Смольный
Площадь Урицкого (Дворцовая) перед началом праздника 1 мая
Рапорт о готовности к военному параду 1 Мая
Военный парад 1 мая
На первомайской трибуне
Первомайская демонстрация в Кронштадте
В день десятилетия конституции СССР. Конституция в первой редакции была принята 6 июля 1923 года ЦИК СССР
Подготовка к городскому параду физкультурников
Физкультурники фабрики "Скороход"
Колонна физкультурников на улице Герцена (Б. Морской)
Парад физкультурников Ленинграда на Невском проспекте
Парад физкультурников на Дворцовой площади. 6 июня на парад вышло 96 тысяч физкультурников
Торжественный объезд парада физкультурников
Парад физкультурников на площади Урицкого (Дворцовой)
На трибуне: Сергей Киров, Климент Ворошилов и Андрей Жданов
Здание Куйбышевского райкома партии, украшенное портретами, лозунгами в Международный юношеский день
С.М. Киров и М.Н. Тухачевский на площади Урицкого 7 ноября
Празднования XVI годовщины Октябрьской революции
Празднично украшенная гостиница "Октябрьская"
Президиум вечера-встречи комсомольцев Кировского района с героями Краснознамённого ЭПРОНа (27 ноября 1933 года)
Площадь Ленина
Аллея Ленина до реконструкции
Памятник В.И. Ленину у санатория ВЦСПС. Царскосельский дом государыни императрицы Александры Федоровны для призрения увечных воинов, построен в 1905-1906 гг. Дом имел целью призрение нижних чинов, уволенных в запас или в отставку вследствие полученных ими ран и контузий.
После революции здание Дома призрения было передано под детский дом. Позже в нем размещался Нервно-соматический санаторий ВЦСПС, а с 1967 – НИИ детской ортопедии имени Г.И. Турнера. Памятник В.И.Ленину открыт 5 сентября 1926 г., скульптор М.Г. Манизер.
В 1943 г. нацисты вывезли скульптуру в Германию для переплавки, но она была спасена местными антифашистами и 1 мая 1948 г. установлена на площади г. Айслебена. Взамен немцы подарили г. Пушкину памятник Тельмана, установленный в 1960 г. в сквере на углу Октябрьского и Советского бульваров.
В 1991 г. памятник Ленину демонтировали и ныне он находится во дворе Немецкого Исторического музея в Берлине.
Памятник на Площади Жертв Революции (Марсово Поле)
Памятник жертвам 9 января 1905 года на бывшем Преображенском кладбище («Москва–Ленинград», путеводитель в двух томах. 1933, ОГИЗ)
Полк ветеранов Ленинградской сводной Красногвардейской партизанской дивизии
Детское село, дом ветеранов революции
18 августа 1933 года страна впервые отметила День воздушного флота. Корпусной аэродром.
Самолёты У-1 «Лётной школы гражданских лётчиков Северо-Западного ОСОАвиахима». На заднем плане постройки «Опытного завода №47»
Школа летчиков РККА
Парад летчиков РККА на Комендантском аэродроме в День авиации 18 августа
Парад собаководов на Комендантском аэродроме в День авиации
В Гавани
Встреча американского лётчика Чарльза Линдберга. ЛЕНИНГРАД, 22 сентября. (Корр. "Правды"). Сегодня в 2 часа дня, в Ленинград прилетел знаменитый американский летчик Чарльз Линдберг, прославившийся беспосадочным перелетом Нью-Йорк - Париж через Атлантический океан в мае 1927 года. Из Нью-Йорка в Ленинград Линдберг вылетел на самолете "Локхи-Сириус" через Гренландию, Исландию, Фаррерские острова, Копенгаген. Стокгольм, Гельсингфорс. В 12 часов 15 минут было получено сообщение о вылете Линдберга из Гельсингфорса. В 1 час 55 мин. в сопровождении трех гидросамолетов, поднявшихся навстречу американскому гостю, над портом появляется отполированный самолет "НР-211" "Локхи-Сириус". Самолет идет на спуск, сверкая на солнце ярко-красными крыльями. Линдберг мастерски делает вираж над аэропортом и плавной посадкой на воду демонстрирует высокое искусство пилотажа. Линдберга сопровождает в полете в качестве наблюдателя его жена.
