Найти тему
Chemical Mother

ЕГЭ по химии. Тренинг по заданию 33

Видеоурок: разбираемся в органических цепочках на примерах реальных заданий ЕГЭ, попутно тренируемся в составлении ОВР
Видеоурок: разбираемся в органических цепочках на примерах реальных заданий ЕГЭ, попутно тренируемся в составлении ОВР

Задание 33 может принести вам максимально 5 первичных баллов, что немало, согласитесь. Но оно охватывает весь объём школьного (углублённого) курса органической химии. И для успешного составления всех пяти уравнений реакций к цепочке превращений органических веществ вы должны хорошо знать:

- строение веществ разных классов (общие формулы классов, структурные формулы веществ, функциональные группы, виды изомерии),

- номенклатуру (используются как систематические названия веществ по IUPAC , так и многие тривиальные),

- химические свойства (как общие для класса, так и индивидуальные для важнейших представителей), при этом важно запоминать и условия протекания реакций – катализаторы, температуру, в каком растворе берётся реагент и т.п.,

- генетическую связь между веществами разных классов,

- способы получения – лабораторные и многие промышленные.

Казалось бы, этого достаточно, чтобы проверить глубину ваших познаний в органической химии. Ан нет. Задание традиционно усложняется тем, что цепочки частично «слепые»: какие-то вещества обозначены «иксами» - нет ни формулы, ни названия. То есть кроме знаний проверяются ваши логическое мышление и смекалка (ну, как на олимпиаде). Поэтому так важно тренироваться на цепочках как можно больше – ищите примеры «позаковыристее», если с простыми уже справляетесь хорошо. И продолжайте учить и/или повторять теорию.

Я подобрала для вас несколько цепочек, которые попадались в КИМах 2020 года (выпускники иногда публикуют скрины своих экзаменационных работ, а также сразу после ЕГЭ рассказывают задания по памяти). Интересно, что в «Открытом банке заданий» сайта ФИПИ я нашла только парочку из них. Поэтому не стоит рассчитывать, что именно такие цепочки могут попасться и вам (хотя это не исключено). Видимо, к моменту ЕГЭ банк заданий всё-таки пополняют, и сюрпризы возможны, увы.

Кроме разбора примеров, в этом видеоуроке я обращаю ваше внимание на некоторые тенденции, озвученные составителями КИМов на вебинарах для учителей, а также привожу, как всегда, полезные памятки.

Вы можете переписать себе цепочку, поставив видео на паузу, прорешать её самостоятельно, а потом проверить себя. Такой вот тренинг для тех, кто уже «набил руку» на 33 задании. Но не обольщайтесь, какие-то моменты в этих актуальных цепочках могут поставить в тупик. Я привожу не все уравнения реакций – только те, которые встречаются нечасто и могут вызвать у вас затруднения. Однако каждую цепочку разбираю подробно. Объясняю, от чего можно оттолкнуться в своих рассуждениях, чтобы понять, какие вещества прячутся за «иксами».

Для тех из вас, кто затрудняется составлять уравнения ОВР, подбирать коэффициенты, я останавливаюсь и на этих моментах. Учитесь, тренируйтесь – всё в ваших руках. А я надеюсь, что мой очередной видеоурок принесёт вам пользу.

Подписывайтесь на мой канал . Он создан недавно и постоянно пополняется новыми материалами. Обратная связь приветствуется. Пишите комментарии, ставьте лайки - это мотивирует.

Желаю вам успехов! У вас обязательно всё получится.