Оценки моих учеников в журнале ставятся на основании 3 параметров:
1. Контрольные работы в полном соответствии учебно-методическому комплекту, учебному планы.
2. Работа у доски.
3. Выполнение письменных проверочных работ.
С первыми двумя видами работ всем все понятно, а вот с проверочными работами было не все так гладко и понятно. Первоначально ученики восприняли проверочные работы как контрольные. Но я их целью определил как лучшее усвоение ранее изученных тем, ликвидацию пробелов в знаниях, развитие и совершенствование умений с дальнейшим формированием навыков на основании созданного опыта учеников. Более точнее нужно называть эти работы как тематические тренировочные работы (ТР).
Перед выполнение ТР я показываю решение заданий с подробным объяснением, после, исходя из различных требований, даю конкретное время на выполнение работ по таймеру. После звукового сигнала таймера, собираю работы.
Какие более конкретные цели я преследую еще, помимо вышеуказанных?
1. Тренировка психической устойчивости, что весьма пригодится ученикам в дальнейшем.
2. Развитие устного счета.
3. Формирование математического опыта по решению различных заданий.
4. Развитие умения концентрироваться на поставленной задаче.
5. Развитие мыслительных, познавательных способностей.
Оценки за домашние работы я не выставляю. Почему? Потому что качество выполнения этих заданий не соответствуют возможным высоким оценкам. Ученик списал решения из ГДЗ. Как мне их оценивать? Я вижу, что решение ученика ничем не отличается от интернетовского. У меня есть весьма обоснованное убеждение, что ученик списал. Вызываю ученика к доске с учебником и он не может решить домашний номер. И складывается двоякая ситуация: с одной стороны, если ставить оценку за проверку домашнего задания в тетради, то ученику положена пятерка, а за ответ у доски - двойка. Весьма противоположные оценки в российской школе. Ставить среднеарифметическую? В этом нет смысла. Ученик в таком случае всегда имеет шанс иметь хорошую оценку. Давать аналогичное индивидуальное задание? Это при сегодняшних нагрузках учителя предметника очень затратно по времени и, на мой взгляд, низкоэффективно. Это получается учителю нужно печатать дидактический материал по объему равный минимум 2 задачникам, эквивалентные учебнику. Диктовать ученикам условия задач - низкопроизводительно и неэффективно. В советские времена практиковалась работа по карточкам, написанные вручную на плотной бумаге или картоне. Теперь проще, есть копировально-множительная техника. Только в духе времени, задания лучше набирать на компьютере, однако возникают проблемы, что на такую работу требуется большое количество времени, чем написать вручную. А если есть возможность размножить задания, то почему не загрузить подобной работой весь класс? Вот именно я это и делаю. На любом уроке провожу такие работы по вариантам. Начинаю в начале с того, что даю ученикам бОльшее количество времени на выполнение. Обязательно требую написание условия, решения и ответа. За отсутствие написания части задания снижаю оценку, за отсутствие решения работу не засчитываю так, как имеется возможность списывания. Получил класс много плохих задач, демонстрирую произведенные ими ошибки и опять провожу проверочную или ТР. Учитывая лень современных учеников, все же качество знаний их растет. Когда я говорю о качестве знаний, то не имею в виду оценки, а комплекс знаний, умений и навыков, которые необходимо продемонстрировать при выполнении ТР. Такую работу можно спутать с контролем знаний. Но это именно тренировочная работа, рассчитанная на 8-10 минут урока. После проведения нескольких тренингов, время.ю даваемое мною на выполнение ТР, сокращается на 1, а потом еще. Некоторые учителя употребляю фразу "натаскивать". Мне она не нравится. Я ученикам говорю: повторение - мать, и они хором продолжают: учения. Достижение более высокого результата в любой деятельности: наука, спорт, искусство, музыка и так далее, невозможно без многократного повторения с последующим усложнением задачи. Человек, обучающийся игре на музыкальном инструменте, сначала медленно играет гаммы, потом переходит на простые музыкальные произведения и далее их сложность, как и скорость игры увеличивается. В обучении учеников математике я преследую подобную методику: от простого к сложному с дальнейшим сокращением времени выполнения работ.
Ученик тормозит, не хочет выполнять требования, которые одни на всех? Время истекло - оценка два. Любой вид деятельности ограничивается временным фактором. Урок, соревнование, олимпиада, ВПР, экзамен и прочее - на все дается определенное количество времени. Например, нужно выполнить 5 примеров на умножение двух десятичных двузначных чисел, например, 1,2*4,9. Задания по вариантам напечатаны на карточках, на выполнение которые дается в начале 5 минут. Потом время сокращается, то есть фактически задание усложняется в виду потребности увеличения скорости. Ученик вынужден напрячься и активизировать свое мышление, как спортсмен-бегун ускориться на дистанции, чтобы достичь лучшего результата. Могу отметить, что за полтора года практически не осталось учеников, не знающих у меня в 6 классе таблицу умножения и связанного с ней операцию деления. А вот в 9 классах, в которых я преподаю информатику, в разы больше учеников, которые даже порой ниже по навыкам устного в сравнении с моими слабыми учениками. Ключевое сравнение: 6 и 9 классы. За полтора года ученики достигли существенного улучшения в устном счете, ликвидировали значительные пласт пробелов в знаниях. Пока еще им предстоит много учебной работы, но надеюсь, что к окончанию средней школы они будут иметь по минимуму вполне удовлетворительные знания.
Когда я вводил практику частого выполнения проверочных работ, то столкнулся с сопротивлением как со стороны некоторых учеников, так и их родителей. "Вы не имеете право проводить так часто контрольные работы." - жаловались на меня директору или замдиректора по учебной части некоторые родители, приходя в школу. Дилетантский уровень в знании педагогики и методики преподавания математики родителей меня разочаровал. Я хочу сделать их детей умными с соответствующей подготовкой в дальнейшем получении ими образования, а они мне тут какой-то цирк устраивают. Работа над ошибками с последующим переписыванием контрольной работы они со слов детей считали тремя контрольными работами. Да еще присовокупив к ним проверочные работы, которые ученики по началу называли контрольными.
Но вроде это становится прошлым. Мои ученики уже заканчивают шестой класс, некоторые с меня ростом. Они уже не маленькие пятиклассники, а потому буквально через летник каникулы станут семиклассники и начнут изучать алгебру и геометрию, изучение которых требует бОльшего темпа. И, соответственно, я буду предъявлять все бОльшие требования.
И в конечном итоге, как это уже у меня было, в 9 классе на ОГЭ, мои ученики сдают экзамен минимум на 3 балла (единицы, на 4 подавляющее большинство), находясь на экзамене 45-60 минут вместо 4 часов. Сдают легко, не нервничая и без напряга. Но нужно дожить до этого события. Осталось еще 3 года... Что еще будет впереди? Поживем- увидим...