Найти тему
История.РФ

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге: история и реставрация

Оглавление

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был закрыт на комплексную реставрацию в 2018 году. Уже более двух лет специалисты проводят восстановительные работы. Сложно поверить, но с момента своего открытия в 1859 году, это первая масштабная реставрация. До этого предпринимались лишь локальные работы по восстановлению некоторых небольших деталей. Теперь осталось ждать совсем немного: окончание работ и открытие памятника запланировано на осень 2021 года. А пока мы все с нетерпением ждем возвращения Николая I на площадь, давайте подробнее поговорим о скульптуре и ее истории.

Шедевр, на который не поднимется рука

Памятник, заказанный Александром II в честь покойного отца, императора Николая I, был открыт 25 июня (по старому стилю) 1859 года — проектирование, отливка скульптур, строительство заняло 3 года. Над проектом работал создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны — архитектор Огюст Монферран. А вот конная статуя императора — дело рук не менее прославленного творца, скульптора Петра Клодта. Дуэт талантливого архитектора и не менее талантливого скульптора принес свои плоды: памятник Николаю I был признан шедевром не только благодаря безупречной композиции и профессиональному исполнению. Памятник считается еще и шедевром инженерной мысли: конная статуя, установленная на две точки опоры (задние копыта коня), была на момент открытия первой в Европе и второй в мире после памятника Эндрю Джексону в США, открытого в 1852 году.

Скульптура императора установлена на пьедестале, который украшают женские фигуры с чертами императрицы Александры Федоровны и трех дочерей Николая Павловича. Они олицетворяют «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру». На постаменте ниже расположено 4 барельефа, на которых изображены важные события царствования императора: подавление восстания декабристов и холерного бунта, строительство железной дороги и кодификация законов.

Уникальность памятника и его технические особенности не раз спасали его от ликвидации после революции. Как мы знаем, скульптуры бывших правителей нещадно сбрасывались тогда со постаментов и подвергались уничтожению. Так, например, был "свергнут" нелюбимый в народе памятник Александру III на коне. Он чудом уцелел, и сейчас его можно увидеть во дворе Мраморного дворца. Николай I в советские годы не пострадал, была демонтирована лишь ограда, окружавшая памятник, да и то в 1990-е годы ее реконструировали и вернули на место.

Показательно, что во время Великой Отечественной войны памятник закамуфлировали, чтобы избежать разрушения от авианалетов. При этом храм Спаса на Крови защиты от власти не получил. Во время войны в один из его куполов угодил снаряд, который лишь чудом не разорвался.

Памятник Николаю I во время блокады Ленинграда
Памятник Николаю I во время блокады Ленинграда

Спасительная реставрация

Еще в начале 2000-х годов специалисты, обследовавшие памятник, заявили о серьезных повреждениях и необходимой срочной реставрации. К проекту готовились долго, детально продумывая каждый шаг: проводили радиолокационное, геодезическое и ультразвуковое обследование, изучили даже сохранившиеся чертежи Монферрана. После некоторых колебаний ученые решили не демонтировать скульптуру с постамента на время работ. Сейчас реставрация проходит прямо на площади под баннером и лесами.

-3

Больше всего от времени пострадал постамент памятника. При его изучении обнаружили многочисленные трещины. Конная статуя сохранилось лучше: известно, что в 80-х годах прошлого века копыта коня были отреставрированы. В ходе работ со статуи будет удалена патина, которая разрушает металл, восстановят также гранитный тротуар перед памятником. Бронзовые элементы скульптуры демонтировали и реставрировали в мастерских, в то время как основная часть работ выполняется прямо на месте.

Сейчас реставрация находится в завершающей стадии. Ждем открытия!