начало здесь
Обучение
Ключевое отличие информационного продукта от обучения является то, что процесс обучения - двусторонний. Речь в данном случае идет о том, что проходя обучения, и получая:
- Знания,
- Умения,
- Навыки,
обучающийся работает непосредственно со своим учителем, под его руководством. При этом, он регулярно получает обратную связь.
Также стоит отметить, что в процессе обучения, используются различные инструменты контроля. Например, тесты, экзамены и т.п.
Покупая информационный продукт, мы получаем только сам контент, преподаватель (или учитель) не является частью этого продукта.
Стоит отметить, и то что само по себе обучение (или процесс обучения) является услугой. Отличительной характеристикой каждой услуги является наличие результата.
Как правило, результатом образовательных услуг является получение какого-то набора навыков (либо одного навыка), часто это называют специализацией, профессией, или же умением. Всё зависит от длительности обучения, сложности конкретной темы и множество других услуг.
Формальным признаком успешного оказания образовательной услуги является выдача сертификата, диплома и т.п. документов установленного образца.
Услуги
Многие компании, работают предоставляя профессиональные услуги.
В данном случае, определяется список таких услуг, формируется себестоимость каждой из услуг, продолжительность её оказания, необходимая команда для оказания данной услуги, и конечно же конечная стоимость для клиента. Разумеется, набором параметров, которые были перечислены выше всё не ограничивается. Чтобы сформировать ту или иную услугу, нужно определить:
Целевую аудиторию
Составить список потребности и выделить наиболее яркие из них
Предложить способы оказания услуги, которые закрывают ту или иную потребность
Обычно, для того, чтобы успешно пройти все три пункта, указанные выше необходимо произвести так называемый custdev. Как правило, одним из методов проведения custdev является использование инструмента ”глубинное интервью”.
Сформировав понимание потребности, а также предложив идею её удовлетворения, мы можем переходить на стадию конкретизации (см. выше) и детально описывать процесс оказания данной услуги начиная от момента обращения потенциального клиента в компанию и до момента получения закрывающих документов подтверждающих успешное оказание услуги.
Как правило, всё начинается с описания ключевых блоков всего процесса. Для сложных услуг можно определить набор данных блоков следующим образом:
- Продажа:
- Лидогенерация;
- Квалификация;
- Снятие требований;
- Подготовка коммерческого предложения;
- Презентация коммерческого предложения;
- Отработка возражений и переговоры;
- Подготовка, согласование, и подписание договора на оказание услуги.
- Оказание услуги:
- Формирование команды проекта;
- Планирование;
- Оказание услуги;
- Приемка результатов;
- Получение закрывающих документов.
- Получение обратной связи.
- Повторное оказание услуги.
В зависимости от масштаба проекта, и специфики работы бизнеса процесс может быть несколько иным, но в целом, все компании, которые выполняют проекты на аутсорсе (оказывают профессиональные услуги) проходят указанные стадии.
Мероприятия
Фактически, проведение мероприятий, это целая отдельная отрасль, бизнес. Но рассматривать мероприятия можно через призму проекта. То есть, мероприятие, это проект, который соответственно имеет все отличительные признаки проекта:
- Бюджет;
- Сроки;
- Цель.
Данный вид бизнеса устроен следующим образом:
- Определение концепции мероприятия:
- Тема мероприятия;
- Подбор спикеров мероприятия;
- Поиск спонсоров;
- Определение формата мероприятия (оффлайн, онлайн) и даты проведения;
- Планирование количества участников;
- Построение финансовой модели мероприятия (в том числе плановой прибыли) с учетом стоимости билетов, спонсоров;
- Построение плана анонсирования мероприятия, приглашения участников.
- Сбор участников мероприятия:
- Анонсирование мероприятия (реклама и другие формы маркетинговых коммуникаций);
- Получение регистраций участников мероприятий;
- Контроль прихода участников мероприятия в том числе и использованием обзвонов, и других средств коммуникации.
- Проведение мероприятия.
- Получение обратной связи о мероприятии.
Если рассматривать мероприятия в контексте повышения своей квалификации, то мне кажется, что ключевая ценность и наибольшая эффективность мероприятий безусловно в нетворкинге. В онлайн-мероприятиях эта ценность несколько теряется (а в каких-то ситуациях вообще обнуляется), но те менее нетворкинг всё равно остается ключевой ценностью мероприятий с моей точки зрения. Попробуем посмотреть на мероприятия с точки зрения уровней развития профессионалов, и для этого будем использовать градацию:
- Trainee;
- Junior;
- Middle;
- Senior.
Одним из самых распространенных форматов мероприятий являются конференции, мастер-классы. По-моему мнению, они могут быть полезными только для первых двух категорий (Trainee, Junior) так как обеспечат человека начальными знаниями, а также (возможно) направлением для развития. Перейти же в последние две категории можно только обучаясь, и получая опыт на конкретных проектах (это ключевое).
Выводы
Информационные продукты, услуги в области обучения, и мероприятия - это смежные, но принципиально разные с точки зрения бизнеса, стоимости, и продвижения. Профессиональные же услуги в принципе выбиваются из данного списка. Для удобства читающих данный материал, мы подготовили таблицу в которой кратко перечислили ключевые параметры каждого из данных типов бизнесов.