Ленин
В самых трудных условиях Ленин (как впоследствии и Сталин) помнил о том, что важнейшая задача строительства социализма – духовное развитие народа. А в духовном развитии народа очень важную роль играет приобщение самого широкого круга людей к подлинно художественной культуре. Нынешние «возродители традиций» нередко попрекают Ленина и большевиков, что они-де «разорвали культурную связь времён».
Да, действительно, в первые годы после революции нашлись такие «энтузиасты», которые требовали «сбросить классику с корабля современности». Но Владимир Ильич никогда не поддерживал их. Напротив, в записке I съезду Пролеткульта Ленин прямо выступил против такой тенденции, подчеркнув, что «марксизм отнюдь не отбросил ценнейшие завоевания буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал всё, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа в этом направлении… может быть признана развитием действительно пролетарской культуры».
И работа Советской власти в сфере культуры велась именно в этом направлении. В материальном отношении наша страна тогда была «Россией во мгле», но по отношению к культуре её уже тогда с полным основанием можно назвать светочем. Власть, поверх головы погруженная в заботы о выживании страны, изыскивала возможности для развития культуры и приобщения к её духовным богатствам людей.
«В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке, писал английский писатель Герберт Уэллс в книге «Россия во мгле». - В умирающей от голода России сотни людей работают над переводами; книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу».
Как отметил в своём отчёте о Советской России 1919 года американский дипломат Уильям Буллит, рабочие не только стали посетителями театров и картинных галерей, но с ними вели работу по эстетическому воспитанию.
Авторитетный французский киновед Жорж Садуль писал, что большевистская власть превратила кино из коммерческого предприятия в «средство культурного воздействия».
Не буду дальше углубляться в то, как осуществлялась работа по приобщению самых широких масс народа к духовным сокровищам художественной культуры. Отмечу только, что целью этого культурного воздействия было воспитание в людях ЧЕЛОВЕКА в полном смысле этого слова. «В советском искусстве эстетическое и этическое, нравственное были органично соединены. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова», - говорил в постсоветское время народный артист СССР Евгений Самойлов.
В результате такой работы советское общество обрело столь высокий духовный потенциал, какой недостижим в самых развитых капиталистических странах. Это вызывало восхищение у многих известных зарубежных деятелей культуры.
Индийский писатель Рабиндранат Тагор, познакомившись с жизнью нашей страны в 1930 году, пришёл к заключению: «Экономически они ещё очень слабы, но зато их духовная мощь неизмерима». Итальянский режиссёр Федерико Феллини, который приезжал в нашу страну в начале 60-х, так передал своё ощущение атмосферы нашего общества: «Когда я был в Советском Союзе, я прежде всего ощущал христианское чувство бытия». Польский режиссёр Кшиштоф Занусси в 80-е годы, когда он был близок к антисоветской «Солидарности», говорил на встрече с журналистами в Москве: «Как человек Запада я понимаю, что у вас огромные духовные запасы, и благодаря этому, вы можете сыграть очень важную роль в спасении европейской культуры». Подобных высказываний можно привести ещё очень много — от музыканта Артуро Микельанджели до футболиста Пеле.
Нынешние правители
«Архитекторы перестройки» ясно понимали, что духовность – один из фундаментальных устоев подлинно социалистического общества, и огромную роль в его укреплении играет художественная культура. И потому, начав разрушать социалистическую систему, они первый удар нанесли именно по духовности общества. Подлинно художественная культура целенаправленно вытеснялась самой низкопробной «массовой культурой».
После победы контрреволюции в моду вошли разговоры о необходимости «возрождения духовности». Но под их аккомпанемент продолжалось целенаправленное разрушение созданной в советском обществе системы формирования духовности в людях с помощью приобщения их к художественной культуре. Взамен неё создавалась, говоря словами философа А. Зиновьева, «система растления с раннего детства и во всех проявлениях». Не был остановлен этот процесс и в годы правления Путина.
В результате мы имеем то, что имеем. В некогда самой читающей стране, как показал опрос ВЦИОМ, почти половина населения вообще не читает книг. Специалисты отмечают, что «под воздействием информационного поля массовой культуры выработано почти физическое неприятие хорошей музыки, кинофильмов»…
Народный артист СССР Владимир Федосеев так оценил достигнутый результат: «Сейчас псевдокультура захватила сердца и души молодых. В следующем поколении мы можем вообще не увидеть духовно полноценных людей».
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород