Найти тему
Осколки Империи

Финансы поют романсы

Поговорим о деньгах. Вот только не о деньгах в карманах, про них вы и так всё знаете, а о финансах нашей страны перед Первой мировой войной и немного сравним то время с современностью.

"Катенька" - сторублёвая банкнота образца 1911 г. По размеру больше современной сторублёвки более, чем в три раза, а по покупательной способности не менее, чем в 500-1000 раз.
"Катенька" - сторублёвая банкнота образца 1911 г. По размеру больше современной сторублёвки более, чем в три раза, а по покупательной способности не менее, чем в 500-1000 раз.

Финансы — это не совсем деньги, их можно представить в виде реки, которая вращает турбину электростанции, то есть экономику страны. Исток этой реки находится в карманах юридических и физических лиц, а устье – это государственный бюджет. Из этого резервуара поток снова вытекает, но уже под руководством специально обученных людей, нанятых государством. Куда направишь этот поток, там и получишь результат. Соответственно, умение направлять эти потоки и грамотно использовать отдачу от них – вот главное требование к правительству и министру финансов.

Сергей Витте - министр финансов Российской империи в 1892 - 1903 гг.
Сергей Витте - министр финансов Российской империи в 1892 - 1903 гг.

Надо сказать, что нашей стране в начале ХХ века повезло с такими людьми. Министр финансов Сергей Витте и председатель Совета министров Пётр Столыпин вывели нашу страну из какого-то полуфеодального сна и фактически разбудили производительные силы общества. Образно говоря, их стараниями всё закрутилось-завертелось, и Россия пустилась догонять передовые на тот момент индустриальные страны.

Петр Столыпин - председатель Совета министров в 1906-1911 гг.
Петр Столыпин - председатель Совета министров в 1906-1911 гг.

Результатом стало ежегодное увеличение доходов государственного бюджета – за 20 лет до Великой войны доходы государства увеличились в 3,5 раза. Это очень хороший результат, говорящий о бурном росте экономики страны. Бюджеты Российской империи объективно отражали действительность нашего государства, были сформированы при неизменном валютном курсе и низкой инфляции. Российская валюта была твёрдой и конвертируемой, курс доллара как был 1900 году 1,94 рубля, таким и остался в 1913-м.

Доходы бюджета Российской империи по материалам статистических ежегодников того времени.
Доходы бюджета Российской империи по материалам статистических ежегодников того времени.

Рассмотрим доходы нашей страны в 1912 году. Сразу обращает на себя внимание, что более четверти всех поступлений было получено от винной монополии государства, что дало основание обвинять империю в спаивании населения. В таких рассуждениях идёт попытка сравнить зелёное с мокрым, ведь перераспределение доходов от производства и продажи спиртного от водочных магнатов и алчных торговцев в пользу государства никак не связано с уровнем потребления алкоголя. Само неумеренное потребление спиртных напитков есть проблема социальная, но никак не финансовая.

Структура реально полученных доходов бюджета Российской империи в 1912 году. По материалам статистических ежегодников того времени.
Структура реально полученных доходов бюджета Российской империи в 1912 году. По материалам статистических ежегодников того времени.

По иронии судьбы винная монополия в нашей стране была отменена в 1993 году алкоголиком-президентом, и с тех пор доходы от производства и продажи спиртного стали поступать не в казну, а в карманы водочных олигархов. Сейчас они откупаются от государства акцизами, как и во времена до винной монополии. Но не будем забывать, что акциз – это косвенный налог, его платит обычный покупатель в магазине, а производитель и торговец лишь переводят его в бюджет, оставляя у себя доходы от производства и продажи.

На втором месте в государственных доходах стоит выручка от использования железных дорог (24 %). Сейчас эти доходы поступают в формально независимое предприятие ОАО «РЖД», которое хотя и принадлежит правительству, но при этом в бюджет поступают только налоги и сборы, а также доля прибыли Общества в виде дивидендов (всего 331 млрд рублей), что составляет в государственных доходах ничтожную сумму. При этом одновременно эта структура получила из бюджета государственную помощь, компенсацию регулируемых тарифов и денежные средства под видом оплаты дополнительной эмиссии акций на общую сумму 121 млрд рублей. Все цифры взяты из Отчета ОАО «РЖД» за 2019 год.