Легкий танк Т-26А на Ржевском полигоне
Бронепоезд и 305 мм дальнобойное орудие на Ржевском полигоне
Учебное судно Осоавиахима "Амур"
За работой на учебном судне "Амур"
"Челюскин" на Набережной Лейтенанта Шмидта
"Челюскин" перед отплытием 16 июля 1933 года
Ледокол "Красин"
Члены Василеостровского районного совета Осоавиахима на занятиях в стрелковом кружке
Фрагмент учебно-показательного боя на площади перед Московско-Нарвским домом культуры
Нарвская пожарная часть Ленинградской пожарной команды
Областные пожарные курсы Ленинградской городской пожарной охраны. В центре сидят (слева-направо) Манохин Михаил, Леве Федор Федорович, Гикш Иосиф Куприянович.
Пожарный катер «Всегда готов» ЛМПГ
Амберг Эрнст Карлович - капитан пожарного катера "Всегда готов". Ленинград, 1933-1936
Выставка оперативной наглядной агитации у проходной Ижорского завода
"Красный путиловец"
Турбинная мастерская завода "Красный путиловец"
"Красный путиловец Л-1" - первый советский автомобиль представитель-ского класса, выпущенный в 1933 году в нескольких экземплярах на заводе "Красный Путиловец". Автомобиль изготавливался на базе семиместного Бьюика модели 90, вследствие чего имел неофициальное название "Советский Бьюик". В прессе и на агитплакатах встречался лозунг "Даёшь советский Бьюик!".
Советский Л-1 не сильно отличался от своего заокеанского собрата. Чертежи под руководством Л.В.Клименко выполнили в институте "Ленгипро-ВАТО". Л-1 имел сложную для отечественного автомобиле-строения того времени конструкцию: сдвоенный карбюратор. - коробку передач с синхронизаторами, гидроамортизаторы с регулировкой жесткости с места водителя, восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель.
Известно, что в 1933 году 6 автомобилей Л-1 приняли участие в автопробеге Ленинград-Москва-Ленинград и получили положительные отзывы руководителей отрасли, включая товарища Орджоникидзе. Наркомтяжпром СССР планировал довести выпуск этих машин до 2000 единиц! Однако, по неясным причинам, полноценное производство так и не началось, а всю техническую документацию передали из Ленинграда в Москву на 1-й государственный автомобильный завод имени Сталина (ЗИС) для использования при разработке первого серийного отечествен-ного представительского автомобиля ЗИС-101. Количество выпущенных машин модели КП Л-1 неизвестно и скорее всего не превышает 14 штук. Также неизвестна и судьба изготовленных ленинградских экземпляров.
Журнал "За рулём" май 1933 года: "1 Мая шесть автомобилей Л-1, идя впереди краснопутиловской колонны по улицам города Ленина, демонстрировали новую победу ленинградского пролетариата. Девять лет назад, тоже 1 Мая, точно так же шли впереди краснопутиловской колонны первые два советские трактора. Л-1 — многолитражная 8-цилиндровая стосильная легковая машина — полностью советская. Пять с половиной тысяч сложнейших деталей, требующих большой точности обработки, были освоены в пять месяцев. В машине нет ни одной импортной детали. От начала до конца она создана руками советских рабочих и техников, без иностранной помощи, в рекордный восьмимесячный срок со дня начала составления чертежей. Несколько многокилометровых пробегов, в которых машины блестяще выдержали испытание, показали, что заводом освоены как материал, так и высокий класс сборки".
Ленинградский Металлический завод имени Сталина
Мукомольный завод имени В. И. Ленина
Элеватор мукомольного завода имени В.И. Ленина
Наружный вид серно-кислотного цеха вновь построенного завода Невхимкомбинат
Пролетарский паровозо-ремонтный завод (заканчивается отделка нового цеха)
Танк-паровоз "Ленинец" серии Т-48у Невского завода
Силовая подстанция трикотажной фабрики "Красное знамя"
Строящийся мясокомбинат
11-й Хлебозавод. Вид с востока
Южная водопроводная станция (альбом "Володарский район в социалистическом строительстве" - Л., 1934)
Успехи электрификации и первые положительные результаты эксплуата-ции позволили Правительству СССР принять стратегическое решение на расширение полигона электрификации железных дорог. Теперь планиро-вание электрификации ж.д. осуществлялось в рамках пятилеток в увязке с развитием промышленности страны. За этот период были построены необходимые производственные мощности в электротехнической промышленности, создана научная школа электрической тяги, подготов-лены специалисты-эксплуатационники. С 1933 года ряд пригородных участков начали постепенно переводить с паровой на моторвагонную тягу. Электрификация Октябрьской дороги началась с пригородного участка Ленинград – Лигово, движение электропоездов на котором открылось 5 марта 1933 года. В 1933 году были также электрифицированы участки Ленинград – Новый Петергоф Октябрьской. Все пригородные направления, обслуживаемые электросекциями, оборудовались высокими пассажирскими платформами.
