Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Сегодня речь пойдёт о месопотамском календаре, конкретно о его лунных месяцах.
Длительность месяцев (или «варху») в месопотамском календаре зависела от цикла Луны: они начинались вечером на прибывающую новую Луну (неомения), когда она впервые виднелась низко на горизонте в закат и продолжаться до следующего новолуния. Начало дня всегда отмечалось с наступлением темноты. Так, длительность месяца зависела от синодического цикла Луны (лунного месяца), которая насчитывала 29 или 30 дней.
Из-за того, что появление новой Луны всегда было непредсказуемым (на 29 или 30 число) на протяжении почти всей истории Месопотамии, астрономам приходилось наблюдать за небом, конечно, если позволяли погодные условия, чтобы знать, когда закончился месяц и начался новый. В 7 веке до нашей эры в Ассирии процесс становления нового месяца описывался следующим образом: ученые при дворе монарха наблюдали за небом с вечера тридцатого дня месяца и при появлении Луны этот день считался «отвергнутым» (турру) и устанавливался первый день следующего месяца; при этом считалось, что в предыдущем месяце было 29 дней. Однако, если Луна не наблюдалась, день «подтверждался» (кунну) как тридцатое число месяца и новый месяц не начинался до следующего вечера. Уже во второй половине первого тысячелетия до нашей эры собранные данные о периодах появления новой Луны позволили предсказывать начало нового месяца. Но такие предсказания не делались на несколько месяцев вперед, поэтому древним ученным по-прежнему приходилось наблюдать за лунными циклами каждый месяц.
В найденных клинописных таблица не упоминается более детальный способ определения нового месяца, как это было описано в ассирийских документах. Однако, доподлинно известно, что с IV тысячелетия до нашей эры в целях наиболее эффективного управления государством несколько раз практиковалось установить общую продолжительность месяца в 30 дней, чтобы было легче ориентироваться в выплате пайков, которые представляли собой заработную плату, получаемую служащими и наемными работниками, а также выплаты процентов по ссудам, налогам.
В 18 веке до нашей эры в Мари такая продолжительность в 30 дней месяца была установлена. В то же время правитель мог скорректировать своим решением период смены месяца, так как иногда возникала ситуация, когда месяц начинался со второго дня. Такой метод отличается от наблюдений, проводившихся в Ассирии. Некоторые современные ученые утверждают, что в календарях периода Аморита (первые века второго тысячелетия до нашей эры) также был установлен месяц в 30 дней.
Также и в среднеассирийском периоде (14 - 11 века до нашей эры) встречаются календари с 30 днями в месяцах. В религиозных текстах продолжительность месяца также насчитывала 30 дней (Бог-Луна, Син, символическое число 30), как и в астрономических (например, Мул-Апин). Однако, на практике могло быть и по-другому: как в официальных источниках записи велись для упрощения («идеальный» календарь) для облегчения расчетов по предсказанию приблизительной даты нового месяца.