Как Это было двадцать лет тому назад...
… Предложение пойти на Большой Зимник свалилось на меня неожиданно. Я согласился сразу, не раздумывая ни минуты, Было это в далёком уже 1999 м году. Зимник намечался действительно Большой. Такого у меня даже и близко не было. Мой самый первый – Охотский, километров двести в один конец. От Охотска почти до озера Хэл Дэги. Но это, а ж в 1958-мом году. Потом ещё немного в Магадане и его далёких окрестностях, километров по 100 – 150…
… Далёкий рейс намечался из Новосибирска через Красноярск, Братск, Усть – Кут, Мирный, Якутск, Хандыгу и далее на заполярный рудник Депутатский. Предстояло идти в паре с другим новосибирским экипажем. В дорогу заказчик транспорта выдал, что - то похожее на Карту маршрута. На ней основные точки и километраж от Новосибирска до Депутатского, далеко за Полярный круг.
… Получилось, длина пути примерно равнялась расстоянию до Магадана. Для нас это было не так уж и далеко – этот маршрут до Магадана мы прошли несколько раз, но летом. Зима многое меняет и значительно ужесточает условия работы. Времени на подготовку практически 0. Зимник ухудшается с каждым днём. Мне не пришлось готовить машину к рейсу – этим занимались мои сыновья - Миша и Костя. Они ещё в дошкольном возрасте «прошли» путь от Магадана до Алма – Аты на 407 –м Москвиче через Хандыгу, Усть – Кут, Братск, но конечно же летом. Это было в 1970-м году. Тем же маршрутом но Алма – Ата Магадан, мы проехали с Костей в 1973-м, на Газ – 69-м. Так – что часть этой непростой дороги была нам неплохо знакома. А вот Большой Зимник был большой загадкой и неизвестной землёй – Терра Инкогнита. Так для большей загадочности звал такие места весь мир. Но нам то, что из этого. Живём не в пустыне, народ везде катается, дорогу и проблемы объяснят...
… Сам я в дальнюю дорогу машину не готовил, но о её состоянии не переживал. И Миша, и Костя ответственно относились к технике. За мной были мелочи. Я обеспечивал ремонт колёс. Потому и взяли мы около двух десятков камер, и ремонтный набор для будущих проблем с резиной. Очень даже пригодилось. И мой совет взять хороший объём запасной тары под диз.топливо. Тоже пригодилось.
… Костя приехал на Камазе, загруженном, под завязку, 10-ти тонный был загружен на 11. Железо тяжёлое – запчасти к тракторам, но не очень габаритное. Таковым было условие заказчика. Для нас – водителей это была дополнительная проблема. На всякий случай я добавил ещё пяток камер в запас. И не прогадал…
… Наш домашний штурман – моя жена Лина, приготовила всяких вкусностей на дорогу, приняла в подарок новенький телефон Нокиа, для связи, и благословила на подвиг. И мы полетели…
Поскольку я жил в деревеньке Боровлянке, маршрут на Север у нас пошёл по Ленинск Кузнецкой трассе. Изначально он прокладывался через Болотное. Наш был на 60 км экономнее.
… Первый маленький «привал» мы сделали в «Журавлях» - его мясные угощения известны очень далеко. Не деревня, а один большой шашлычный гипермаркет. Но вкуснятина… Здесь у нас была назначена встреча с нашим вторым экипажем. Встретились. Познакомились, определились с маршрутом, порядком движения, и действиями в нештатных ситуациях. Оказалось, наши Компаньоны катались только в пределах города Новосибирска. Ну, разве на сотню км, углублялись в область. Это несколько озадачило, и насторожило. Шли они на самосвале Камаз – «колхознике» с квадратным кузовом и без «спальника».
Отпробовали шашлычка и полетели на Север. Раньше всех перелётных птиц. Правда, где то нас обогнали Пуночки, самые ранние вестники весны на Северах.
… Эта дорога на Кемерово через Промышленную, значительно спокойнее той главной дороги через Болотную. Идём с остановками для проверки колёс. На скорости в 50 км проверяем нагрев колёс и выравниваем их под один стандарт. Наши Компаньоны немного нервничают, потому мы их отпускаем до Кемерово, и продолжаем работу. Скоро мы заканчиваем с этой проблемой, и догоняем Компаньонов. Во главе колонны проходим через Кемерово, и летим на Север, отмечая пройденные точки на карте уже нашего нового маршрута.