Строительство Володарского моста
Здание фабрики-кухни на проспекте Карла Маркса
Нарвская фабрика-кухня № 3
Володарская фабрика-кухня
Делегаты Всесоюзного конкурса образцово-показательных универмагов в столовой Пассажа
Геслеровские бани
Ушаковские бани «Гигант»
Общий вид вновь построенного Банно-Прачечного комбината (Московская улица)
Прачечная Стрельнинского коммунального ОМХ
Больница имени В.И. Ленина (Василеостровский район)
Наружный вид вновь построенного приемного покоя больницы имени Боткина
На стройке Красного театра (Петроградский остров, Александровский парк). В 1920-е годы в Петрограде были созданы «Красный театр» и «Театр рабочей молодежи» (ТРАМ). «Красный театр», основанный в 1924, в 1926 году слился с театром «Красный молот», а в 1930 году — с «Театром Народного дома», превратившись в «Красный театр Народного дома». В 1936 году «Красный театр» и ТРАМ объединились в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола.
Дом культуры имени Ильича электросиловцев
Дом культуры текстильщиков (ДК им. Н. К. Крупской)
Фойе Володарского Дома культуры
Кинотеатр КРАМ (Красной молодежи)
Письмо С.М. Кирова пионерам и школьникам 5 сентября 1933 года
16-я Ф[абрично] З[аводская] Д[евятилетка] (Общий вид зрительного зала). Двухъярусный Актовый зал на 500 мест с верхним светом
Строительство Главного корпуса Военной электротехнической академии (кадр из фильма Военная академия связи, 85 лет)
Слушатели Центральных курсов Советского строительства при Институте народов Севера ЦИК СССР
Детское Село. Лаборатория цитологии Г. А. Левитского
Благоустроенный рабочий жилищный массив на Крестовском острове
Стройка дома на Карповке
Дом-коммуна Общества политкаторжан
Кооперативный дом советских торговых служащих
Батенинский жилмассив
Тракторная улица
Ушаковский жилмассив. Нарвский район
Новый жилищный массив на улице Ткачей
Новые жилищный массив на Троицком поле
Новые дома электросиловцев
Рабочий городок ГЭС "Красный Октябрь"
Восстановление старого жилого фонда
Сотрудники Парикмахерской КБО № 19 улице Стачек № 76
Автобусный гараж на Волковской улице
Поливальная машина на площади Диктатуры
Прокладка трамвайной линии на Суворовской площади
Прокладка трамвайных путей на Петроградской стороне
Народный трамвай на Каменноостровском мосту
На остановке трамвая
Рабочие за покрытием диабазом мостовой на Шлиссельбургском проспекте
Ремонт мостовой на площади Декабристов
На Неве
Сад Академии художеств
Стоянка такси "Линкольн" на площади Воровского
Промышленная академия (бывший Мариинский дворец). В 1929 году дворце открылось отделение Всесоюзной промышленной академии с общежитием, аудиториями, комнатами персонала.
Росстральная колонна и реконструкция площади Стрелки. Вид на Дворец Искусств (Зимний).
На проспекте 25 Октября (Невском)
"Пассаж". Отдел дамской обуви
Канал Грибоедова
Гостиница "Европейская"
Вид на площадь Лассаля и Русский музей
В Русском музее
Государственный Эрмитаж. Вольтер. Скульптура Гудона.
Государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина
Сквер Финансово-экономического института (ЛФЭИ)
Площадь Нахимсона (Владимирская)
Площадь Восстания
Улица Чайковского
Новый [перестроенный Ново-Калинкин] мост через Обводный канал
Угол Кузнечного переулка и улицы Марата
Сенная площадь
Московские Триумфальные ворота
Вид с Московских ворот в северную сторону
На Международном проспекте
Площадь Диктатуры
Таврический дворец
Таврический сад
На мосту Равенства
Особняк Кшесинской
Малый проспект Петроградской стороны
Лесной проспект
Тихвинская церковь незадолго до закрытия
Здание бывшей Тихвинской церкви в семидесятые годы. В 1982 году полуруины храма были окончательно снесены.
Взорванный Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Семеновского полка
Церковь святых Бориса и Глеба на Синопской набережной. Храм действовал до 1934 года, когда его закрыли. После этого были разобраны боковые главы и здание использовали в качестве завода комбикормов. В 1975 году здание было снесено.
