Найти тему
Журнал «Амбиверт»

«Все постепенно выгорают»: зачем психологи создали группу поддержки для политактивистов «Свобода внутри»

Политическая ситуация в России продолжает накаляться: все больше людей выходят на протесты, а разгоны демонстраций становятся все жестче. Из-за новостей о постоянных обысках и задержаниях многие из нас чувствуют тревогу или выгорание. Для борьбы с этим чувствами психологи из Санкт-Петербурга, Александра и Анастасия, создали группу поддержки «Свобода внутри ». Они рассказали о том, как проходят встречи группы, что делать при задержании и чего боятся сами организаторы. В качестве бонуса — советы о том, как бороться с тревожностью и что делать, если задержали вас или кого-то из близких.

Автор: Ксения Слепихина

-2

Расскажите немного о себе: как давно вы работаете психологами и какими проблемами занимаетесь?

Анастасия: Я практикую почти восемь лет, и вряд ли найдется тема, с которой бы я не поработала за это время. Занимаюсь с детьми и взрослыми, в том числе в группах — родительских, обучающих, студенческих. Ко мне приходят с самыми разными запросами. Сейчас я еще доучиваюсь на клинического медицинского психолога.

Александра: В общей сложности я работаю психологом три года. Сначала была социальным работником, занималась с детьми и вела тренинговые группы, а потом ушла в частную практику. Ко мне ходят в основном довольно молодые люди — можно сказать, либеральная молодежь. Периодически я работаю с детьми и веду группу поддержки для женщин в трудной жизненной ситуации.

А опыт участия в протестах у кого-то из вас есть?

Анастасия: Я не могу назвать себя активисткой, потому что на протесты выхожу нерегулярно. У меня не лучшее здоровье, к тому же под моей опекой находится папа, так что выражать свою гражданскую позицию получается не всегда. Как бы то ни было, четкая политическая позиция у меня есть. Она сформировалась примерно полтора года назад, и я рада, что начала размышлять на политические темы.

Александра: А я была активисткой где-то с 2016 года — мне казалось, что уличный акционизм может что-то поменять. Но в какой-то момент — после митингов и выборов 2018 года — я выгорела, мне стало страшно и с каждым годом становилось все страшнее. В последние годы я ни в чем не участвовала, редко выходила на протесты. Однако желание что-то делать оставалось. Так что очень удачно вышло с группой поддержки — оказалось, что мои навыки и знания можно применить в такой форме. Для меня это активизм, только видоизмененный.

-3

«Свобода внутри». Источник фото: соцсети группы

А как именно родилась идея создать группу поддержки для политических активистов?

Анастасия: Практикую я давно, поэтому уже потеряла интерес ко многим форматам. В какой-то момент решила поработать со взрослой аудиторией и сделать что-то свое. А сам формат группы, ее нацеленность на политических активистов, был выбран на фоне последних митингов.

Вообще мой круг общения состоит из политически активных людей — может, не активистов, но как минимум переживающих. К тому же мои знания в этой сфере постепенно расширялись, я стала больше говорить об этом, и в какой-то момент мне захотелось сделать что-то важное.

Вдумчиво подходить к вопросу политики — это не всегда про то, чтобы выходить на улицу с плакатом.

Я начала сталкиваться с людьми, которые уже много лет вращаются в политической среде, и стала замечать, что все постепенно выгорают. Сначала я ввела бесплатные индивидуальные приемы для людей, сталкивающихся с такой проблемой, но никто не пришел. А потом появилась Саша с идеей создать группу — это действительно сработало более эффективно.

Александра: У меня давно была идея о том, чтобы организовать группу поддержки для активистов, а после митингов — точнее, после ареста Навального — я снова вспомнила об этом, но поняла, что не готова делать это одна. Я долгое время хотела поработать с Настей, написала ей, все быстро завертелось и буквально к вечеру у нас уже было название.

Как вы организовывали процесс работы первое время? Кто вам помогал?

Анастасия: Мы переживали по поводу формата, помещения, юридических тонкостей, отсутствия рекламы и донатов. Но все пошло очень легко! Люди откликаются, приходят, помогают. Многие просто пишут нам о том, что мы делаем хорошее дело. Это очень вдохновляет.

Александра: Мы начали с консультации с юристом, потому что переживали, что можем сделать что-то не очень легально. Потом написали хозяевам пространства «Постмолодость», Инге и Андрею Калиным, и они согласились дать помещение под встречи группы. Друзья предложили помощь в развитии социальных сетей и дизайне.

Как проходят встречи?

Анастасия: Группа идет полтора часа, участников обычно немного. Иногда ребята приходят в очень тревожном состоянии и важно, чтобы к концу занятия оно улучшилось или хотя бы не ухудшилось. А такое вполне может произойти, ведь групповая терапия предполагает углубление в проблему.

