Профессор Преображенский из повести «Собачье сердце» напевает романс «От Севильи до Гренады», слушает «Аиду» Верди в Большом театре, Шариков играет на балалайке в трактире, а на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите» оркестром дирижирует Иоганн Штраус. Желтков в «Гранатовом браслете» предлагает своей возлюбленной послушать после его смерти «Сонату №2» Л.В. Бетховена. Некоторые чеховские рассказы часто связаны с музыкой: «Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие», «Хористка», «Тапер». На выбор репертуара героев оказали влияние музыкальные вкусы самих писателей.
Предлагаем поговорить о музыкальном «слухе» некоторых писателей 20 века.
Антон Чехов
Ранние годы Антона Павловича прошли в маленьком Таганроге, где иностранцы составляли большую часть жителей. Они то и устраивали концерты модных тогда исполнителей, прививая русским жителям моду на европейских композиторов. Оперы Верди слушали в каждом доме Таганрога. В свободное время Чеховы тоже играли на музыкальных инструментах: фортепьяно, гитаре и скрипке. Павел Чехов, отец писателя, организовал хор, в котором пел будущий писатель. Михаил Чехов оставил воспоминания: «Петь и играть на скрипке, и непременно по нотам, с соблюдением всех адажио и модерато, было призванием отца. Для удовлетворения этой страсти он составлял хоры из нас, своих детей, и из посторонних, мы выступали и дома, и публично» .
В 28 лет состоялось знакомство Антона Чехова с Петром Ильичём Чайковским. Эта дружба определила музыкальные вкусы зрелого писателя. Чехов посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди».
Михаил Булгаков
В раннем детстве, благодаря матери Варваре Покровской, Михаил познакомился с миром классической музыки. В молодости он охотно и интересом посещал оперные театры Москвы. В архиве писателя сохранились театральные билеты, по которым стало известно, что оперу «Фауст» Шарля Гуно он слушал 41 раз. Конечно же, опера фигурирует в тексте «Мастера и Маргариты». Есть и интертекстуальные переклички: цитата из «Фауста» Гете служит эпиграфом к булгаковскому роману, оттуда же взято имя главной героини.
Многие имена в романе связаны с музыкой. У героя Коровьева прозвище - Фагот (язычковый духовой инструмент). Фамилия директора варьете – Римский, прямая ассоциация композитором Николаем Римским-Корсаковым, а фамилия профессора медицины - Стравинский. Михаила Берлиоза Булгаков напрямую связывал с композитором Гектором Берлиозом, только скорее противопоставляя виртуозного композитора и менее талантливого писателя. Кстати, последнее сочинение Гектора Берлиоза - «драматическая легенда» «Осуждение Фауста», снова любимый Булгаковым Фауст.
Музыка и литература – две стихии воображения и мечты!
Борис Пастернак
В детстве Борис познакомился с Александром Скрябиным. Но сначала это было не личное знакомство, а знакомство с музыкой композитора. Скрябин на соседней даче работал над третьей симфонией – "Божественной поэмой". Борис слышал фортепианные фрагменты, и душа мальчика оживала при звуке великой музыки. "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина ", - вспоминал Пастернак.
Сам же Скрябин уважительно относился к начинаниям Пастернака в музыке, но, не имея абсолютного слуха, будущий писатель и лауреат нобелевской премии по литературе понимал, что музыка не станет его судьбой. Подробно об этом Пастернак напишет в «Охранной грамоте». Но Пастернак написал несколько музыкальных произведений, два их которых сохранилось: две прелюдии и соната. Последнюю он сыграл Скрябину в марте 1909 года и получил заслуженную похвалу композитора.
Поистине, талантливые люди талантливы во всем. А музыка и литература – две стихии воображения, гармонии и полета мечты!
Не забывайте подписываться на канал, оставлять свои комментарии, и следить за нашими новыми статьями. Приятного и полезного чтения!
►САМЫЕ ТРУДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ ПУШКИНА ДО ШОЛОХОВА