Найти тему
Неуловимая Джо

Асса: русский Твин Пикс

Я вчера впервые в жизни посмотрела "Ассу". Я знала про нее только, что это культовый фильм и сюжет чем-то связан с криминалом. Еще слышала какую-то странную расплывчатую критику по поводу "плохо показали страну, бубубу ваши перестроечные фильмы" - классика. Но почему никто, ни один человек не говорил мне о том, что "Асса" это почти русский "Твин Пикс"? Возможно, со сравнением я перегибаю, потому что в "Ассе" отсутствует линия мистицизма, зато есть кое-что, о чем я еще скажу, но это ооооочень странный фильм. Он как будто всю дорогу притворяется нормальным, но из него постоянно лезут какие-то черти. То карлики, то авангардные художники и их художества, то каррикатурные бандиты, то какой-то человек, который притворяется другим, но никак не влияет на события. Жесть просто. Ты пытаешься вникнуть в то, что происходит, но тебя постоянно сбивает эта точечная дичь, а все вокруг делают вид, что все идет как надо (как и в "Твин Пиксе"), и ты пытаешься уложить эту историю в голове, но все равно тебя всё в ней смутно тревожит. Потому что "Твин Пикс" это все-таки отдельная вселенная, а это просто фильм про 80-е со всеми приметами времени... и при этом как будто кривое зазеркалье. История очень расплывчатая и прерывается какими-то странными вкраплениями-ответвлениями, фильм вообще немного в коллажной технике выполнен. Я теряюсь в догадках, как этот фильм в те годы мог понравиться хоть кому-нибудь, а он ведь не просто понравился, он артефакт поколения, но как у людей просто не взорвалась голова при просмотре?

Можно смотреть на историю вычленяя из нее только суть и сердце - любовный треугольник с интересными типажами и трагическим финалом. Возможно, многие понимают этот сюжет превратно. Бананан и Крымов не антагонисты идейно, хотя может сложиться такое впечатление. Они не соперничают ни в чем, кроме как за внимание девушки, и еще в таком жизненном сермяжном старость-нерадость vs молодость-гадость. И тут все карты на руках у Бананана - он молод, красив, интересен, у него всё впереди, ветер в карманах его не беспокоит, ветер в голове ему помогает, девушка уже его, хотя они даже не поцеловались. Естественное течение жизни.

Так вот, у меня есть идея про что этот фильм. Он про Рок, фатум, неизбежность, про огромную центробежную силу, которую мы не видим, но она есть и вполне себе управляет бытием. В фильме есть ряд знаковых совпадений... Я бы даже сказала, он на них построен, и понять их можно только обозревая фильм уже из конца в начало. Если бы не зимний шторм, задержавший корабль Крымова, они бы с Аликой встретились как и было договорено, и она не познакомилась бы с Банананом и не очаровалась им - сначала на выступлении, а потом при личном общении. Даже если бы они столкнулись в кафе позже, она среди зрителей, а он на сцене, такого притяжения бы не произошло, искра бы не проскочила - Алика была бы поглощена Крымовым, Бананан бы не обратил на нее внимание среди других поклонниц. Раз.

Крымов, судя по его впечатляющим достижениям, перечисленных в титрах, матерый рецидивист и наверняка не раз уходил от преследования милиции, раз они разработали такую спецоперацию по его поимке. Ушел бы и сейчас, но отвлекся на дела сердечные, ревность настолько ослепила его, что он стал делать одну ошибку за другой. Два.

-2

Милиция же слегка лоханулась, когда взяла вот этого чудака, героя Баширова, который притворялся другим, думая, что он какой-то подельник Крымова, или может им что-то рассказать. Отлеклись и пропустили начало противостояния с Банананом. Дальше прокол допустил непосредственно милиционер под прикрытием, когда попался Крымову - тот тоже вышел из отеля не просто так, а движимый жуткой яростью, чтобы найти мальчишку любой ценой, тут-то ему и случайно на пустой улице попадается собственный "хвост". Чтобы не раскрыться полностью милиционер притворяется своим, из бандитских кругов, но Крымов всё равно ему не верит и отправляет к подельникам, чтобы задержали хотя бы на время. И этого времени в итоге не хватает - если бы слежка за Крымовым продолжалась, его бы могли взять до убийства Бананана. Вор и убийца за решеткой, девушка и парень вместе, хэппи-энд. Три.