… Первый звоночек звякнул в Верхнем Ингаше – наши Компаньоны заправились раньше нас и рванули вперёд, на вольный выпас, видимо им не приглянулась роль ведомых. Нашли мы их на обочине, как говорится в слезах и соплях. У них «сдулось» два колеса сразу. А запасная камера – одна. Опа, а дальше то как???
Отдаём им камеру, договариваемся о встрече у ближайшей Кафешки в Нижнем Ингаше. Она недалеко и там есть «Шинка» - дорожный шиномонтаж. Мы питаемся в уютной Кафешке, дожидаемся наших страдальцев, направляем их в Шинку. Потом они кушают и забирают свои камеры. Мы спокойно дремлем в пол глаза, лишним не будет. И дальше летим без проблем…
… Едем по знакомой дорожке, только успеваем примечать изменения по дороге. Где - то расширили или спрямили трассу. Где то появился пункт питания, где - то новая заправка и «шинка» при ней. Иногда, при необходимости, останавливаемся покушать, примечаем удобные места для кормления и отдыха. В Козюльке, не доезжая до Красноярска, примечаем вкуснейшие блинчики с творогом. Даже заказываем с собой десяток, уже поджаренные. В Кускуне – пробуем волшебный «ишашули» приезжего кавказца. Вай, пальчики оближешь, речи лишишься… Кускун – это как Журавли в наших краях. Большой пункт питания и отдыха дальнобойщиков. Кормят круглосуточно, обильно, и вкусно.
… Идём бодро, уверенно и без неплановых остановок… Уяр, Хребтовая…
… На давнюю нашу радость – Каймоново приходим почти в сумерках. Это место хорошо встречало нас ещё в 1970-м, 1973 –ем годах. Совсем новая для нас Кафешка. Тёпленькая и уютная.
Построена, как примерно острог первопроходцев. За высоким и плотным забором.
…Плотненько кушаем, и летим дальше. Как - то не получается встретить кого - то с Зимника. Хочется получить важную информацию из первых рук – для дальнейших размышлений.
Дорога от Каймоново до Усть – Кута с 1973-го года разительно изменилась. В 73-м мы с Костей в Янтале сломали переднюю рессору на Газ – 69. Торопились на баржу в Хандыгу. А теперь едем как белые люди. Ровная дорожка, аккуратные переезды, мосты бетонные… Катим, катим, катим… На въезде в Усть – Кут нас останавливает пост ГАИ. Костя идёт с документами, и быстро возвращается. У нас всё в порядке. Машину и документы проверяла женщина инспектор. Пост был на самых дальних подступах к городу. Ближе к городу маленький вагончик придорожного кафе, небольшая площадка – стоянка. Слегка перекусываем, спим…
Утром короткий завтрак, дозаправка и вперёд с песней. По городу едем осторожно, с соблюдением всех правил. Снег на дороге, скользко, местами тает, и текут ручейки. Хорошо, что движения почти нет. Аккуратно паркуемся у ГАИ.
… У меня здесь дело. Дело личное.
Не так давно, прорабатывая идею поездки в Магадан, я интересовался маршрутом Усть – Кут – Тында. Вдоль Бама. Как проехать и как его состояние. Написал в ГАИ Усть – Кута. Мне ответил лейтенант Кожевников. Коротко и понятно он ответил на моё письмо. Теперь при случае я решил сказать ему большое человеческое спасибо, за помощь на дороге. Это было по - нашему…
Мне не повезло. День был не наш. Это был день Выборов. Кадры были на участках. У Кожевникова участок был в Казарках. Это было нам по пути на зимник. С надеждой на встречу летим в ту далёкую сторону. Цель – Верхнемарково. Дальше уже зимник…
… Заправленные топливом и продуктами под самую дальнюю дорогу, притормаживаем у двух голосующих женщин почти на окраине Усть – Кута. Им с нами по пути, они из Верхнемарково. Их забирают наши компаньоны, теперь не заблудимся…
… Последний жд. переезд с очень неудобным проездом, и мы практически за городом. Трасса на Верхнемарково – достаточно хороша. Обработана дорожной техникой. Местами полностью растаявший снег и текущие ручейки. Несколько мостов с крутыми подъёмами и спусками. И несколько лесовозных аварий.
Это сразу напрягает… Это нам так знакомо… Пока знакомимся с трассой, оказывается, мы проехали поворот на Подымахино, Казарки, мимо лейтенанта Кожевникова… Ну ладно, это потом…
… Дорога резко отворачивает от Лены и уходит в один из распадков. Подъёмы, и повороты, и несколько сваленных лесовозов.
