Кто-то видит трудности, а кто-то – возможности для роста...
Генеральный директор Ростсельмаш В.В. Мальцев в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал, каким стал для компании 2020 год. Кроме того, Валерий Викторович поделился планами на ближайшее время и обозначил направления развития Ростсельмаш в долгосрочной перспективе.
— Как Вы оцениваете итоги прошлого года, который для аграриев и производителей сельхозтехники оказался не таким фатальным как для других отраслей, и чего ждете сейчас?
— Рассуждать в такой терминологии, «как фатально – не фатально», не совсем правильно, но год был, конечно же, сложным. Особенно тяжелый период был с марта по июнь, когда наши поставщики в Европе остановили производство. Приходилось самолетами возить детали, менять планы, переносить рабочие дни. В этой ситуации наши закупщики показали себя достойно - смогли обеспечить производство, а мы - выпустить необходимое количество комбайнов, тракторов и другой техники.
Что касается итогов, то в прошлом году мы реализовали более 6 800 самоходных машин, что на 42% больше, чем в 2019 году. По комбайнам мы увеличили выпуск на 39%, по тракторам - на 83%. Отмечу, что мы выпускаем более 150 моделей техники, но комбайны и тракторы – основная наша продукция.
Рынок сельхозмашиностроения формируют цены на сельхозпродукцию, объем урожая и господдержка аграриев. По итогам прошлого года был собран отличный урожай. Цены на многие продукты побили исторический максимум: например, на подсолнечник выше цены вообще никогда в истории не было. Поэтому мы прогнозируем, что в 2021 году в России объем рынка будет расти. Соответственно, мы будем наращивать и объемы производства. По нашей самоходной технике ожидаем рост на 15%.
— Какова доля тракторов в общем объеме продаж?
— В самоходных машинах доля тракторов чуть менее 20%, но мы активно развиваем тракторное направление. Программа производства, разработки и испытаний тракторов рассчитана на длительное время вперед. Напомню, что производить собственный трактор мощностью 375 лошадиных сил мы начали летом 2016 году. Сегодня мы развили модельный ряд этих машин, например, есть трактор RSM 2400 (400 лошадиных сил) с увеличенной пропускной способностью гидравлики. В 2019 году мы поставили на конвейер более мощные тракторы 3000-й серии – 435, 485, 535, 575 лошадиных сил. Сейчас на этой основе разрабатываем трактор на полугусеничном ходу. В этом году будем его испытывать, а в 2022-м запускать в производство.
Мы активно развиваем направление тракторов с классической компоновкой. В этом году пройдут первые испытания собранных у нас машин 1000й серии. Диапазон мощностей этой машин — 290 - 370 лошадиных сил. Полнофункциональное производство этих тракторов планируем в 2023 году, а в 2022 году — выпуск опытно-промышленной партии.
Также с 2022 года мы запускаем проект по созданию производства в Ростове тракторов классической компоновки менее мощного сегмента - от 170 до 290 лошадиных сил.
Помимо развития продуктовой линейки тракторов, мы активно развиваем само производство. В этом году мы планируем начать строительства нового тракторного завода полного цикла в Ростове.
— Какова ситуация с экспортом, и какие экспортные рынки для вас интересны?
— Экспортные поставки также растут. Например, в 2020 году в штуках по самоходным машинам экспорт вырос на 28%, а в деньгах рост составил почти 40%. При этом в экспорте комбайнов мы выросли на 22%, а в тракторах на 106%.
Для компании интересны все рынки, где имеется спрос на крупную сельскохозяйственную технику. Мы поставляем продукцию в более чем 40 стран мира. В прошлом году продолжили работу с нашими традиционными партнерами из ближнего зарубежья, продолжаем развивать европейское направление, выходим в новые рынки. В европейском направлении у нас есть собственные представительства в Германии, Венгрии. В Европе мы присутствуем практически во всех странах. Исторически хорошо идут поставки в Монголию. Мы хорошо закрепляемся сейчас в Африке. В этом направлении мы ведем поставки в ЮАР, Зимбабве, Эфиопию, Египет, Алжир, Анголу... Также в этом году мы отправляем первую партию техники в Австралию.
— Основные клиенты в России - агрохолдинги, крупные хозяйства?
— Продуктовая линейка наших машин довольно широкая и закрывает потребности различных хозяйств. Мы нацелены на каждого клиента. Что касается крупных хозяйств, то в сельском хозяйстве России идет масштабное укрупнение бизнеса. А когда большие становятся еще больше, они начинают более эффективно использовать технику, потому что у них банк земли расположен в нескольких климатических регионах. Комбайн может начать работать на юге, а завершить сезон на севере или Урале. То есть срок эксплуатации машины удлиняется. И наша техника это позволяет. Поэтому спрос больших холдингов несколько сокращается за счет большей нагруженности на комбайн. Приоткрою Вам завесу тайны. Мы сейчас разрабатываем еще более мощные и технологичные машины, чтобы предлагать нашим клиентам технику, которая закрывает не только их текущие потребности, но и имеет значительный запас на будущее. В этом году будем испытывать комбайн нового для России класса.
— А что сейчас с динамикой производства?
— Планируем хороший рост и уже три раза меняли производственную программу в сторону увеличения. С мая один из сборочных цехов запускаем в две смены. В июне-июле планируем выпустить около 1 000 единиц в месяц. Это один из самых высоких показателей за более чем 20 лет.