Найти тему

В поисках Девичьих слёз

Вторая половина апреля - лучшее время, чтобы посмотреть самый известный водопад Самарской области под названием Девичьи слёзы. Расположен он в дебрях Рачейского бора, в 200 км от Самары, и является сезонным - максимальный сток воды в нём наблюдается весной, в период таяния снега, а летом водопад почти пересыхает.

Водопад Девичьи слёзы летом
Водопад Девичьи слёзы летом

Сейчас найти Девичьи слёзы не составляет труда, координаты водопада и подробный маршрут можно легко найти в интернете, а если не на чем туда ехать или же нет желания сидеть за рулём, то на помощь придут многочисленные фирмы и компании, которые возят экскурсии на водопад. Но когда-то ничего этого не было, и даже само существование водопада было чем-то вроде легенды, как о туннеле под Волгой... Ниже представлена история о том, как мне когда-то удалось отыскать Девичьи слёзы. Кстати, это была моя первая статья для газеты "Самарские известия". В печать она вышла в 2014 году, но сам текст был написан гораздо раньше, и несколько лет просто "пылился в столе", а точнее - лежал на жёстком диске моего компьютера.

* * *

Впервые о существовании в нашей области водопада с красивым, но банальным названием Девичьи слёзы я узнал в 2009 году, побывав на выставке известного самарского фотографа-парапланериста Виктора Пылявского. Снимок, на котором была изображена девушка, купающаяся в струях падающего с высокого каменного карниза потока, сразу привлёк моё внимание: неужели у нас в области есть такая красота? К сожалению, на фотографии не было ни намёка на то, где же находится водопад.

Удачная встреча

Разрешить этот вопрос мне удалось буквально через пару месяцев, когда мы с другом совершенно случайно встретили самого Пылявского на просёлочной дороге возле села Смолькино. Встреча эта тем более удивительна, что мы как раз делились впечатлениями от фотовыставки, когда увидели на обочине дороги крепкого усатого мужчину, собирающего землянику. «Да это же Пылявский!» - воскликнули мы хором и выскочили из машины. Сперва фотограф не хотел раскрывать нам местоположение водопада из опасения, что спрятанные до сих пор от посторонних Девичьи слёзы могут превратиться в место паломничества любителей алкогольных возлияний на лоне природы и просто неаккуратных туристов (увы, эти опасения оправдались, хоть и далеко не сразу), но мы довольно быстро убедили его в своих исключительно добрых намерениях. Как оказалось, водопад находился совсем недалеко от нас – всего каких-то 10-15 километров по прямой, вот только прямых тут не было…

На другой день, заложив изрядный крюк, мы приехали в посёлок Передовой, который Виктор Пылявский указал как отправную точку нашего пути. В поисках следующих ориентиров – Поляны колдунов и скалы Чёртов палец – мы углубились в сосновый бор, тёмной стеной окружающий деревеньку. Но лесные дороги всё время коварно петляли, то заводя нас в непроходимую чащу, то возвращая обратно к посёлку. Покружив так пару часов и едва не лишившись бампера на очередной кочке, мы были вынуждены признать своё поражение и вернуться домой.

Почти у цели

Следующую попытку отыскать Девичьи слёзы я предпринял через год уже совсем с другой компанией. На этот раз, прежде чем очертя голову ломиться через лес, мы решили узнать дорогу у местных жителей. Те, однако, чаще всего отвечали, что знать не знают ни про какую Поляну колдунов и тем более водопад. Наконец, живущий на самой окраине села мужчина смог объяснить нам, как добраться до Чёртова пальца, при этом уверенно заявив, что мы туда всё равно не доедем. К счастью, сегодня его предсказаниям не суждено было сбыться. Таинственная поляна живописно расположилась на краю очень глубокого оврага, склоны которого усыпаны огромными поросшими мхом камнями. На верхушку самого большого из них можно попасть лишь по узкому мостику из нескольких сосновых стволов. Мы сразу опознали в этом исполинском валуне тот самый Чёртов палец. Сама поляна оказалась прекрасно оборудованной для длительной стоянки: тут есть и столик с брёвнами вокруг него, и место под костёр и палатки, а для поддержания «мистической» репутации поляны кто-то выложил на её краю спиральный узор из камней.

