Найти в Дзене

Как разжечь в себе креативность за 3 месяца?

Способность создавать креативные идеи дана от природы или ей можно научиться? Опыт подсказывает: при желании можно развить в себе способность искать и находить необычные решения для любой задачи.
Оглавление
Merve Sehirli Nasir on Unsplash
Merve Sehirli Nasir on Unsplash

Способность создавать креативные идеи дана от природы или ей можно научиться? Опыт подсказывает: при желании можно развить в себе способность искать и находить необычные решения для любой задачи. Что для творческой “прокачки” нужно и как вырастить в себе если не гуру креатива, то человека, умеющего мыслить творчески и нестандартно, поговорим в этом материале.

7 способов прокачать креативность

На самом деле, способов гораздо больше, и каждый при желании может придумать собственные. Но мы считаем, что главные способы таковы:

  1. Отпустить свой мозг на волю. Это значит, что, настроившись на придумывание идей, вы не должны останавливаться, пока не пробьетесь через шаблонные, лежащие на поверхности мысли и концепции. Это как у людей пишущих (не только копирайтеров, но и у журналистов, писателей и т.д.) есть метод “свободного письма” : писать вообще все, что придет в голову, и рано или поздно мозг очистится от глупых, типичных и шаблонных конструкций, и начнет выдавать свежие идеи. Мы в TRIKO применяем нечто подобное в ведении разговоров во время мозгового штурма — говорить, не прекращая, даже когда кажется, что творческий поток иссяк. В каждом подобном случае, продолжая обсуждать концепцию, мы проговариваем абсолютно все идеи, включая глупые и тривиальные. И в какой-то момент запасы банальностей заканчиваются, мы обретаем “второе дыхание” и накидываем еще с десяток толковых идей. Главное — ни критиковать, ни задумываться слишком надолго, не давая мозгу зависнуть надолго на какой-то одной идее. Тогда он сдастся и начнет работать на максималках.
  2. Не критиковать идеи, когда они возникают. Надо учиться отключать Внутреннего Критика на стадии придумывания идей. Потом вы его вернете, когда будет оценивать каждую из них. Но для работы творческого конвейера вам не нужны остановки! Поэтому, когда у нас в рамках штурма кто-то предлагает вроде бы банальную идею — мы не блокируем ее сразу. Если человека с его идеями команда или модератор штурма будет затыкать, то он вообще перестанет подавать признаки творческой жизни!
  3. Не бояться безумствовать. Нужен креативный рывок? Тогда не бойтесь безумных, странных и даже дурацких идей — записывайте все. Нежизнеспособное “отвалится” само — вы увидите позже, что вам действительно не пригодится. Но, не допуская безумия в поиске креатива, вы обрекаете себя и вашу команду на унылое пережевывание уже известных и сто раз использованных идей.
  4. Генерировать идеи с запасом. Придумывайте больше идей, не останавливайтесь, пока не иссякнете. Ни одна толковая мысль не пропадет зря: собирайте “банк идей” и увидите: все крутые идеи найдут свои проекты!
  5. Подхватывать чужие идеи. Раскручивайте их, прикладывайте к разным обстоятельствам, форматам контента и доводите их либо до совершенства, либо до абсурда. Может, как раз там, в абсурде, и проклюнется неожиданное творческое решение.
  6. Заряжаться чужими идеями. Важно искать вдохновение везде, где только возможно. Референсы, чужие примеры для схожих концепций — все это не воровство или заимствование, а именно источник вдохновения. Полистайте Pinterest, посмотрите подборку роликов-призеров “Каннских львов”, настройте себя в широком смысле на творчество.
  7. Пересматривать уже имеющиеся идеи. Для этого у вас должен быть “склад идей”, где вы храните ранее придуманные идеи и мысли — пересматривайте их и, возможно, находите новые смыслы в старых проектах. Толковую креативную идею можно использовать повторно, адаптировав к текущей потребности. Добавить новые смыслы, переверстать визуалы, сменить персонажей — и появится новое интересное решение.

7 типов людей, которым никогда не стать креативным

Бывают обстоятельства, когда временно “отказывает креативная железа”. А бывают люди, которым, похоже, не судьба стать креативными. Попробуйте определить, может быть, это ваш случай? Кому не стать креативным:

  1. Тому, кто верит только в логику и не готов от нее отказаться. Чтобы мыслить креативно, нужно уметь осознанно отказываться от логических объяснений идей, концепций и шуток.
  2. Тому, кто думает, что творчество не предполагает ответственности. Цена творческой свободы — в умении не только придумать идею, но и взять на себя ответственность за нее, упорно отстаивая и доказывая ее пригодность.
  3. Людям без эмпатии. Не можете “слиться” с аудиторией и думать как она? Тогда ваши идеи, которые вам самому кажутся мега-креативными, пройдут мимо аудитории.
  4. Людям без гибкого мышления. Важно уметь переключать мозг с одного типа мышления на другой: с технического на лирический или с делового на неформальный. Часто оригинальные идеи возникают именно в процессе перехода от одной формы мышления к другой. Не умеете или не хотите учиться “переключать реле”? Широты истинного креатива вам не видать.
  5. Тому, кто не стремится расширять кругозор, тренировать мозг и учиться новому. Когда в мозг не поступают новые знания, ему не из чего производить блестящие живые идеи.
  6. Пессимистам или лентяям: если вы не готовы пробивать “головой” стену пустых мыслей, и не верите в то, что можно найти среди незначительных идей ту самую, идеальную — то не стоит и пытаться.
  7. Тем, кто не уверен в себе — ведь мало просто придумать идею, надо суметь доказать другим, что она стоящая. Неуверенный в себе криэйтор обречен на то, что его идеи не увидят свет. Или его идеи будут беззастенчиво воровать.