Новодевичий монастырь. 26 июня 1933 г. было принято решение о сносе колокольни обители. При этом была уничтожена и существовавшая в здании колокольни церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота.
Молокозавод в бывшем соборе Феодоровской иконы Божией Матери
Могилы М.А. Ульяновой, О.И. Ульяновой и М.Т. Елизарова на Волковском кладбище
Готическая капелла в Александрии (Петергоф). В 1930-е гг. Готическая Капелла в Александрии была переоборудована в военный музей современного оружия. В музее работали дежурные военные специалисты, которые давали пояснения экскурсантам о вооружении современной армии.
Дворец Марли (Петергоф, Нижний парк)
Львиный каскад (Петергоф, Нижний парк)
Отдыхающие на острове Декабристов
Купальня у Стрелки Васильевского острова
Пляж у Петропавловской крепости
На Кронверкском проливе
Строительство летнего театра на 1600 мест в ЦПКиО
Выходной день в Центральном парке культуры и отдыха
ЦПКиО - настоящая фабрика здоровья ленинградцев, любимое место отдыха горожан.
Велостанция. "Прогулка на велосипеде принадлежит к числу лучших удовольствий Елагина острова, любимого острова ленинградских велосипедистов. Для велопрогулок отведены специальные дорожки, отмеченные указателями. Велостанция парка имеет в прокате 250 машин, в том числе - 40 дамских и 15 детских. Для не умеющих ездить на велосипеде есть инструктора и аллеи "начинающих". Новостью этого сезона являются "семейные велосипеды" - веломашины с колясками для катания детей." («ЦПКиО в Ленинграде», ред. Д.Я. Грач, издание Управления дворцами и парками Ленсовета, 1933 г.).
ЦПКиО. Южный пляж
Музыкальная аллея ЦПКиО. Про нее написано, что "... на некоторых аллеях парка запрещены - езда на велосипеде, шум, громкое пение, беготня, подвижные игры. Это - "аллеи тишины". Это оборудованные удобными скамейками заповедные зоны покоя, ласкающие взор красивой зеленью, цветами, скульптурой. Здесь заботливо оберегается отдых пожилых посетителей парка и в тишину вторгаются лишь неумолчное пение птиц, да далекие звуки музыки. Образцовых аллей две: "Музыкальная" - проходящая мимо музыкального театра и "Тихая" - вдоль южного пруда до аттракциона "Горы" ("ЦПКиО в Ленинграде", ред. Д.Я. Грач, издание Управления дворцами и парками Ленсовета, 1933 г.)
Дом отдыха на острове Трудящихся (Каменный остров)
Осколки Гром-камня (Лахта-Ольгино)
Реконструкция стадиона имени Ленина
ФУТБОЛ. ЛЕНИНГРАД - СССР - 3:4 (3-2)
2 сентября 1933
Неофициальный Товарищеский матч.
Ленинград. Стадион им. В.И. Ленина. 35000 зрителей.
Судья: Арон Гольдберг (Ленинград).
Сборная Ленинграда: Георгий Шорец, Михаил Юденич, Пётр Ежов, Павел Попов, Валентин Фёдоров, Константин Лемешев, Николай Светлов, Пётр Дементьев, Михаил Бутусов, Евгений Елисеев, Владимир Кусков.
СССР: Александр Бабкин, Александр Старостин, Константин Фомин, Николай Фомин, Андрей Старостин, Алексей Столяров, Николай Старостин (к), Василий Смирнов, Сергей Иванов, Константин Щегодский, Сергей Ильин.
Тренер: Михаил Козлов.
Голы: Иванов (4), Щегоцкий (5), Бутусов (19), Дементьев (25), Светлов (43), Смирнов (72), Ан. Старостин (88).
Удаление: Ильин (2-й тайм).
Вчера на стадионе им. Ленина состоялся футбольный матч между сборными командами СССР и Ленинграда. Уже на первой минуте Иванов забивает Ленинграду подряд два мяча. Только на 25-й минуте Дементьеву удается отквитать один гол, затем Бутусов вбивает второй мяч. 2: 2. Игра значительно оживляется, изобилуя острыми моментами. За две минуты до конца тайма Светлов (Л) забивает третий мяч. Во втором тайме Смирнов сравнивает счёт. За 2 минуты до конца игры Андрей Старостин забивает со штрафного удара 4-й мяч. Победительницей выходит команда СССР, со счётом 4:3 («Красная газета» 03.09.1933).