Государственные железные дороги и питейная монополия давали чуть больше половины (53%) всех доходов, плюс ещё выручка от производства на казённых заводах, государственные услуги связи и прочие доходы, а также пошлины за совершение юридических действий. Добавим к этому доход от таможни и получим 82 %. Иными словами, 5/6 государственных доходов формировалось от предпринимательской и иной деятельности самого российского государства.

Непосредственно на долю населения и юридических лиц в доходах бюджета приходился лишь 1 рубль из шести. Налоговая система Российской Империи была довольно проста и состояла, как и сейчас, из прямых налогов, которые налогоплательщик платит сам, и косвенных, которые он тоже платит, но не сам, а опосредованно через свои покупки. Акцизы на спички, нефть, сахар, табак и алкоголь (монополия распространялась только на водку) включались в цену товара и оплачивались потребителями этих продуктов. В 1913 году они составили около 10 % государственных доходов.

Для сравнения - в 2020 году доля косвенных налогов (НДС и акцизов) в федеральном бюджете составила 44,5 %, а вместе с налогом на прибыль – половина доходов. Таким образом, современный бюджет формируется не за счет деятельности государства, а за счет предприятий и граждан, этой «новой нефти». Правда, поборы с «новой нефти» сокращают платежеспособный спрос, что ведёт к падению производства и доходов государства. Замкнутый круг.

Принципиальная разница между НДС и акцизами состоит в том, что акциз платит покупатель конкретного подакцизного товара, а НДС абсолютно все, кто приобретает товары и услуги. За небольшим исключением каждый конечный потребитель платит этот налог в казну родного государства в виде наценки на 10 (основные продукты питания) и на 20 % на всё остальное. Тянуть деньги со всех подряд — это ноу-хау современного капитализма, такого не было даже при проклятом царском режиме.

Прямые налоги империи собирались непосредственно с населения и предпринимателей и были в то время довольно гуманны и не отличались какой-то сложностью и большим разнообразием: земельный налог, подати, налог на имущество, налог на доходы с денежных капиталов (налог на рантье) – 3,5 % государственных доходов. К прямым налогам относился и государственный промысловый налог (4,25 % от всех доходов) на организации и предпринимателей, в переводе на современный язык это смесь современного налога на прибыль, платы за патент и единый налог на вменённый доход. В период с 1900 года по 1913 его сборы выросли в 2,5 раза, что говорит о таком же росте предпринимательской активности.

Мельком взглянем на ставки налога: прибыль в размере до 3 % от капитала (стоимости предприятия) не облагалась налогом, а максимальная ставка была 11 % - при прибыли, превышающей 10 % от капитала. Все расходы на благотворительную деятельность, а также пенсии и пособия для рабочих, организация лечебных и учебных заведений полностью вычитались из прибыли и не подлежали налогообложению. Сейчас ставка налога на прибыль составляет 20% независимо от размера и без всяких там старорежимных глупостей в виде льготы на благотворительные взносы.

От налога освобождались как целые сферы деятельности (больницы, издательства, театры, музеи и т.д.), так и малый и семейный бизнес. Подоходного налога в то время не существовало, и простой ремесленник, а также члены небольших артелей могли не опасаться визита налогового инспектора и доначисления налогов вместе со штрафами и пени. Разительный контраст с современностью.

В расходах российского государства того времени первое место занимали затраты на оборону, что неудивительно. В начале XX века мир вступил в эпоху передела сфер влияния. Вся Европа готовилась к новой войне, не осталась в стороне и наша страна и, чтобы не отстать от остальных акул империализма, надо было ускоренно модернизировать армию и флот. На эти цели в 1912 году израсходован каждый 4-й государственный рубль. Но считать государственные военные расходы непроизводительными затратами было бы не совсем правильным. На эти деньги оплачивались рабочие места в промышленности и строительстве, развивалось судостроение, расширялась сеть учебных и научных заведений, что, в свою очередь, работало на рост экономики. От всей суммы военных расходов около трети тратилось именно на эти цели.

Структура реально произведённых расходов бюджета Российской империи в 1912 году. По материалам статистических ежегодников того времени.
Структура реально произведённых расходов бюджета Российской империи в 1912 году. По материалам статистических ежегодников того времени.

Настоящим непроизводительным расходом было обслуживание внутреннего и внешнего долга, займов и кредитов, за счет которых проводилась индустриализация и переход к стабильному денежному обращению на основе золотого стандарта. Это была своего рода плата за вход в клуб развитых промышленных держав, а также расплата за авантюру Русско-японской войны и последовавшие за ней революционные беспорядки. В 1912 году на эти цели было потрачено около 15% всех государственных денег, при этом общая сумма всех кредитов и займов была в то время 2 763 млн рублей, что составляло 89% от доходной части бюджета 1912 года.