Но наш путь лежал дальше, в глубину поросшего густым сосновым лесом оврага. Не без труда спустившись в него, мы обнаружили русло ручья, в котором – увы! – не было ни капли воды. Жаркое лето полностью иссушило поток, а, значит, и водопад тоже. Обескураженные этим открытием, мы тем не менее продолжили пробираться вверх по течению несуществующего ручья. Утром прошёл небольшой дождик, и выглянувшее вслед за ним солнце поднимало с земли удушливые испарения, а до дна оврага не доходило ни единого дуновения ветерка, чтобы освежить нас. Но главным препятствием стали тучи голодных комаров. В результате, вскоре мы не выдержали и с позором бежали из оврага обратно на поляну, дав себе слово вернуться сюда следующей весной, когда русло ручья будет заполнено водой, а не стаями надоедливых кровососов.

Двойная находка

В очередной раз на поиски водопада мы решили отправиться со стороны Смолькино, где я когда-то встретил Пылявского. Дорога была отмечена на карте как вполне хорошая, и производила поначалу такое же впечатление, но стоило отъехать на пару километров от ближайшего жилья, как наша «Нива» намертво застряла в безобидной на первый взгляд луже. Целый час мы пробовали все средства, чтобы вызволить автомобиль из плена, и, совсем отчаявшись, собрались уже идти в деревню за помощью, как вдруг из-за поворота в сотне метров позади нас показался большой китайский внедорожник. Громко урча двигателем, он в нерешительности замер на дороге. «Только не уезжай!» - взмолились мы, и, словно услышав этот призыв о помощи, джип пополз в нашу сторону. Выдернуть «Ниву» для него оказалось делом пяти минут. Разговорившись с нашими спасителями, мы выяснили, что они тоже направляются на Девичьи слёзы и, более того, знают дорогу!

Дальше мы, естественно, поехали вместе. Ирония судьбы: дороги, которые до этого всячески мешали нам в поисках водопада, теперь помогли найти хороших попутчиков. Расчищая перед собой дорогу от упавших веток, форсируя неглубокие лужи и помогая друг другу на сложных участках, наши экипажи продвигались вперёд ещё несколько часов, пока дорога не стала совершенно непроходимой для машин. К счастью, до водопада осталось уже совсем немного, и последние пару километров мы прошли пешком. Достигнув уже знакомого оврага, наша большая компания разделилась на две группы, которые разошлись в разные стороны вдоль оврага. Вскоре вдалеке послышался крик: «Нашли!», на который все дружно ринулись, позабыв об усталости.

И вот, наконец, перед нашими глазами предстал сам водопад: каменистое дно оврага, по которому бежал мелкий ручеёк, резко обрывается широким полукруглым карнизом, образуя своего рода природный амфитеатр, и вода с пятиметровой высоты обрушивается в небольшое озерцо. Водопад ещё не до конца освободился ото льда, что придаёт ему очень необычный вид. Особенно красиво эта полупрозрачная завеса смотрится из глубины низкой пещеры, скрытой под обрывом: яркое солнце окрашивает ледяную толщу в разные оттенки зелёного и причудливо отражается от бегущей поверх льда воды. Вдоволь налюбовавшись красотами и отсняв несколько десятков кадров, мы решаем пройти ещё чуть ниже по течению ручья и почти сразу натыкаемся на… ещё один водопад! Он чуть меньше своего соседа и совсем лишён льда, но тоже довольно красив. Тонкие струи воды падают прямо на большой камень, разлетаясь вокруг множеством мелких брызг; вид несколько портит только хаотическое нагромождение камней и упавших деревьев, между которыми ручей бежит дальше…

Конечно, два небольших водопадика (как я впоследствии узнал, у них есть свои, более оптимистичные названия – Мужская и Девичья радость) не могут соперничать по красоте и величию с водопадами Урала, Кавказа и Алтая, и уж тем более со всемирно известной Ниагарой. Но они доказывают, что природа Самарской области очень разнообразна, и красоты её не ограничиваются лишь Волгой и Жигулёвскими горами. Целеустремлённый путешественник может открыть для себя ещё немало таких малоизвестных, но очень интересных уголков, ради которых вовсе не обязательно ехать на край света.