Некоторое время назад обрела популярность идея о том, что волонтёрство - это такая социальная инновация, которая появилась в развитых странах. Однако любой более менее образованный человек сможет поспорить с эти утверждением, вспомнив хотя бы о том, что бескорыстная помощь ближнему является одним из столпов христианства, а значит лежит в основе духовного развития как европейского так и российского общества.
Трудно поспорить, что чувство взаимопомощи и открытость заложены в русском культурном коде и обусловлены общинной ментальностью, православными ценностями, принципами круговой поруки… Но является ли при этом волонтёрство в России социальной инновацией?
По данным различных опросов почти 90% россиян относятся с доверием к волонтерам и добровольцам, и более того, многие молодые и не очень молодые люди вовлечены в волонтёрскую деятельность или же задумываются об этом. Наверное неслучайно. Ведь положительный образ волонтера-добровольца был заложен еще в советское время благодаря движению тимуровцев. Лозунг главного героя повести «Тимур и его команда » «Взялся сделать — сделай хорошо» подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о тайно помогающем семьям солдат и офицеров мальчике стала необычайно популярной, а в Советском Союзе появилось добровольческое движение — тимуровцы.
Именно после Октябрьской революции идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Мне было удивительно узнать, что моя бабушка, будучи молодой девушкой, собиралась бросить обустроенную жизнь в Ленинграде и ехать покорять целину. Ведь порой создается впечатление, что волонтёрство советской эпохи носило добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на трудовые подвиги, бескорыстную помощь, альтруизм. А тимуровское движение стало одним из самых ярких явлений в истории добровольчества нашей страны.
Во время Великой Отечественной войны в тимуровское движение были вовлечены почти все школьники. В 1945-м тимуровцев насчитывалось около трёх миллионов, в 60-е годы движение приобрело статус всесоюзного, более того, отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР. Как вспоминают сами бывшие тимуровцы, это была, с одной стороны, игра, с другой — сопричастность к чему-то очень важному и взрослому.
Распад Советского Союза логично привел и к распаду тимуровского движения. Но теперь, когда волонтёрство вновь становится популярным в нашей стране, нельзя назвать его в буквальном смысле социальной инновацией. Инновационными становятся механизмы и инструменты, помогающие осуществлять помощь , и степень вовлечённости молодого поколения в этот процесс демонстрирует хороший качественный показатель развития данного среза инновационной культуры. О том, какие инновационные механизмы и процессы развиваются в современной молодежной субкультуре волонтеров, а также о других социальных инновациях как в России, так и в ряде других стран, мы рассказали в нашей книге «Особенности национальной инновационной культуры».