Сегодня на обслуживание государственного долга направляется 3,4 % всех расходов, но столь небольшая величина не должна успокаивать, ситуация складывается тревожная, а сам государственный долг в 2020 году увеличился на 40 %, достигнув величины, превышающей годовой доход федерального бюджета. В пересчете на душу населения на каждого гражданина приходится около 1700 $. Кроме того, российские компании должны западным кредиторам 400 млрд $. На фоне этого прощение долга Африке в 20 млрд $ и прочие широкие жесты руководства современной России кажутся по меньшей мере странными.

На содержание железных дорог тратилось около 19 % бюджета. Сопоставив доходы и расходы по этой статье, нетрудно подсчитать, что рентабельность (отношение прибыли к выручке) этого вида деятельности составляла 31 %. В ОАО «РЖД» этот показатель в 2019 году составил 5,3%, т.е. упал почти в 6 раз. Неплохо потрудились эффективные менеджеры, приватизировав прибыли и национализировав убытки.

Интересно также оценить экономику винной монополии Российской империи. Расходы по ней составили 7,3 % бюджета, а рентабельность производства и продажи водки - 76%. От подобных государственных доходов отказался президент Ельцин, предпочтя передать их в частные руки нуворишей. Оставив эти деньги в государственной казне, возможно не пришлось бы сейчас крысятничать в карманах граждан, придумывая новые поборы и штрафы.

На содержание аппарата принуждения (полиции, судов и тюрем) в 1912 году потрачено 5% государственных средств. В настоящее время эта доля выросла в 2 раза до 10%, и на борьбу с внутренними врагами нашего отечества тратится 2 трлн рублей в год, и эта сумма имеет тенденцию к повышению. Для отражения атак уголовников и террористов, пятой колонны, наймитов госдепа и диссидентов, других угроз, реальных и мнимых, на деньги налогоплательщиков содержится целая армия, гордо именующая себя национальной гвардией.

Каждый год бюджет Российской империи сводился с профицитом, рост деловой активности и производства товаров и услуг обеспечивал постоянное превышение доходов над расходами, и совершенно прав был Пётр Столыпин, говоря: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!». К сожалению, современное финансовое состояние страны этим похвастать не может: за 2020 год дефицит федерального бюджета составил 4,1 трлн рублей, или 1/5 всех расходов не была обеспечена доходами, не помогла даже девальвация рубля и мутная история с покупкой у себя же Сбербанка.

Реально полученные доходы федерального бюджета России. Диаграмма построена на основе Отчета Министерства финансов РФ.
Реально полученные доходы федерального бюджета России. Диаграмма построена на основе Отчета Министерства финансов РФ.

В отсталой и тёмной царской России всё превышение доходов над расходами не складывалось «на черный день», а входило в состав чрезвычайных расходов и направлялось на строительство железных дорог, нужды обороны и погашение долгов. Таких дополнительных, за счет профицита бюджета, расходов в 1912 году было 449 млн рублей, из которых одна треть пошла на уплату государственного долга, 25% на сооружение железных дорог, 23% – военному ведомству.

Совсем иная картина наблюдается в настоящее время. Мудрые финансисты откладывают часть нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния, выводя таким образом деньги из бюджета и контроля Государственной Думы. Две трети этих денег направляются на валютные счета Банка России и дальнейшее их применение непрозрачно. Проще говоря, часть доходов от продажи природных ресурсов не вкладывается в развитие страны. Узнав об этом, Столыпин перевернулся бы в гробу.

Такая деятельность совершенно нормальна для коммерческого предприятия, когда акционеры решают создать резервный фонд для покрытия возможных будущих убытков, но государство — это не акционерное общество, а государственные служащие, нанятые для умелого распоряжения финансами – не владельцы предприятия.

Основное отличие современного бюджета от царского, это соотношение долей участия населения и предприятий в его формировании. Если раньше это был один рубль из шести, то теперь это половина всех доходов, и еще четверть формируется от распродажи природных ресурсов, принадлежащих всему народу России. Кстати, нефтегазовые доходы – это большей частью налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины, сама же выручка от продажи нашей собственности остаётся у добывающих предприятий и тратится по их усмотрению, включая переводы в офшоры, бонусы и золотые парашюты.

