Найти в Дзене
ActivityEdu

Как сельский техникум получил гранты на 4,3 млн и открыл VR-класс

Оглавление

Осенью 2020 года в России прошел межрегиональный хакатон Varwin Education «Профессия будущего – VR-разработчик» для учащихся техникумов. В нем участвовали и ученики Ташлинского политехнического техникума (село Ташла Оренбургской области) под руководством своего наставника Дмитрия Николаевича Климкина, заместителя директора по IT в ГАПОУ «ТПТ». Совместно с компанией Varwin мы решили узнать, как преподаватель сельского техникума смог получить передовое VR-оборудование. Надеемся, его опыт поможет многим педагогом присоединиться к VR-комьюнити.

Не бояться и участвовать

В некоторых школах, особенно в глубинке, нет даже нормальных компьютеров, а уж о более серьезном техническом оснащении, кажется, остается только мечтать. Однако выход есть: исправить ситуацию можно, получив грант. Это, конечно, непросто, но вполне возможно. Информация обо всех грантах, доступных образовательным организациям, публикуется на сайте Минпросвещения РФ: нужно открыть сайт и выбрать подходящую программу. Очень важно внимательно прочитать условия конкурса: каковы сроки и цели проведения, на что можно будет потратить деньги, кому преимущественно оказывается поддержка, что требуется от участника.

Для общеобразовательных программ – математики, информатики, технологии – закупают стандартное оборудование: лабораторные приборы или интерактивные доски. Также существуют программы дополнительного образования – это междисциплинарные курсы: электротехника, инженерная графика, кружок шитья или обучение VR-разработке. Здесь уже нужно другое оборудование. Можно получить один грант на несколько таких программ – все зависит от конкурсной документации.

Помимо государственных, существуют частные гранты. В одном из таких конкурсов мы заняли первое место, выиграли 500 000 рублей и сами формировали статьи бюджета на оплату работ и услуг. Помимо этого, нам удалось получить два гранта общей суммой 4,3 млн рублей – их мы уже могли потратить на оборудование,– рассказывает Дмитрий Климкин.

Подготовить документы

Как только вы выбрали подходящий грант, нужно:

  1. Скачать конкурсную документацию.
  2. Заполнить, собрать и подписать все документы.
  3. Добавить рабочие программы по дисциплинам, которым вы планируете учить.
  4. Распечатать все документы на цветном принтере, сшить, скрепить печатью руководителя.
  5. Отвезти в Москву, в Министерство просвещения России.

Акцентируем внимание на последнем пункте: если вы не проживаете в Москве, не стоит надеяться на почту, поскольку сроки подачи заявки зачастую сжатые, а объем необходимых документов довольно велик. Как правило, надежнее и проще самостоятельно все отвезти в столицу. К слову, несмотря на большие объемы, все данные реально собрать и обобщить за неделю.

В ТПТ подготовкой документов занимаются заместитель директора по методической работе и методист, потому что все образовательные программы должны соответствовать определенным критериям. Замдиректора по воспитательной работе считает, сколько у нас детей и какого возраста, какие ближайшие школы мы позовем на обучение. А затем директор лично отвозит документы в Москву. Моя роль – свести все эти документы (приложения, сканы, фотографии помещений, где планируется или произведен ремонт и т. п.) воедино,– делится Дмитрий Климкин.

Учесть условия по софинансированию

Любой грант подразумевает не только федеральные деньги: еще 20–30% должны быть спонсорскими. Соинвестором может выступать любая сторонняя организация, сам заявитель гранта и даже физическое лицо, если конкурсная документация это позволяет.

Основной источник средств гранта – государство и правительство в лице Министерства просвещения РФ: оно выделяет федеральные деньги. Софинансированием чаще всего занимаются Министерство образования РФ (это областной бюджет), а также другие государственные и частные компании.

Обычно Минпросвещения – заказчик (правительство выдает средства, на которые министерство организует гранты), но для частного гранта Минпросвещения может выступать как инвестор.

Участие в грантах – это KPI для областной администрации, поэтому в запросах средств лучше апеллировать к целевым показателям. Для этого нужно написать письмо-предложение администрации. После положительного ответа спонсоры отправляют в Министерство просвещения РФ гарантийные письма с указанной суммой: все расчеты проверяются.

Чтобы привлечь частное софинансирование, нужно упомянуть другие выгоды. Например, благодаря нашему учреждению инвестор сможет учить своих сотрудников: проще заключить соглашение и обучать на нашей базе, чем строить школу или техникум с нуля и отправлять сотрудников в удаленный регион.

Еще 10–15% затрат от общей суммы гранта должна взять на себя организация. Нам в этом плане проще, потому что ТПТ – автономное, а не бюджетное учреждение. Бюджетное получает федеральные деньги на мебель, компьютеры, зарплаты. Автономное предоставляет платные услуги. У нас учатся водители категорий В и С, экономисты, бухгалтеры – все специальности можно посмотреть на нашем сайте ,– добавляет Дмитрий Климкин.

