В школе никак не мог получить внятного ответа, почему с китайцами была дружба навек, и вдруг Даманский и прочие безобразия? XX съезд партии в ответах не фигурировал, исключительно самодурство Мао. Но потом я стал подозревать, что не один Мао здесь наследил, и последствия для СССР, да и всего мироустройства на планете, были глобальными и чудовищными. Даже если описать это кратко.
Если бы да кабы
Огромный Китай объединился, Мао во главе. Уровень технологий ниже, чем в СССР, желания и воля к развитию – огромны. Советская экономика растет завидными темпами, и если рассуждать о перспективах, то вот они – огромный китайский рынок, готовый переваривать экспорт технологий и высокотехнологичной продукции, сначала в виде конечных изделий, и далее и в виде станков и прочих средств производства. Ведь надо и аграрный сектор поднимать на новый технологический уровень, и индустрию даже не развивать, а строить с ноля.
При таких вводных, к гадалке не ходи, начинается развитие Дальнего Востока, там появляются заводы, производство полного цикла от добычи руды и до конечных изделий, тех же тракторов. Да и удобрения проще производить там же, сразу. Сталинскими темпами выстраивается инфраструктура, транспортная и энергетическая. Постепенно, на законных лицензионных принципах, идет экономическая экспансия с Дальнего Востока в Китай, огромный дружественный братский Китай, практически безбрежный рынок.
Так могло быть, с предсказуемыми фантастическими результатами, с совсем другим сегодняшним днем, если бы не всё то, что вылилось в XX съезд КПСС, с его докладом о культе личности, поворотом с четкого курса на окольные пути либерализации и обуржуазивания. А китайский рынок достался им, заокеанским заклятым партнёрам.
Евроцентризм, как любовь к проблемам, геморроям и задворкам
По сравнению с красной Евразией, потенциалом и ёмкостью советско-китайского рынка и экономики, военным потенциалом, Европа, еще и послевоенная – мелкие задворки. Советские войска и так уходить начали оттуда быстро, в том числе из восточных стран, которые сами выбрали советскую модель, модель победителей. Но по мере развития евразийского экономического пространства СССР-Китай можно было вообще плюнуть на страны Европы, они бы сами мечтали зацепиться хоть одним крючком за этот рынок.
Но нет, функционеры КПСС вцепились в европу, ведь это только в лозунгах осажденная крепость, в реальности нужны расширение рынков и разделение труда. Да и политические соображения номенклатуры, которые важнее экономики. Променяли потенциал китайского направления на мелочь европейскую. Дак еще доклад, очернивший Сталина, поставил под сомнение легитимность нахождения советов в Европе. Ведь это как же, если вы против Сталина, если он не прав, то, значит, вы и не наследники Победы, значит, теперь нет у вас прав в этой отвоеванной у Гитлера Европе. И получайте Будапешт, Прагу и всё остальное.
Спасибо товарищу… Кому?
Хрущеву, конечно же? Нет, это в логике обвинений Сталина хорошо и удобно всё свалить на Хрущева. Мол, вот есть главный, и он единолично во всё виноват, а остальные просто были вынуждены подчиниться тирану, загипнотизированные культом личности и страхом. Но это было время диктатуры КПСС, а не генсека, новой номенклатурной буржуазии, нового класса эксплуататоров. Они выдвинули Хрущева, они же его и сняли. И Брежнев ничего не решал, он лишь представлял КПСС. Никто из них не был самостоятельной полновластной политической фигурой, все они лишь представляли интересы номенклатуры КПСС, которая, следуя буржуазному выбору, целеустремленно шла не просто к мирному сосуществованию с Западом, а к сращиванию с буржуазным блоком.
Даже с такими фортелями к 70-м Советский блок выигрывал экономически у Запада, сохранял военные возможности защиты всех достижений. Только последующие судорожные действия КПСС и некоторые шаги США привели к слому баланса. Но продолжи страна евразийский вектор…
А еще на XX съезде решили прекратить производство паровозов. Ну, и вот, наш паровоз уже не летит вперёд, и никакой коммуны, и путь иной, и винтовки у народа нет.