Найти тему
Ерофей и его заметки

Фильм «Чернобыль», 2021 г.

Помнится, после выхода в 2019 году минисериала «Чернобыль» канала HBO , Д.Козловский заявил, что снимет свой «Чернобыль», с правдой и героизмом. Может, конечно, он так и хотел. Но получилось то, что получилось.

Да, американский сериал был откровенной политической агиткой, кто бы что ни говорил. И отношение к нему среди российских зрителей удивительным образом совпало с их политическими взглядами.

Но стоило ли давать такой «наш ответ Голливуду»? Я уж не спрашиваю, зачем вообще надо было «давать ответ».

Я изо всех сил попытаюсь подойти к этому фильму именно как к фильму, не прибегая к фразам «в реальности всё было не так» и «советская действительность тех времён была другая». Собственно, в самом начале создатели, от греха подальше, вывесили титр «События, мол, были, но людей, персонажей, мы выдумали».

И да, рекламных трейлеров я заранее не смотрел, и ничего хорошего не ждал. Думал, будет просто героическая агитка «за всё хорошее против всего плохого». И даже столь невысокие ожидания не оправдались.

Итак, фильм Козловского, в главной роли Козловский. И Оксана Акиньшина. Ибо какой же это фильм, в котором не разыгрывается «любовь-морковь». И ещё слегка Филипп Авдеев. Но он так, на подтанцовках. И Равшана Куркова, вообще непонятно зачем. Разве для того, чтоб зрителям красивую женщину показать. И ещё кто-то по мелочи. Но спасает всех, конечно, лично Козловский.

Нет, я не скажу что тут сплошное самолюбование. Но складывается впечатление, что прибудь герой Козловского на АЭС не после взрыва, а до – то и аварии никакой бы не было. Он и в первом тушении пожара поучаствовал, под утро уже. И на крышу реактора залезал. И в глубокие тоннели, залитые водой, нырял и задвижки крутил. Дважды! А вы говорите – радиация! Её же не видно, значит её нет! (Спойлер: впрочем, радиация, таки, своё взяла).

И при этом герой Козловского человек, мягко говоря, несимпатичный. Явно бабник, явно фарцовщик, явно неприятный и самовлюблённый тип. Да ещё и всё время труса празднует. «Что, лезть туда-то? Не, я вчера в Киев перевёлся, не полезу, мне по должности уже не положено». Он, забыл сказать, пожарный инспектор. Или что-то вроде того.

Нам вроде бы попытались показать, что он «перековался», но… Как-то очень невнятно и нелогично. Вот он, действительно ушедший из ПЧ Припяти, заявился сам на место аварии, куда его никто не звал, на пожар. Побегал туда-сюда, всех спас – но участвовать в дальнейшей работе не захотел, и практически дезертировал вместе с эвакуируемым населением. Но на полдороге передумал, вылез из автобуса и попёрся обратно, геройствовать. Потом опять финт ушами. Потом опять геройствовать… Чушь какая-то, ей-богу.

Кстати, хоть и зарекался поминать реальную историю – что-то я не припомню, чтобы ликвидаторов или каких-то иных пострадавших экстренно отправляли на лечение в Швейцарию. Там, дескать, есть такие врачи, каких во всём Союзе нет. Да, на счёт Союза. «Наш ответ» «антисоветско-русофобской голливудской поделке» и сам оказался не без греха. Антисоветские пассажи хоть и не слишком часты, но вполне себе присутствуют. Причём поданы как-то в лоб и ни к чему, и никакой особенной художественной нагрузки не несут. Можно было бы и потоньше это ввернуть, ей-богу.

Более-менее в фильме удалась разве что пресловутая «любовь-морковь». Потому как она не из серии «люблю – трамвай куплю», а с надрывом так. С трагизмом. С ненавистью, предательством, бросаниями и прочим. Я же говорил, герой Козловского тип не особо приятный. А героиня Акиньшиной, ну, такой, часто встречающийся в русской классике типаж – «он весь такой нехороший человек, но я его люблю-люблю, но закидоны его простить не могу, но и порвать с ним не могу тоже». Ладно, мелодрамка, пусть. Кончилось, правда, жутко нелогично и глупо.

Вообще, главное определение для этого фильма – нелогично и глупо. Вот чисто кинематографически, не касаясь реальной аварии и её ликвидации, получилась ерунда. Кто, куда, зачем, почему? Почему, в конце концов, во всех бочках затычкой всё время один и тот же человек? Других, что ли, нет? Идиотских сцен – на полфильма. Ещё четверть – сцены никакущие. Оставшаяся часть – мелодрама.

Если уж вы затеяли фильм о Чернобыле, пусть и с придуманными людьми, так хотя бы события покажите более-менее те, что были. А не выдуманные из головы. Зачем весь этот глупый огород надо было городить – не ясно. Чем не угодил нашим киношникам реальный ход событий – не понимаю. Ведь на его фоне вполне можно было бы развернуть и мелодраму, и геройство (просто не одного-единственного человека, а нескольких персонажей, пора бы Козловскому научится не тянуть всё одеяло на себя). Показать панику одних и «перековывание» других.

А если уж вам захотелось показать именно выдуманное «геройство на фоне техногенной катастрофы» - сняли бы фильм про выдуманную аварию на выдуманном химическом комбинате. Вот там бы выдуманные персонажи и превозмогали бы по полной программе. И претензий типа «всё было не так» и «вы показали нелогично и глупо» никто бы не предъявлял.

Очень слабый фильм, очень.

(Версия для LiveJournal)