Я вчера впервые в жизни посмотрела "Ассу". Я знала про нее только, что это культовый фильм и сюжет чем-то связан с криминалом. Еще слышала какую-то странную расплывчатую критику по поводу "плохо показали страну, бубубу ваши перестроечные фильмы" - классика. Но почему никто, ни один человек не говорил мне о том, что "Асса" это почти русский "Твин Пикс"? Возможно, со сравнением я перегибаю, потому что в "Ассе" отсутствует линия мистицизма, зато есть кое-что, о чем я еще скажу, но это ооооочень странный фильм. Он как будто всю дорогу притворяется нормальным, но из него постоянно лезут какие-то черти. То карлики, то авангардные художники и их художества, то каррикатурные бандиты, то какой-то человек, который притворяется другим, но никак не влияет на события. Жесть просто. Ты пытаешься вникнуть в то, что происходит, но тебя постоянно сбивает эта точечная дичь, а все вокруг делают вид, что все идет как надо (как и в "Твин Пиксе"), и ты пытаешься уложить эту историю в голове, но все равно тебя всё в ней смутно тревожит. Потому что "Твин Пикс" это все-таки отдельная вселенная, а это просто фильм про 80-е со всеми приметами времени... и при этом как будто кривое зазеркалье. История очень расплывчатая и прерывается какими-то странными вкраплениями-ответвлениями, фильм вообще немного в коллажной технике выполнен. Я теряюсь в догадках, как этот фильм в те годы мог понравиться хоть кому-нибудь, а он ведь не просто понравился, он артефакт поколения, но как у людей просто не взорвалась голова при просмотре?
Можно смотреть на историю вычленяя из нее только суть и сердце - любовный треугольник с интересными типажами и трагическим финалом. Возможно, многие понимают этот сюжет превратно. Бананан и Крымов не антагонисты идейно, хотя может сложиться такое впечатление. Они не соперничают ни в чем, кроме как за внимание девушки, и еще в таком жизненном сермяжном старость-нерадость vs молодость-гадость. И тут все карты на руках у Бананана - он молод, красив, интересен, у него всё впереди, ветер в карманах его не беспокоит, ветер в голове ему помогает, девушка уже его, хотя они даже не поцеловались. Естественное течение жизни.
Так вот, у меня есть идея про что этот фильм. Он про Рок, фатум, неизбежность, про огромную центробежную силу, которую мы не видим, но она есть и вполне себе управляет бытием. В фильме есть ряд знаковых совпадений... Я бы даже сказала, он на них построен, и понять их можно только обозревая фильм уже из конца в начало. Если бы не зимний шторм, задержавший корабль Крымова, они бы с Аликой встретились как и было договорено, и она не познакомилась бы с Банананом и не очаровалась им - сначала на выступлении, а потом при личном общении. Даже если бы они столкнулись в кафе позже, она среди зрителей, а он на сцене, такого притяжения бы не произошло, искра бы не проскочила - Алика была бы поглощена Крымовым, Бананан бы не обратил на нее внимание среди других поклонниц. Раз.
Крымов, судя по его впечатляющим достижениям, перечисленных в титрах, матерый рецидивист и наверняка не раз уходил от преследования милиции, раз они разработали такую спецоперацию по его поимке. Ушел бы и сейчас, но отвлекся на дела сердечные, ревность настолько ослепила его, что он стал делать одну ошибку за другой. Два.
Милиция же слегка лоханулась, когда взяла вот этого чудака, героя Баширова, который притворялся другим, думая, что он какой-то подельник Крымова, или может им что-то рассказать. Отлеклись и пропустили начало противостояния с Банананом. Дальше прокол допустил непосредственно милиционер под прикрытием, когда попался Крымову - тот тоже вышел из отеля не просто так, а движимый жуткой яростью, чтобы найти мальчишку любой ценой, тут-то ему и случайно на пустой улице попадается собственный "хвост". Чтобы не раскрыться полностью милиционер притворяется своим, из бандитских кругов, но Крымов всё равно ему не верит и отправляет к подельникам, чтобы задержали хотя бы на время. И этого времени в итоге не хватает - если бы слежка за Крымовым продолжалась, его бы могли взять до убийства Бананана. Вор и убийца за решеткой, девушка и парень вместе, хэппи-энд. Три.
