В 1954 году в одной из квартир в Москве собрались молодые литераторы. Поэты, писатели. Красивые, возвышенные, романтичные, полные надежд на блестящее будущее.
Пили яблочный сидр, закусывали кабачковой икрой из пол-литровых баночек. Говорили о литературе, об истории, о прошлом и будущем нашей страны. Спорили. Читали стихи. Смеялись.
Зашла речь о революции и одна из присутствовавших на капустнике студенток сказала, что революция умерла.
Ее подруга - восемнадцатилетняя красавица с круглым лицом, толстой рыжей косой и татарскими черными как смоль глазами, вскочила и горячо воскликнула:
— Как тебе не стыдно! Революция не умерла. Революция больна. Революции надо помочь.
Эта горячность юной особы и ее вера в идеалы революции запала в сердце 23-летнему начинающему поэту Евгению Евтушенко, который был одним из организаторов посиделок. "Кто это?" - спросил он у своего друга.
"А, это Беллочка Ахмадулина. Кстати, пишет стихи".
В мягких объятиях любви
Уже после того вечера Евгений вызвался проводить Беллу до дома. Они шли по ночным московским улицам, и говорили, говорили, говорили. Мир перестал существовать для них.
Это бы стремительный роман. Любовь без оглядки, любовь без сомнений и подсчетов. Такая любовь может быть только у очень молодых людей. А они были так молоды!
В 1955 году Ахмадулина и Евтушенко поженились. Первые месяцы их брака были настоящей феерией счастья. Они не могли надышаться друг другом. Гуляли по Москве, целовались под липами, смотрели до умопомрачения кино в кинотеатре "Октябрь". Евтушенко буквально на ходу писал в блокноте стихи для своей любимой, вырывал листки и оставлял их повсюду. Интересно, что думали москвичи, которые находили эти страницы?
Благодаря Евгению Белла впервые увидела море. Это случилось в Абхазии. Поездка в Гагры в 1955 году с Ахмадуллиной стала, по признанию Евтушенко, одним из самых светлых и волнительных моментов его жизни.
Он был немногим старше своей юной жены, но он открывал ей мир, и от этого чувствовал себя титаном, древнегреческим богом в ее влюбленных глазах. А для мужчины это так важно!
О том, как хорошо влюбленным было в Абхазии, говорят строки из воспоминаний Евтушенко:
Мы передавали вино друг другу губами. Боже, как мы любили!
Читатель буквально видит эту пару, озаренную солнцем, озаренную светом своей любви.
Страх убивает любовь
Вскоре после поездки в Абхазию Белла сообщила Евгению, что ждет ребенка. Но ее ждало большое разочарование: Евтушенко считал, что он не готов стать отцом, что ему "нужно еще поработать", что ребенок отнимет у него свободу, столь необходимую творческому человеку, находящемуся в процессе завоевания поэтического Олимпа.
Проявивший малодушие поэт заставил любимую женщину сделать аборт. Этот поступок стал началом конца, хотя Евгений еще и не понимал этого. Он искренне удивлялся, почему чувства жены к нему вдруг начали угасать, сменились равнодушием. Только гораздо позже, Евгений понял, что он натворил.
Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе. Евгений Евтушенко. Воспоминания.
Белла перестала готовить ужин своему мужу, что раньше делала ежедневно. Она стала холодна, а порой откровенно язвительна. Стихи Евтушенко, которым ранее она внимала с таким трепетом, перестали ей нравиться.
Ахмадуллина стала уходить из дома, возвращаться поздно ночью, порой не совсем трезвой.
"Мне хочется плакать"
Белла хотела спасти свой брак. В 1957 году Евтушенко собрался в Сибирь, выступать в библиотеках. Ахмадуллина хотела поехать с мужем, чтобы в поездке попытаться наладить отношения, вернуть тот свет и то тепло, что было между ними раньше.
Но он отказал ей и поехал один. Когда Евтушенко вернулся домой, он был шокирован внешним видом жены. Белла срезала свою длинную, толстую косу, сделала короткую прическу-каре. Она пила вино на кухне и сказала Евгению, что больше не хочет его видеть. И тот ушел.
Я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей — так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она всё-таки родила дочь, я возблагодарил Бога... Но до сих пор, когда вижу её или просто слышу её голос, мне хочется плакать. Евгений Евтушенко. Воспоминания.
Далее у каждого была длинная жизнь, наполненная поэзией, любовными историями, всемирной славой и тяжелыми трагедиями. Но те волшебные дни в Гаграх, то очарование молодости и свободы, то тепло, что между ними было, и Евгений Александрович и Белла Ахатовна всегда вспоминали с тихой, болезненной грустью.
Особенно Евтушенко.
И понятно - почему.
Еще больше интересных статей про любовь, фотоискусство, живопись, кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
--------------------
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.