Учесть причины отказов

Самое частое ограничение любого гранта – количество участников. Если в положении о конкурсе сказано, что в учреждении должно быть, к примеру, не менее 1000 человек, а у вас только 500, не стоит тратить время – заявка не пройдет проверку. Учтите, что в условиях участия указано, как правило, много требований в отношении оформления документов, вплоть до буквы или запятой. Если ошибок много, по техническому регламенту участника снимут с конкурса.

К каждому гранту прикреплено штатное расписание с требованиями: например, выделить не менее двух педагогов на 10 учеников во время реализации программы. Значит, на 100 студентов придется 20 педагогов, руководитель по работе со СМИ, начальник, заместитель, логист, бухгалтер и так далее – количество сотрудников четко регламентировано.

Конечно, если организация уже побеждала ранее, шансы на выигрыш всегда выше, но только не том же самом в конкурсе: повторно участвовать не получится.

Если вам удалось получить государственный грант, специалисты консультируют по всем вопросам с первого дня – в соцсетях и по телефону.

Подготовить сметы и отчеты

Возраст участников и их количество – это ключевые показатели отчетности, помимо ориентира на качество и уровень образования. Также нужно досконально описывать оборудование. Если вы хотите учить детей VR, заложите в смету определенное количество VR-очков.

Просчитывайте затраты еще на этапе подготовки заявки, следите за ценами на товары и услуги. Когда фонды утверждают сумму на грант, расхождение со сметой не должно быть значительным. Вам дали на оборудование миллион – потратьте миллион: нельзя перекинуть эти деньги в зарплатную часть.

Если организация не выполнила хоть одно из своих обязательств, она должна вернуть федеральные деньги. Даже если они были потрачены только частично или вы просто не успели реализовать все, что хотели. То есть мало инициировать процесс – его нужно проконтролировать.

Отклоняться от сметы нельзя: что указали, то и купили, сколько денег заложили на ту или иную статью расходов, столько и потратили. В этом плане проще закрывать гранты, выделенные на закупку оборудования: цены на него относительно стабильны. Сложнее, если в вашем проекте предусмотрены, скажем, командировки, поскольку стоимость билетов и проживания в гостиницах может меняться чуть ли не ежедневно,– отмечает Дмитрий Климкин.

И еще один важный совет: грамотно выбирайте соинвесторов. Если они не выполнят свои обязательства и не выделят средства, то нести ответственность за это будете вы: придется возвращать федеральные деньги, даже если они были потрачены.

Выбрать оборудование и ПО

Перечень оборудования и программного обеспечения, заложенного в смету, во многом зависит от фантазии и осведомленности человека, который продумывает и реализует программу. Но стоит учесть, что чаще всего в конкурсной документации фигурирует требование отдавать предпочтение отечественным производителям.

У нас 10 комплектов зарубежной продукции VR, но нам позволили сделать эту замену, потому что произошел форс-мажор: изначальные позиции сняли с производства. Мы отправляли письмо на согласование, чтобы получить разрешение,– рассказывает Дмитрий Климкин.

Отдельно отметим, что с выбором ПО у многих возникают трудности, поскольку его закупкой занимаются редко, ограничиваясь использованием бесплатных приложений, созданных для образовательных организаций. К тому же не все понимают, почему ПО стоит столько же, сколько и оборудование. Но этому есть простое объяснение: платное ПО открывает больше возможностей, особенно для сферы VR.

Понять, зачем это нужно именно вам

VR-технологии экономят время и деньги на обучение. Если после видеоурока человек разберется в теме минимум с третьего раза, то после VR – с первого. С помощью VR проще показать, как работать с тракторами, сельхозмашинами и другой техникой. А уже потом доверять ученикам дорогостоящее оборудование, не опасаясь поломок.

Мы впервые воспользовались Varwin на хакатоне, где сделали проект по астрономии и показали, как планеты движутся по орбитам. В следующем году мы планируем закупить ПО Varwin через соинвесторов, потому что отслеживаем ситуацию в образовании и понимаем: VR – это уже настоящее, а не будущее.  
Главное, показать нашим партнерам и заказчикам все преимущества: заказчики спонсируют нас, а мы готовим для них специалистов – тех, кто работает на производстве или делает VR-приложения,– заключает Дмитрий Климкин.

Да, VR-оборудование не используется на каждом уроке. Но это и не цель образовательных программ. Хорошо, если кто-то заинтересуется технологиями, выберет для себя новую профессию и захочет разрабатывать VR-приложения – особенно в сельской местности.

Благодарим пресс-службу компании Varwin за предоставленные материалы.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.