Уже в самом конце, когда милиция чуть-чуть не успевает и в отель. Опять же, если бы тот милиционер под прикрытием не попался, или пришел в себя пораньше. В сцене с милицией у отеля (когда они прогоняют негра Витю и Цоя) видно, что подельников Крымова уже схватили - тех, которые убили Бананана и прятали тело, наверное, сразу на берегу или где-то в городе. Если бы пришли и за Крымовым, но Алика застрелила его чуть раньше - из-за того что да, он сам ее спровоцировал и ввел в своеобразное состояние аффекта. Четыре.
И это всё когда чуть-чуть что-то недо- и не считая тех моментов, которые действительно можно назвать роковыми. Когда Бананана приводят в участок за серьгу, а потом второй раз милиционера отгоняет Крымов. Или когда они вдруг встречают на этой заснеженной горной дороге негра Витю и устраивают ему аварию, чтобы избавиться от нежелательного свидетеля, потому что он уже заметил в машине Бананана. Но слушайте - они даже не посмотрели мертв ли он. И логичнее всего было бы остановиться и высадить пацана к другу, а убить его как-нибудь потом. Но это как будто невозможно, словно все жалкие попытки вмешаться и отвести Рок в сторону ничего не стоят и не весят. Вторая линия, книга Эйдельмана про убийство Павла I, про это. Что должно - свершится. Книга уже написана, история должна быть рассказана, ничего не изменить. Мне кажется, что и линия несчастного карлика Альберта тоже про это - своеобразное предсказание героям, ну и первая подсказка зрителю как всё закончится. Альберт завязал с криминальным прошлым, стал другим человеком, но его прошлое его догнало - как догнало и Крымова. И вообще получается, что Алика убивает его же собственным оружием (тут и символизм, и Чехов, и карма). Причем, именно в этом фильме это всё не кажется фальшивым и "режиссёр идиот так придумал", а благодаря этой коллажной технике и добавлению чужого искусства - картин, арт-объектов, песен, - фильм как будто отрывается от своего автора, это не авторская история, это про всё и сразу, как оно есть.
Мне и финальные эпизоды с Цоем кажутся не "вставным зубом" и очередным странным поворотом этого страннейшего фильма, а именно вот этим - свидетельством невидимой центробежной силы. Вместо Бананана, который хоть и со всех сторон замечательный, и вообще художник, но поет чужие песни (Гребенщиков - бог, от него сияние исходит), придет Цой - со своим репертуаром, харизмой, стилем и завоюет людские сердца не только в рамках одного ресторана, а концертного зала, стадиона, вообще везде. Сам станет богом во плоти. Вау, вот это метафора.
А, кстати, хотите еще одну трактовку? Первый сон Бананана нарисовал сам Африка, исполнитель главной роли, а вот во втором мелькают какие-то странные эпизоды и в титрах подписано откуда - из фильма "Нанайнана" Евгения Кондратьева. Кондратьев - модернист и слегка некрореалист, а у этих ребят вообще фишка, что смерть это только переход и жизнь продолжается (для трупов). И у меня по мотивам снов Бананана и его эффектно брошенной фразе "я живу в заповедном мире моих снов" возникла идея, что возможно вся эта история ему только снится, а проснулся он в тот, другой мир. В конце-концов, у него в этом мире ничего нет, даже имени.
- Если ты нормальный, то ты живёшь какой-то неестественной жизнью.
- А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.
- И что там видно?
- Да так, нифига. Муть всякая.