Расходы современного бюджета, помимо раздутых трат на борьбу с внутренними супостатами, говорят о сложной экономической ситуации в нашей стране.

Реально произведённые расходы федерального бюджета России. Диаграмма построена на основе Отчета Министерства финансов РФ.
Реально произведённые расходы федерального бюджета России. Диаграмма построена на основе Отчета Министерства финансов РФ.

Например, колоссальная дотация Пенсионному фонду напоминает о невыполненном обещании создать 20 млн высококвалифицированных рабочих мест, отчисления с которых могли бы закрыть эту проблему, не говоря уже о назревшей реформе самого Пенсионного фонда. Бездумная миграционная политика, которая способствует демпингу на рынке труда и безработице, также не способствует решению проблемы пенсионных взносов и мизерных пенсий. О том, какие пенсии были в Российской империи можно прочитать здесь.

Статья «Дотации регионам» говорит о стагнации на местах и проблемах бюджетной политики в целом, когда центр забирая себе деньги, затем делится ими в обмен на лояльность. Не является секретом, что лидерами по доле федеральных денег в местных бюджетах являются национальные образования Северного Кавказа. Например, в Дагестане за счет дотаций, субсидий и субвенций финансируется 75 % всех расходов республики, в Чечне эта доля превышает 80 %.

Всего на помощь регионам в 2020 году израсходовано 3 698 млрд рублей или 16 % всех расходов федерального бюджета. В Отчете министерства финансов и на диаграмме отмечены лишь дотации, а субсидии и субвенции размазаны по другим статьям. Насколько оправданы такие траты, создаются ли на них новые рабочие места, способствуют ли они росту экономики остаётся только гадать, во всяком случае тенденции к сокращению подобных расходов не наблюдается, и за период с 2016 по 2020 годы они выросли в 2,3 раза.

Анализ современного бюджета, его формирования и расходования показывает, что страна находится в экономическом кризисе. Надо честно это признать и нанять команду профессионалов для подготовки и реализации программы выхода из него. «Разруха не в клозетах, а в головах», - говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце». Но никакая команда профессионалов ничего не сможет сделать, если не победить самого главного врага. И это не старичок Байден и не китайский дракон, это коррупция, и никакой Госдеп не приносит столько вреда, сколько она.

Коррупция — это не гаишник, который клянчит деньги на дороге, не врач с бутылкой подаренного коньяка и не учительница с коробкой конфет, а системная проблема с так называемым «неэффективным расходованием бюджетных средств» и конфликтом интересов. Невидимый коррупционный налог давит каждого из нас, закрывает и разоряет предприятия, подавляет инициативу и развращает людей. Пытаясь закрыть бюджетную дыру, вызванную этим «налогом», эффективные менеджеры от финансов шакалят в наших карманах, поскольку больше ничего не умеют, а это ведёт только к ухудшению ситуации. Не решив проблему коррупции, нечего надеяться на рост экономики и улучшение жизни людей, не помогут даже благозвучные нацпроекты, которые обречены на провал.

Друзья! Если Вам интересна история нашей страны, то пригашаю почитать другие публикации этого канала.

«Как на Аляске наши люди жили» - продолжение рассказов о «русском оккупанте» в Америке, на этот раз о жизни наших соотечественников на далёкой окраине Империи.
«Русский оккупант» и индейцы Аляски» - рассказ о роли Александра Баранова и русской администрации в преобразовании Американского края.
«Русский оккупант» на Алеутских островах» - узнаем немного о жизни алеутов в составе Российской Империи.
«Дикий Запад по-русски» - поговорим о непростых взаимоотношениях русских с индейцами на Аляске.
«Юнона и Авось»: дипломатия канонерок» - малоизвестный поход двух кораблей. Это вовсе не про любовь.
«Юнона и Авось»: жизнь и смерть Николая Резанова» - познакомимся с камергером Резановым, человеком многогранным и неоднозначным.
«Последний рубеж» - перенесёмся в русскую Калифорнию на экскурсию в Форт Росс.
«Париж на Тихом океане» - побродим немного по столице Русской Америки Новоархангельску.
«Русский конкистадор» - рассказ про удивительного человека, основателя Русской Америки Александра Баранова.
«Пенсии в Российской Империи» - бросим беглый взгляд на пенсионную систему нашей страны в XIX веке.