Уже в самом конце, когда милиция чуть-чуть не успевает и в отель. Опять же, если бы тот милиционер под прикрытием не попался, или пришел в себя пораньше. В сцене с милицией у отеля (когда они прогоняют негра Витю и Цоя) видно, что подельников Крымова уже схватили - тех, которые убили Бананана и прятали тело, наверное, сразу на берегу или где-то в городе. Если бы пришли и за Крымовым, но Алика застрелила его чуть раньше - из-за того что да, он сам ее спровоцировал и ввел в своеобразное состояние аффекта. Четыре.

-3

И это всё когда чуть-чуть что-то недо- и не считая тех моментов, которые действительно можно назвать роковыми. Когда Бананана приводят в участок за серьгу, а потом второй раз милиционера отгоняет Крымов. Или когда они вдруг встречают на этой заснеженной горной дороге негра Витю и устраивают ему аварию, чтобы избавиться от нежелательного свидетеля, потому что он уже заметил в машине Бананана. Но слушайте - они даже не посмотрели мертв ли он. И логичнее всего было бы остановиться и высадить пацана к другу, а убить его как-нибудь потом. Но это как будто невозможно, словно все жалкие попытки вмешаться и отвести Рок в сторону ничего не стоят и не весят. Вторая линия, книга Эйдельмана про убийство Павла I, про это. Что должно - свершится. Книга уже написана, история должна быть рассказана, ничего не изменить. Мне кажется, что и линия несчастного карлика Альберта тоже про это - своеобразное предсказание героям, ну и первая подсказка зрителю как всё закончится. Альберт завязал с криминальным прошлым, стал другим человеком, но его прошлое его догнало - как догнало и Крымова. И вообще получается, что Алика убивает его же собственным оружием (тут и символизм, и Чехов, и карма). Причем, именно в этом фильме это всё не кажется фальшивым и "режиссёр идиот так придумал", а благодаря этой коллажной технике и добавлению чужого искусства - картин, арт-объектов, песен, - фильм как будто отрывается от своего автора, это не авторская история, это про всё и сразу, как оно есть.

Мне и финальные эпизоды с Цоем кажутся не "вставным зубом" и очередным странным поворотом этого страннейшего фильма, а именно вот этим - свидетельством невидимой центробежной силы. Вместо Бананана, который хоть и со всех сторон замечательный, и вообще художник, но поет чужие песни (Гребенщиков - бог, от него сияние исходит), придет Цой - со своим репертуаром, харизмой, стилем и завоюет людские сердца не только в рамках одного ресторана, а концертного зала, стадиона, вообще везде. Сам станет богом во плоти. Вау, вот это метафора.

-4

А, кстати, хотите еще одну трактовку? Первый сон Бананана нарисовал сам Африка, исполнитель главной роли, а вот во втором мелькают какие-то странные эпизоды и в титрах подписано откуда - из фильма "Нанайнана" Евгения Кондратьева. Кондратьев - модернист и слегка некрореалист, а у этих ребят вообще фишка, что смерть это только переход и жизнь продолжается (для трупов). И у меня по мотивам снов Бананана и его эффектно брошенной фразе "я живу в заповедном мире моих снов" возникла идея, что возможно вся эта история ему только снится, а проснулся он в тот, другой мир. В конце-концов, у него в этом мире ничего нет, даже имени.

- Если ты нормальный, то ты живёшь какой-то неестественной жизнью.
- А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.
- И что там видно?
- Да так, нифига. Муть всякая.

-5
-6