Первая демонстрация регби
Матч по регби 24.09.1933 г. между командами педагогического и тренерского факультетов ГИФО (института им. П.Ф. Лесгафта) на стадионе «Красный треугольник»
Софья Хенкина с подругой в авто (из архива братьев Хенкиных). Ленинградским девушкам личный шофер не нужен, в отличие от московской Лили Брик.
Торгсин в районе Барочного бассейна. На обратной стороне открытки удалось прочесть следующее: Ленинградское портовое отделение --- Шипчандлерство и рестораны --- Район Барочного бассейна --- предлагает в большом выборе -- лучшие экспортные и импортные товары по дешевым ценам: --- 1. Мясо, птица битая, дичь, рыба, овощи, копчености, молочные, консервные, бакалейные, фруктовые, винные и табачные товары --- 2. Меха, платье, галантерейные товары --- 3. Художественные, кустарные изделия и антиквариат --- 4. Техническое снабжение морских судов: топливо, смазочные и обтирочные материалы, лесные материалы, резина, кожа, цветные металлы, лед и т.д. --- 5. Производит срочный, текущий ремонт механизмов и изготовление новых деталей. --- При магазине комната с прохладительными напитками. --- Рестораны при Интерклубе и на Турухтанных островах. --- Доставка товаров на катерах и авто-машинах франко борт парохода. --- Продажа исключительно за инвалюту.
Чернихов Я.Г. "Архитектурные фантазии" - Ленинград, 1933. Яков Чернихов - советский архитектор-конструктивист, мечтатель от геометрии, в наивысшей яркостью проявивший свой талант архитектурного гуру. Его книга послужила источником вдохновения для многих поколений архитекторов и дизайнеров всего мира. Все, чем занимался Яков Чернихов, было проявлением геометрии нового времени, которая являла себя и в релятивизме Эйнштейна, и в живописи авангарда, и в музыке Шенберга. Педагогика была для него миссионерской деятельностью: он бесконечно обучал графике — от рабфаковцев до преподавателей, и выставки учеников составляли до 10 тысяч работ. Но при этом был убежден, что «нам надо воспитывать не производителей, а потребителей искусства». Он декларировал, что необходимо всеми средствами развивать человеческую фантазию. Нужно избавляться от каких-либо условностей для развития «творческих особенностей», которые заложены в каждом человеке. Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений».
Ленинград в 1933 году. Численность населения города - 2776 тыс., увеличившись за год на 84 тыс. Начало широких работ по перестройке городского хозяйства; резкое увеличение объема жилищного строительства. Началось активное развитие региональных перевозок. Ленинградские авиаторы стали выполнять полеты в Петрозаводск, Чагоду, Пудож и Ухту. Открылось авиасообщение с Архангельском, Витебском, Киевом и Мурманском.
Фото и данные из открытых источников: https://pastvu.com http://nlr.ru/cont/v_l/1933.php http://www.rusteam.permian.ru/history/1933_00_03.html http://kgiop.gov.spb.ru/en/popularization/archival-collection-kgiop/photos-athletes-parade-leningrad-1933-archive-collections-kgiop/ http://emupages.ru/history-1933.htm http://old.togdazine.ru/article/4939 http://www.raruss.ru/books-forever/books-forever-2/4263-cherikhov-101-architectural-fantasies.html http://journal.masters-project.ru/leningrad-stadiums/ https://www.so-ups.ru/memorial-day/history-event/news/6655/ http://oldpaper.kiev.ua/katalog/plakatyi/reklama/reklama_v_sssr/reklama_inturista/leningrad,_1933.html https://humus.livejournal.com/6240894.html
Голос Кирова и его страстные выступления можно услышать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=6pHYHBrIhU0 Кирилина А. Неизвестный Киров - СПб, 2002. С.М. Киров и ленинградские коммунисты - Л., 1986 Петербург-Петроград-Ленинград. Альбом-каталог фото открыток. Том VI. Ленинград 1924-1941. - СПб., 2016.
На 3.05.2021 опубликовано 180 фото
11.05.2021 добавлено 5 новых фото. Общее число фото за 1933 год - 185
16.12.2021 добавлено 30 новых фото. Общее число фото за 1933 год - 215
15.03.2022 добавлено 5 новых фото. Общее число фото за 1933 год - 220
25.05.2022 добавлено 10 новых фото. Общее число фото за 1933 год - 230
*******************************
Приглашаем на этом канале по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов в клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено больше 100 уникальных фото.