До Верхнемарково доезжаем в сумерках. Просторный Т- образный перекрёсток с небольшим подъёмом Ни домика, ни огонька… Дальше идёт дорога поуже и похуже… Разминаемся на перекрёстке, разглядываем окрестности. Наши Компаньоны повезли попутчиц, и вскоре возвращаются…
… Наши страдания начинаются через пару километров… На вершине подъёма – развилка. Вправо уходит продолжение нашей дороги, влево резко спускается натоптанная колея, со следами торможения юзом. Колея, шириной на полтора автомобиля, скрывается в лесистой расщелине. Просматривается метров на двести не более. Оттуда явственно припахивает неприятностями, и немалыми… Ну, так мы и едем для этого. Даже лопаты подборные прихватили – подбирать неприятности… Вперёд ребятки…
Предварительно провожу строгий инструктаж для компаньонов. Главное дистанция – не ближе чем достаёт дальний свет фар. Это на спуске и подъёме. На ровных участках – не ближе ближнего света.
…Спускаемся осторожно, очень осторожно… Если Камаз на спуске сорвётся на юз, кто знает куда занесут его эти горные лыжи. Несколько километров неприятного спуска и о чудо, впереди огоньки. Немного погодя такой знакомый, но неожиданный стук – работает буровой станок. Мерный стук приближается, в свете фар появляются белые бетонные сваи. Здесь строится Мост, большой
Мост через первую приличную речку на Зимнике. Речка называется Большая Тира. Два Станка ударно – канатного бурения долбят мерзлоту и камень, операторы пьют чай в вагончике. Это нормально, это правильно. Место работы не широко освещается люстрами на станках. От этого ночь становится ещё непроглядней. Хочется забиться в тёплый и светлый уголок. Нам предлагают чай, но при стуке двух станков наш аппетит не срабатывает. Несколько минут общения, и мы летим в ночную и безлюдную даль. Недалеко от Моста на зимнике первая Кафешка - « У Наташи ». Недалеко это вовсе не рядом.
… Сразу за мостом, сложный и опасный подъём. Длинный, довольно крутой подъём, идущий в канаве. Даже просто разминуться двум машинам проблема, а если не разминутся? На самом верху канавы, крутой поворот налево. Там же и площадка для ожидания проезда. И второй спуск – аварийный. Но только спуск, настолько там круто и непросто. Канава похлеще – крутая косая и узкая. От площадки зимник уходит с понижением, без проблем доводит нас до новой речки с широкой наледью, но с ясными следами автомобильных шин. Идём по ним и упираемся в крутой, но короткий «лобок». Уклон градусов 45. Но след идёт на него, и Костя добавляет газу. Камаз взлетает на горку с запасом сил, легко. Получается – проехали Малую Тиру…
Компаньоны наш манёвр повторяют удачно, и мы продолжаем путь до следующей речки.
… Неяркий свет жилого места мы увидели за километр – полтора с вершинки очередной сопочки. Спуск с горки упирается в бревенчатый мост через небольшую с виду речку. Мост, какой - то перекошённый временем и вечной мерзлотой. Да и ещё добавляют тяжёлые автомобили. Судя по конструкции и состоянию материала, строился мост ещё в пятидесятые годы… Только речка эта уже знаменитая Нижняя Тунгуска… Хотя это верховье Тунгуски, видно что она довольно полноводная. Нам говорили, что сюда рыбаки пробираются на моторных лодках. И рыбалка здесь знатная…
… Одинокий домик у Реки, пустая площадка для автомобилей. Дверь в домике не заперта, но кормильцы уже спят. Вот почему его свет такой слабый. В Кафе у Наташи светит дежурная свеча. В домике тепло, печка работает в экономном режиме. Дежурная Повариха предлагает совсем скромный выбор. Обходимся скромным ужином, спим у Кафе. Надо осмыслить новые проблемы, да и утречком можно посоветоваться с местными жителями…
… Утром плотно заправляемся свежим гуляшиком с рисом. На дороге никого, и мы снова летим в неизвестность. Летим, сильно сказано. Скорость на дороге где - то до тридцати км. Больше просто не разогнаться. Тем более что дорога абсолютно неизвестная.
… От Усть – Кута мы проехали примерно 180 км. До ближайшего Пикета, так они называются, ещё сотня непростых километров. Это Ужман...
Продолжение следует... Поехали.