7 вещей, которые убивают креативность

Даже если вы способны придумывать интересные идеи, вас поджидают некоторые опасности. Вот эти киллеры креативности:

  1. Соперничество при работе в команде. Конкуренция заставляет нас опережать других и гонит нас скорее к победе. Но в командной разработке креативных стратегий надо отказываться от соперничества. Надо генерировать креатив, поддерживая друг друга даже в безумных идеях и предложениях — а не обрубать попытки высказать какую-то мысль.
  2. Стремление к шаблонности. Еще Эйнштейн говорил: глупо делать все одним и тем же способом, но ожидать новых результатов. Чтобы придумать что-либо революционное или поистине креативное, надо отключать “привычные схемы” и шаблоны.
  3. Предыдущие заслуги. Все прошлые призы и награды не имеют значения в момент, когда вы создаете что-то новое. Все ваши заслуги — это ступени, по которым вы поднимаетесь выше, а не гарантия того, что нынешняя идея — классная. Плохую идею не оправдать прошлыми титулами.
  4. Отсутствие рамок в командной работе. Хитрость в том, что, с одной стороны, креативный процесс не должен быть ничем ограничен. С другой стороны, в команде должны быть рамки — правила, по которым вы “штормите”. Например, правила состоят в ограничении времени шторма; в том, что принципы субординации на время штурма отменяются; в том, что собираются абсолютно все идеи без критики; и в том, что ни одна идея не остается невысказанной. У творца-одиночки рамки могут быть несколько иными — их он определяет сам. В качестве примера самоограничения, которое стимулировало творчество, можно привести Сергея Довлатова. Он решил, что в любом предложении не должно быть слов, начинающихся с одной и той же буквы. Поиск синонимов стимулировал подбор максимально точных слов, а итоговые текст получались легкими и динамичными, в чем может убедиться любой читатель.
  5. Супер-спешка. Бывает, что заказчик все предложения забраковал, и у вас есть 2-3 часа на создание новой креативной концепции. Так вот, цейтнот страшно убивает креативность. По возможности, в творческой работе надо избегать спешки, нужно уметь не подгонять себя и научиться “настаивать” идеи. Хотя спешки избежать вовсе невозможно, но старайтесь закладывать запасы времени на переработку креатива, собирайте “банк идей” на такие случаи, и давайте себе отдых. В противном случае, после бессонных ночей и литров кофе, вы войдете в глубокий творческий и физический ступор.
  6. Страхи. Вот уж что блокирует любую идею в зародыше! Когда вы заранее опасаетесь, что взгляды клиента недостаточно широки, или он не примет какую-то идею, или что концепция на соответствует стандартам отрасли — вы обречены бродить по давно вытоптанной поляне с мыслью “как бы чего не вышло плохого”.
  7. Боязнь перетрудиться. Допустим, вам надо предложить 2-3 варианта креатива — и вы дрейфуете в этих пределах, не стремясь выйти за их рамки. Зачем нам 5-10 идей, если нужно всего 2-3? Это неправильно, потому что ограничивает ваш мозг и его творческий поток. Не бойтесь перетрудиться — в конце концов, крутые идеи, которые не будут приняты сейчас, могут быть реализованы после, в других проектах!

Выводы

Правила “ 10 000 часов ” (столько нужно времени, чтобы овладеть каким-либо навыком в достаточной степени) никто не отменял — оно работает для обучения абсолютно любым навыкам. Это 1,4 года — при условии, что навык вы прорабатываете круглые сутки, или почти 3,5 года в режиме 8-часового рабочего дня, но без выходных. Хотя креатив, как навык — не исключение из правила 10 000 часов, у него есть явный бонус. Генерировать творческие идеи можно, дав себе прежде всего свободу думать так, как “хочется”, а не так, как “правильно”. Для этого не потребуется много лет — опыт “боевых крещений” молодых специалистов это подтверждает. Чтобы способность мыслить нестандартно и выдавать свежие идеи проявилась, нужно 2-3 месяца использовать описанные методы и подходы. Сразу никто не потянет на международные призы в области креатива — но открыть в себе способность к нетривиальному мышлению за 1 квартал можно.

Нужно методично и без страха работать, постоянно набивая руку. Криэйтор (или тот, кто хочет им стать) сохранять “жажду” к новым проектам и познаниям. Если вы совсем новичок в этом деле, у вас нет наставника и гуру, который помогал бы — вы можете идти по этому пути сами. Читайте истории изобретателей, визионеров и творческих людей. Изучайте их образ и правила жизни. Старайтесь убирать собственные страхи в работе с идеями, не бойтесь быть странным и заглядывать дальше других. И не бойтесь неудач. В любом деле первый блин будет комом — это нормально. Главное: не останавливаться и помнить, что провал помогает извлечь больше пользы, чем победа. Провал — это анализ причин, целей и результатов, выводы и ...новое движение вперед, к новым творческим концепциям.