В начале группы мы всегда проговариваем правила, потом выслушиваем запросы от участников. Человек излагает свою проблему и выбирает формат взаимодействия: это могут быть объятия или совет. Наша с Сашей задача — проследить, чтобы правила соблюдались, чтобы никто не переходил на личности, хотя такого ни разу не было. Люди, уставшие от конкуренции, споров, неприятных комментариев, приходят к нам за поддержкой. Им хочется попасть в безопасную среду, где есть модераторы в эмоционально стабильном состоянии, которые могут остановить процесс, если он пошел не туда.

Группа поддержки «Свобода внутри». Источник фото: соцсети группы
Группа поддержки «Свобода внутри». Источник фото: соцсети группы

С какими запросами к вам приходят?

Анастасия: Один из самых частых — тревога за то, что будет дальше. Это чувство объединяет всех. Кто-то беспокоится просто потому, что все вокруг беспокоятся, кто-то — из-за неприятного опыта в прошлом. А у кого-то может быть ментальное расстройство, которое вся политическая ситуация усугубляет.

Есть запросы на то, чтобы поделиться пережитым и поддержкой, побыть вместе. Очень часто люди говорят, что хочется прийти в компанию приятных людей, с которыми не нужно ругаться и спорить.

Александра: Я рада видеть, как участники после группы общаются друг с другом, вместе идут домой, болтают. Это замечательно, в этом состоит одна из наших целей — создавать связи между людьми, чтобы они могли находить поддержку друг в друге, а не в нас с Настей.

Есть ли какие-то результаты у членов группы поддержки?

Анастасия: Есть два важных момента: так как группа открытая, каждый раз мы встречаемся разным составом. Люди, которые приходили несколько раз, отмечают, что им стало спокойнее — либо им все так же тревожно, но они все равно были рады оказаться в нашем круге. О долгосрочных результатах сложно говорить.

Не привлекли ли вы внимания силовых структур и не боитесь ли?

Анастасия: Я в начале беспокоилась, но потом мы консультировались с юристом и мне стало лучше. Чем дальше, тем спокойнее — я понимаю, что в нашей группе нет никакой пропаганды, она законна. Мы не сидим и не строим планов по захвату власти, а просто помогаем людям снять тревогу. Это, в первую очередь, моя работа — точно такая же, как и все восемь лет до этого.

Александра: Внимания силовиков мы пока что не привлекли. После того, как вышел ролик петербургского штаба Алексея Навального, в соцсетях набежали какие-то люди и стали писать провокационные комментарии и сообщения, но ничего неожиданного в этом нет. Я немного опасаюсь обыска.

Недавно мне поздно вечером стучали в дверь, и первая мысль была: «Ну все, пришли».

Но оказалось, что это курьер ошибся дверью.

В общем, страх всегда есть. Но когда я выхожу с группы, чувствую, что это того стоит. Я готова немного побояться, заплатить эту цену за то, что я считаю важным.

В последнее время о группе много говорят в Санкт-Петербурге — вы были на местной радиостанции и в прессе. Не планируете запустить какие-то онлайн-мероприятия, чтобы охватить людей из других регионов?

Александра: Мне кажется, это менее эффективно. Поддержка во многом ощущается за счет того, что участники группы находятся в одном помещении, видят друг друга. Наверное, проще было бы найти одного-двух психологов в регионах и организовать похожие группы, чем вести нашу деятельность в онлайн-формате. Я знаю, что в Москве уже подобный проект. В любом случае, пока что подобного запроса не было.

Анастасия. Источник фото: личные архивы
Анастасия. Источник фото: личные архивы

Советы для тех, кто попал в трудную ситуацию

Что делать, если вас задержали на митинге?

Первое и самое важное — быть готовым к задержанию. Сообщите своим близким, куда вы идете, запишите номер ОВД-инфо. Тепло оденьтесь, обязательно возьмите с собой паспорт, воду, портативное зарядное устройство. Также неплохо вспомнить дыхательные практики, которые помогут успокоиться.

Задержание — это стрессовая ситуация, в такие моменты происходит выброс адреналина в кровь. Ваш мозг считывает информацию таким же образом, как если бы вы находились в горящем доме или падающем самолете. Первое, что нужно сделать — вернуться к реальности, понять, что ничего ужасного не происходит, что вы просто едете в автозаке или сидите в отделении. Практикуйте заземление, физиологическое возвращение в пространство: посмотрите на происходящее вокруг, пощупайте себя за мочки ушей. Мозг должен понять, что ничего ужасного не произошло.

Когда вы придете в себя, вспомните о том, что у вас есть ОВД-инфо и вы можете туда написать. В оставшееся время нужно подготовиться к тому, что некоторое время придется испытывать дискомфорт, но вас точно отпустят. Постарайтесь не забывать о том, что вам нужно пить и есть. Найдите себе компанию среди задержанных, пообщайтесь с ними. Важно чувствовать поддержку людей и знать, что ты не один. А еще в этот момент очень помогает юмор.

Если по решению суда вас посадили в спецприемник, как провести время, чтобы не было морально тяжело?

