В январе 2020 года произошло значимое для всех участников ВЭД событие – вступили в силу экологические требования Международной морской организации (IMO), ужесточившие требования к выбросам от судоходства. Новый регламент предписывает снизить содержание серы в топливе с 3,5% до 0,5%.
Проект соглашения появился не в одночасье – IMO работало над ним на протяжении долгих 12 лет. Несмотря но, что существует Парижское соглашение, фиксирующее схожие моменты, именно соглашение о судоходном топливе является самым серьезным шагом к появлению экологического регулирования во всем мире.
Цель изменений – сократить выбросы в секторе мировой экономики, который является экологам в кошмарах. С точки зрения охраны окружающей среды судоходство является крайне не продвинутой отраслью, заметно уступающей дорожному транспорту, энергетике и авиации – они добились гораздо бОльшего прогресса.
Мера, безусловно, полностью оправдана и призвана улучшить состояние Мирового океана и нижних слоев атмосферы. С другой стороны, нововведение нанесло удар по кошельку многих людей. Учитывая неподготовленность многих заводов и судоходных компаний к переменам, ограничение стало одной из причин повышения цен на некоторые виды топлива.
Введение соглашения стало дерзким вызовом для всей нефтяной индустрии. Наиболее болезненным переход оказался для производителей из России, Ближнего Востока и Латинской Америки, которые перерабатывают средне и-высокосернистую нефть. Больше всего повезло производителям, использующим низкосернистые сорта нефти.
Впрочем, чему удивляться? Большие перемены всегда означают большие расходы. Аналитики S&P Global Platts уверены, что изменение правил может обойтись мировой экономике в $1 триллион в течение пяти лет.
Все игроки рынка - судоходные компании, переработчики, энергетические компании, нефтяные трейдеры - стали экстренно перестраивать свой бизнес. Большинство судовладельцев перешли на закупку мазута с низким содержанием серы. Правда, есть и такие компании, которые продолжили закупать дешевое топливо, поскольку они уже установили соответствующие скрубберы – специальное оборудование для очистки топлива на борту.
Адаптация рынка уже началась, но продолжится еще два-три года – именно так считают эксперты. Восстановление спроса и крек-спредов на сернистый мазут, а также прочее тяжелое сырье, будет поддержано глобальным замещением тяжелой, среднетяжелой нефти ОПЕК и легкой американской нефтью, увеличением технологичности НПЗ и ростом числа установленных скрубберов на судах. Аналитики полагают, что основную выгоду от новых правил IMO извлекут комплексные НПЗ.
К сожалению, пока очень немногие судовладельцы установили дорогостоящие скрубберы. В 2020 году только около 3 тысяч судов было оборудовано установками. Тем не менее эти изменения – первый шаг навстречу большой экологической реформе в судовой отрасли. Начиная с 2020 года судовладельцы обязаны действовать в рамках масштабного плана по сокращению выбросов парниковых газов, как минимум, на 50 процентов к 2050 году (по сравнению с уровнем 2008 года).
Во что обошлось это экологическое нововведение импортерам? Конечно, все дополнительные расходы были заложены в ставку. На маршруте Китай-Европа налог составил 200 долларов за TEU, то есть на 40’ контейнер налог составляет 400 долларов. Но давайте вспомним, что творилось весь прошлый год. Из-за дефицита оборудования, наступившего в конце 2020 вследствие критических сбоев в глобальных цепях поставок, удорожание по этому же маршруту составило 5000-8000 долларов. Рынок «проглотил» налог IMO 2020, даже не заметив.
________________
Чтобы стать нашим клиентом, присылайте данные для логистического расчета специалистам «Транссертико» на электронный адрес partner@dtod.ru , оставляйте заявку на сайте www.dtod.ru или звоните по телефону +7(495) 172-68-75.