Темы в каждом регионе страны звучат по-разному, но соответствуют общим направлениям
Сегодня, 15 апреля 2021 года, 11-классники по желанию пишут предварительное сочинение, успешное написание которого означает допуск к ЕГЭ по русскому языку. В Рособрнадзоре уточнили цифру: в литературном творчестве тренируются около 691 тысяча авторов. И ещё 2282 человека – это бывшие выпускники, которые решили поступать в вузы. Online47 выяснил, о чем выпускникам предложено порассуждать с итоговых сочинениях.
Направления и темы
Интересно, что бы написал в таком сочинении, например, Даниил Хармс , если бы выбрал одну из предложенных нынешним выпускникам тем-направлений итогового сочинения: «Разговор с собой». Учитывая современные требования, вряд ли припомнил бы собственное же высказывание: «Я неправильно живу. Я ничего не делаю и очень поздно ложусь спать…»
Сегодня же заданные экзаменаторами темы в каждом регионе страны звучат по-разному, но соответствуют общим, сформулированным на федеральном уровне, тематическим направлениям:
– «Забвению не подлежит»;
– «Время перемен»;
– «Разговор с собой»;
– «Я и другие»;
– «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Рекомендовано и количество слов – не меньше 350-ти. С одной стороны, «краткость – сестра таланта», а с другой – если писать совсем кратко, можно и не раскрыть тему.
«Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса», – так объясняют задачу проверяющие.
Начало этого письменного экзамена – 10 часов утра, а завершение – через три часа 55 минут (дети, имеющие ограничения по здоровью, смогут писать сочинение на полтора часа дольше).
Чего нельзя делать на экзамене
Рособрнадзор сформулировал запреты для тех, кто пишет. А нельзя:
– иметь при себе средства связи;
– фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
– справочные материалы;
– письменные заметки и другие средства хранения и передачи информации;
– приносить с собой орфографические и толковые словари;
– пользоваться текстами литературных источников.
Для тех, кто не написал
Не справившимся или по каким-то причинам не сумевшим его в этот день написать, назначены следующие сроки: 5 и 19 мая.
Какие темы предложены выпускникам Ленобласти
Одиннадцатиклассникам Ленобласти предложены такие темы:
– Какого человека можно по праву назвать героем?
– Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
– Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
– Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
– Какие черты моего поколения я считаю положительными?
Актуальный комментарий
«Думаю, главное на экзамене – «не растекаться мыслью», сосредоточиться. По возможности придерживаться формата, но писать по определённому плану: вступление, основная часть и заключительная – вывод. Постараться писать, не используя слишком длинные предложения. Если тема раскрыта, можно рассчитывать на положительную оценку, – отмечает учитель литературы одной из петербургских школ Антонина Павлович . – Волнение перед любым экзаменом оправданно, и всё же – бояться не стоит».
Простор для творчества
В прежние времена тоже были определённые требования и ограничения. Помнится и то, что не нравилось, и положительные моменты. Не вдохновляли темы, которые начинались словами: «Положительный образ…» (неважно, чей). А интересно было писать на неожиданные темы. Например, однажды предложили такую: «Прошедшего житья подлейшие черты» (по Грибоедову, «Горе от ума»).
К слову, и тогда оценивались:
– соответствие теме;
– аргументация (плюс знание литературного материала);
– композиция и логика рассуждения;
– умение писать образно;
– грамотность.
Помните у Хармса: «Надоело мне сидеть, захотелось полететь, разбежаться, размахаться и как птица полететь…» Именно к этому располагает литературное творчество. Но выпускникам на итоговом сочинении чересчур увлекаться и писать больше 350 слов не стоит для того, чтобы было меньше ошибок.