Найти в Дзене
Логопед на Дзене

Когда ребёнок должен начать говорить?

Давайте рассмотрим небольшой чек-лист того, что должен в норме уметь ваш малыш в период своей жизни от года до 2 лет.


  • Понимает обращённую речь
  • Показывает знакомые предметы
  • Понимает значение частотных фраз ("Иди ко мне")
  • В активом словаре ребёнка есть слова (мама, папа, баба , киса и т.п.)
  • Наличие простых глаголов ("дай", "на")
  • Фразовая речь от 1,5 до 2 лет
Норма развития словарного запаса ребёнка.
Норма развития словарного запаса ребёнка.

Фразовая речь: Существительное + глагол

  • Мама дай
  • Киса мяу
  • Папа на
  • Машина би-би

Все выше перечисленные фразы считаются полноценными для ребёнка до 2,5 лет.

Если до 2,5 лет у ребёнка не появляется элементарная фраза , стоит посетить невролога, при этом нет смысла предварительно идти к логопеду.

Ребёнок в 2 года знает много слов, но действие показывает жестом. Норма?

Указательный жест-это зачаток глагольной речи, он появляется с одной лишь целью- коммуникация с человеком. Со временем жеста становится недостаточно и появится глагол.

В некоторых случаях отсутствие фразовой речи-это последствие педагогического воздействия родителей, предвосхищающих любое желание ребёнка. В этой ситуации у малыша просто нет мотивации к речи, зачем говорить что-либо, если тебя и так отлично понимают.

Словарный запас и его объём имеют значение, когда мы говорим о благоприятном развитии речи ребёнка, но намного показательнее наличие фразовой речи.

Иногда дети используют в своей речи названия предметов, но действие не озвучивают, заменяя его жестом ("дай, "на").

На заметку.

Провоцируйте глагольную речь.

Ребёнок указывает пальцем на игрушку. Уточните у него "Дать тебе машинку?", "На машинку"/Держи машинку".

Попросите ребенка дать вам что, подчёркивая глаголы и демонстрируя притягивающий жест "Дай мне яблоко".

Жест соотнесётся со словом и войдёт с активный словарь ребёнка, если конечно речь о нормотипичном развитии.

ВАЖНО: никогда не используйте в качестве вызывания глагольной речи еду/воду - это жизнеобеспечение.

Можно использовать картинный материал, где вместе с ребёнком вы будете озвучивать действие на картинке, но всё же лучшим способом является наблюдение за живыми существами, манипуляции с предметами нежели картинным материалом, если говорить о детях до 2,5-3 лет.

Живое общение с ребёнком- это главный стимул для его развития.
Живое общение с ребёнком- это главный стимул для его развития.