все самое интересное. На сеансы в кино собирались очереди.
Примерно в половине пятого 4 мая в проекционной будке киномеханика произошло возгорание - то ли разбилась лампа проектора, то ли механику пришлось зажечь спичку, чтобы поменять ленту в проекторе - из-за жадности организатора в будке не было освещения и окон. Горючие материалы вспыхнули моментально, и очень быстро огонь перекинулся на остальное помещение. Огонь стекал на людей со потолка по промасленным занавесям.
Люди бросились к дверям, но они оказались лишь частью декораций. Добраться до выхода в охваченной паникой толпе получалось не у всех. К счастью, повар ближайшего отеля догадался выбить решетки в фундаменте. Ему удалось вывести и спасти около 150 человек.
В горящем деревянном ангаре были заперты более 1200 человек, многие сгорали как свечки в смоле, капающей с драпировок, кого-то затоптала обезумеашая толпа. Особенно некрасиво вели себя немногочисленные мужчины - они просто толкали в огонь хрупких дам, чтобы не мешали им бежать к выходу.
Пожарным, приехавшим через 15 минут, оставалось только проливать место пожара. На пожарище нашли останки 126 человек, из них только 10 принадлежали мужчинам.
Многих, как герцогиню Алансонскую, удалось опознать только по зубам.
В память о невероятной трагедии на кладбище Пер Лашез был открыт мемориал. Панихида прошла в Нотр дам де Пари. Через три года земельный участок на месте пожара был выкуплен на собранные всем миром деньги, и на нем была возведена часовня во имя Богоматери утешение.
История этого трагического происшествия стала основой сюжета французского сериала "Благотворительный базар". Дополнив основную линию интригующими подробностями с воскресшим мертвецами, призраками в масках, анархистами, гильотинами, любовными линиями и главным злодеем Франции, готовым на все ради власти, авторы сумели снять интереснейший фильм.
Мое уважение авторам за то, что им удалось написать сценарий, абсолютно имитирующий стиль времени: понемножку от Гастона Леру, Гюстава Флобера, Эдгара По, чуточку Золя и Гюго - общий фон сценария роскошно переносит во время действия. Безупречный вкус дизайнеров костюмов лишает фильм ложной оперности - это платья живых людей, которые носили, а не театральные костюмы из спектакля о позапрошлом веке.
Особая похвала касту, актеры замечательные. Особенно прекрасна Жозиан Баласко, незабываемая Арлетт, в роли властной богатой буржуазки, потерявшей в огне дочь и решившей заменить ее другой девушкой, чтобы не отдавать свои деньги беспутному зятю.
До последней минуты интрига сохраняется. Сериал просто отличный.
Минус: один. Первая серия целиком посвящена пожару, снятому с размахом катастрофы полного метра без намёка на сериальные розовые слюни.
Плюс: все остальное.
Смотрите, не пожалеете.