Когда человек оказывается в такой ситуации, ему часто кажется, что это катастрофа. Но важно помнить, что вы не совсем отрезаны от жизни: в спецприемнике все-таки выдают телефон, хоть и на 15 минут в день. Старайтесь использовать это время для общения с родными и друзьями. Кроме этого, общайтесь со своими соседями по камере, с людьми во время прогулки.

Поймите, чем можно заняться в это время: обычно люди едят, читают книги, что-то пишут или учат. Старайтесь провести это время с пользой, если есть ресурсы. Если ресурсов нет, то можно просто высыпаться — это вполне нормально в такой ситуации. Старайтесь максимально заботиться о себе и соотносить времяпрепровождение со своими потребностями, потому что пребывание в спецприемнике — стрессовая ситуация.

Важно сделать свою жизнь стабильной и понятной, чтобы ваш мозг меньше тревожился. Добавьте в нее какой-то ритуал помимо еды и сна — что-то, что вы будете делать каждое утро и перед сном. Это могут быть какие-то физические упражнения или медитация. А если вы не умеете медитировать, то помогают способы, которые мы знаем из глубокого детства: обхватить себя руками, погладить по голове; обхватить себя за ноги и покачаться. Это самые базовые механизмы снятия стресса.

Постарайтесь сделать пространство вокруг себя максимально комфортным : разложите свои вещи, повесьте какие-то картинки рядом с кроватью, попросите близких передать ваше постельное белье. Это может помочь.

Как поддержать близкого, которого посадили в спецприемник?

Всегда держите в голове, что ваших близких могут задержать, и не забывайте о том, что через оформление статуса защитника вы можете приходить к ним в спецприемник неограниченное количество раз. Еще раз обменяйтесь с близкими номерами — часто бывает так, что звонить в спецприемнике дают не с личного, а с «местного» телефона.

Очень важно приходить на судебные заседания и свидания — это поддерживает людей. Оставайтесь спокойны: даже если вы плачете по ночам, то на встречах с задержанным нужно быть полными сил и энергии. Ни вам, ни вашему близкому не станет лучше, если вы оба будете грустить, поэтому старайтесь появиться с хорошими новостями, шутите, рассказывайте что-то забавное. Будьте для близких опорой.

Встретить вашего друга или родственника после спецприемника так же важно, как и позднее говорить о его опыте, если он того захочет. Важно услышать, поддержать и не обесценить: помните о том, что подобные ситуации зачастую имеют неприятные долгоиграющие последствия — например, человеку могут сниться кошмары, он может пугаться звуков сирен на улице. Если ваш близкий нуждается в психологической помощи, обязательно предложите ему проконсультироваться со специалистом.

Александра. Источник фото: личные архивы.
Александра. Источник фото: личные архивы.

Что делать, если близкие люди не согласны с вашей политической позицией и выражают это в агрессивной форме?

Важно иметь тот круг людей, которые поддерживает вас, — это могут быть друзья или единомышленники из интернета. Это помогает не начать сомневаться в своей точке зрения — а такое вполне может случиться, если окружающие постоянно говорят, что ты не прав.

В целом, ваши действия должны зависеть от ваших собственных ресурсов: если вы и ваши родственники готовы дискутировать, то вы можете это сделать. Если нет, то вам стоит очертить границы: объяснить, что политическая позиция — это точка, в которой вы не согласны и не переубедите друг друга, поэтому стоит опустить эту тему в общении.

Стоит ли продолжать читать новости о политике, если они вызывают тревогу?

По сути — не стоит делать ничего из того, что у вас вызывает тревогу. В таких случаях нужно разобраться в причинах тревоги, после чего это либо пройдет, либо вы просто перестанете это делать. Но если вам важно быть в курсе новостей, то можно их отфильтровывать. К примеру, читать только хорошие новости, а другие отфильтровывать. Еще можно попросить кого-то из друзей пересказывать вам плохие новости. Или подписаться на те СМИ, которые публикуют только самое важное и у которых нет ничего лишнего.

Что делать, если вам просто страшно за будущее?

Есть хорошая книга Виктора Франкла «Психолог в концлагере», который прошел через нацистские лагеря смерти и после этого консультировал людей с подобным опытом. Его основная мысль заключается в том, что в любой ситуации важно найти свой собственный смысл — дело, которое у вас получается и доставляет удовольствие. Оно не должно соотноситься с политической ситуацией — например, для кого-то это помощь другим людям или элементарная забота о домашнем животном. О похожем рассказывает сюжет сериала «Служанки»: даже если вы живете под постоянным гнетом, важно находить приятное для себя, отвлекаться.

Страх неопределенности будет всегда. Вне зависимости от того, хотим мы этого или нет, существуют обстоятельства, на которые мы никак не можем повлиять. Важно приучить себя видеть хорошее: по вечерам можно вспоминать пять вещей, которые порадовали вас за день или за которые вы благодарны. Еще можно фотографировать то, что вас радует — это также приучает фокусироваться на хороших вещах, которые происходят в вашей жизни.

Редактор: Жанна Нейгебауэр